Доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
г. Кемерово
Наблюдающееся в последние десятилетия снижение объема двигательной активности, показателей здоровья и физического развития населения повысили значимость и роль физической культуры и спорта в преодолении этих неблагоприятных тенденций.
Не так уж трудно убедиться, что спорт в процессе своего развития стал полифункциональным явлением – в нем обнаружились свойства, позволяющие объективно удовлетворять не одну какую-либо потребность личности и общества, а ряд неоднотипных потребностей. Не удивительно, что, имея такие свойства, спорт получил распространение в различных сферах жизни общества и в различных слагаемых индивидуального образа жизни, а это обусловило модификации спорта применительно к особенностям той или иной сферы. Так, в социальной системе образования и воспитания подрастающих поколений сформировался «школьный спорт», который приноровлен главным образом к условиям реализации педагогических целей, в иных же социальных сферах сложились существенно иные модификации спорта: рекреативно-оздоровительный спорт (в сфере отдыха и развлечения), профессионально-прикладной спорт (в сфере подготовки к труду и содействия его эффективности), профессионально-коммерческий спорт (в сфере спортивного бизнеса), супердостиженческий спорт (когда спорт превращается в отдельную, самостоятельную сферу жизнедеятельности, имеющую культуротворческое значение) и другие. Таким образом, дифференциация спорта происходит в зависимости от предоставляемых им возможностей и условий его культивирования в различных социальных сферах, где он оказывается полезным и поддается преобразованиям применительно к особенностям той или иной сферы.
Собственно говоря, в сфере физической культуры и спорта, опираясь на научные исследования, можно выделить следующие основные виды деятельности, связанные:
с физическим воспитанием;
с профессионально-прикладной подготовкой;
с физическим совершенством;
с соревновательностью, играми, зрелищами, активным отдыхом и т.п.
Следует особо выделить такой вид деятельности как физическое воспитание, которое служит для укрепления здоровья подрастающего поколения и формирования всесторонне развитой личности.
Таким образом, масштабы и сложность задач, стоящих перед физической культурой и спортом, делают актуальной проблему повышения качества подготовки специалистов на факультетах физической культуры педагогических вузов.
Готовность выпускника педагогического вуза к выполнению своих социально-профессиональных функций определяется уровнем овладения им теоретическими знаниями по изучаемым в высшем учебном заведении дисциплинам, сформированности у него профессионально важных качеств личности, умений и навыков. Усвоение знаний и умений является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Все это возможно при решении следующих основных задач:
вооружения студентов теорией и методикой различных способов обучения, умениями и навыками оценки и самооценки качества овладения изучаемым материалом;
стимулирования учебно-познавательной активности студентов, формирования у них потребности в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании;
повышения роли самостоятельной работы студентов и четкой организации их самостоятельной деятельности в учебное и внеучебное время;
формирования у студентов педагогического сознания и мышления, творческого подхода к решению проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
систематического вовлечения будущих учителей в практическую творческую деятельность, связанную с их подготовкой к обучению и воспитанию подрастающих поколений.
Очевидно, что основными путями эффективного использования современных способов обучения в учебном процессе высшей школы являются: оптимальное сочетание форм обучения и форм организации учебного процесса, содержания учебной дисциплины и методов и средств обучения, деятельности преподавателей и студентов в учебное и внеучебное время; использование различных педагогических приемов, создающих благоприятные условия для работы "преподаватель - студенты", "студент - студенты" с учетом уровня их потенциальных возможностей, применение различного по сложности учебного материала, практических заданий, относительно полной самостоятельности при их изучении и выполнении; широкое применение педагогики сотрудничества и максимальное приближение обучающихся к будущей профессиональной деятельности, использование различных частно-дидактических приемов, позволяющих повысить качество усвоения знаний и уровень сформированности профессионально важных умений и навыков с учетом специфики преподаваемой дисциплины.
Не вызывает сомнения, что решение изложенных выше задач позволит существенно повысить качество подготовки учителей физической культуры в условиях вуза, а также в условиях классического университета.
высокого уровня профессионального мастерства преподавателя и владения им теорией и методикой коллективного способа обучения;
оптимального использования в профессиональной подготовке будущих учителей форм организации учебно-познавательной деятельности студентов в рамках коллективного способа обучения и выбора адекватных дидактическим целям и задачам методов обучения;
научно обоснованной системы оценки качества усвоения учебного материала студентами и уровня сформированности у них профессиональных умений и навыков, вооружения будущих учителей в ходе учебной деятельности умениями и навыками самооценки и самоконтроля.
Библиографическая ссылка
Родин М.А. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6636 (дата обращения: 23.11.2024).