Заочные электронные конференции
 
     
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Родин М.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Родин Максим Александрович

Доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

г. Кемерово

Физическая культура является составной частью социальных отношений между людьми, складывающихся на той или иной социально-экономической сфере. Характер физической культуры определяется ее связями с идеологией и политикой, культурой, моралью и искусством, с образованием и воспитанием общества.

Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образование и воспитание.

Среди различных физических упражнений способствующих всестороннему физическому развитию, главенствующая роль принадлежит упражнениям легкой атлетики. Различные виды бега, прыжков и метания входят составной частью в каждом уроке физической культуры, а приобретаемые в ходе занятий двигательные качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость) и двигательные навыки широко применяются как в трудовой деятельности, так и в военном деле. Легкая атлетика доступна всем, она не требует сложных приспособлений и оборудования; например, заниматься бегом можно на любой площадке, в любое время года. Важное место упражнениям легкой атлетики отводится в спортивных школьных секциях. Основательная легкоатлетическая подготовка позволяет достигнуть успехов во многих других видах спорта.

Упражнения легкой атлетики хорошо развивают основные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела, стимулируют увеличению длины костей, что положительно влияет на рост учащихся. Постоянные занятия видами легкой атлетики закаливают волю школьника, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.

Многие школьники с интересом занимаются легкой атлетикой, однако методы массового обучения все еще значительно отстают от уходящей вперед спортивной практики.

Перед учителем физической культуры всегда стоит проблема подбора упражнений, средств и методов, наиболее эффективно способствующих всестороннему развитию школьника.

Школьные программы отличаются определенным консерватизмом, тем не менее, и они претерпевают некоторые изменения, которые зависят от материальной базы, климатических условий, наличия спортивного инвентаря и оборудования, состава педагогических кадров, традиций и, к сожалению, от взглядов на проблемы физического воспитания у тех людей, которые в данный момент руководят этим разделом обучения школьников.

Важность совершенствования системы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы обуславливает необходимость еще раз внимательно проанализировать состояние этой проблемы, вскрыть имеющиеся противоречия между целями и методами физического воспитания, наметить перспективы совершенствования урока легкой атлетики. Поэтому необходимо по-новому взглянуть на школьный урок физической культуры. И вообще, нужен ли в новой школе «старый» урок в том виде, в котором он проводится.

Решение проблемы требует применения методов, адекватных условиям обучения. Обязательно нужен учет индивидуальных особенностей каждого школьника: биологической зрелости, физического развития, состояния здоровья. Необходимо учитывать местные условия и возможности.

В связи с этим, имеются не решенные вопросы, например, какие программы предложены по физической культуре? Отвечают ли они требованиям современной школы и государственного образования? Какие программы существуют по физической культуре с углубленным изучением, какого-то вида спорта, например легкой атлетики?

Эти и многие другие вопросы требуют своего разрешения.

Нами было предпринято исследование учебного процесса по физической культуре в 20 общеобразовательных школах г. Кемерово с целью выявления педагогических условий эффективности преподавания физической культуры.

Анализ концепций системы физического воспитания показал, что все концепции направлены на приоритет личности человека в процессе освоения физических ценностей. Уважение индивидуальной направленности человека, его права на свободу выбора форм физического совершенствования, пересмотр целей рассматривается как одно из важнейших условий гуманизации процесса воспитания, включая в его собственный потенциал развития ученика его мотивационной и потребительской сферы.

Однако, к сожалению, принятие концепций физического воспитания имеет немало недостатков. В том, что предлагаемые концепции, как правило, сужают физическое воспитание до различных его вариантов. А оздоровительные, образовательные, духовные задачи, по сути, декларируют.

Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса возможны на основе идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

В прошлом веке система физического воспитания несколько менялась в связи с временными обстоятельствами. До 30-х годов физическая культура была элитной культурой. В 30-е годы был создан комплекс «готов к труду и обороне», что повысило интерес к спорту. А вот в годы войны физкультурная деятельность немного угасла. В послевоенное время физическая культура приобрела массовый характер. Спортивная деятельность из любительской переросла в профессиональную деятельность.

Цель современного воспитания школьников заключается в содействии формированию разносторонне развитой личности. Создать у детей целостное представление о физической культуре здоровья как элементах общей культуры.

Чтобы добиться этой цели, преподавателям физической культуры предложен ряд учебных программ, одобренных Министерством образования и науки РФ. Но не нужно забывать, что существуют и авторские программы, по которым преподаватель может ориентироваться при планировании учебного материала на свое усмотрение. Все программы коренным образом не отходят от принципов, сложившихся в системе физического воспитания и сопоставимы по действующим нормативам оценки учащихся; они все же позволяют в большой степени учесть интересы, возможности учителя и ученика. Авторские программы имеют свою направленность, дифференцированный подход и разновидность спортивной деятельности, что коренным образом отличает от других программ.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.

Для того чтобы преподавание физической культуры в общеобразовательной школе было наиболее эффективным, нужно соблюдать несколько педагогических условий, полученные нами в ходе исследований:

  • при планировании учебного материала необходимо учитывать интересы учащихся к различным видам спорта;

  • проведение теоретических занятий;

  • использование технических средств обучения;

  • использование дифференцированного подхода.

Также для эффективного преподавания имеет огромное влияние два фактора:

  • климатические условия;

  • материальная база школы.

Таким образом, все зависит от конкретных условий школы и уровня подготовленности учащихся. Правильное планирование программного материала дает возможность варьировать временем, определенным на различные разделы программы. Это позволяет избежать недостатков, как в физической подготовленности учащихся, так и в овладении ими жизненно важными двигательными умениями и навыками.

Библиографическая ссылка

Родин М.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6640 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат