ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В КЕМГУ
Родин Максим Александрович
Доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
г. Кемерово
Современный этап развития системы образования в Российской Федерации в полной мере отражает политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества, когда наряду с преобразованием многих сторон жизнедеятельности человека происходит преобразование самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.
Неотъемлемой частью развития общей и профессиональной культуры личности является физическая культура, которая наиболее полно реализует свои социальные функции в системе физического воспитания. На предшествующем историческом этапе формирования и развития основных форм и направлений образовательной деятельности, система физического воспитания молодежи складывалось под влиянием общества и государства, решая при этом насущные потребности – необходимость подготовки молодежи к высокопроизводительному труду и защите Отечества. Такая ситуация определила отчуждение самого человека от возможности полноценно овладевать, а затем использовать содержание своей физической природы.
В настоящее время кризис государственной системы физического воспитания обернулся для общества рядом отрицательных последствий, среди которых можно выделить снижение уровня здоровья населения, особенно молодежи. Этот факт имеет особую значимость, так как состояние здоровья детей и подростков является важнейшим показателем жизнеспособности народа любой страны. Наряду с этим, имеются многочисленные доказательства взаимосвязи уровня двигательной активности и многих параметров, характеризующих состояние здоровья, в то время как дефицит физических действий оказывает негативное влияние на процесс развития организма детей и подростков, особенно на их физическое развитие.
Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса. При этом учитель может по праву считаться носителем общей и профессиональной культуры.
Давно замечено, что педагогическое образование принимает оптимальный вид при динамическом равновесии в его структуре двух основных процессов – функционирования и развития. Однако при подготовке учителя физической культуры необходимо учитывать большое количество дополнительных параметров, воздействующих на педагогическую квалификацию будущего специалиста, которому предстоит работа в общеобразовательной школе.
При этом необходимо выделить главную задачу, которая решается в процессе занятий физической культурой и спортом – формирование личности.
В данном случае следует рассматривать занятия спортом, то есть целенаправленный педагогический процесс, как один из способов для создания условий, способствующих формированию личностных качеств (интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы, эстетических представлений и потребностей) учеников.
Другой важной задачей любых занятий спортом, независимо от характера двигательной деятельности (бег, плавание, гимнастика и т.д.), представляется развитие определенных двигательных способностей (физических качеств). Успех в практической работе над повышением физической подготовленности во многом определяется правильным планированием материала для формирования двигательных способностей в течение года, что требует от педагога высококвалифицированного подхода к решению задачи формирования физических качеств.
Эффективность выполнения данных задач во многом зависит от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностях их развития отдельных учеников. Кроме того, необходимо учитывать не только двигательные, но и определенные интеллектуальные, эмоциональные и эстетические потребности школьников, причем потребности сугубо индивидуальные.
Необходимо отметить, что подготовку учителей физической культуры в настоящее время осуществляют учебные заведения различного типа: педагогические университеты, институты, академии физической культуры. При этом, несмотря на применение единого Государственного образовательного стандарта, определяющего требования к уровню подготовки бакалавра и непосредственное содержание учебного процесса по специальности 032101 «Физическая культура» отмечается существенное различие между конкретным содержанием учебных планов. Такая ситуация обусловлена, на наш взгляд, следующими факторами:
содержанием регионального компонента учебного плана, которое в полной мере отражает материально-техническую обеспеченность конкретного образовательного учреждения, а также местные климато-географические условия;
наличие специалистов в необходимых областях знаний, причем весьма значимой стороной данного вопроса является их квалификационный уровень.
Кроме того, в зависимости от преимущественной специфики учебного заведения (например, педагогический университет и академия физической культуры) зачастую существенно различается содержание учебных программ по отдельным дисциплинам, а также требования, предъявляемые к студентам как будущим профессионалам в процессе обучения.
В данном аспекте представляется чрезвычайно актуальным решение главной проблемы подготовки учителя физической культуры. Иными словами, возникает вопрос – какая направленность имеет больший приоритет, педагогическая или практическая (физкультурно-спортивная)?
Анализируя данные многочисленных научных исследований, посвященных данной проблеме, можно прийти к логичному заключению о необходимости гармоничного сочетания упомянутых разделов подготовки будущего специалиста. Однако не всегда понятно, в какой пропорции должны сочетаться педагогическое и спортивное начало в учителе физической культуры.
Принимая во внимание современные социально-экономические условия, негативно изменившуюся систему жизненных ценностей, а также систему подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре, существующую в настоящее время, нами была составлена программа исследовательской работы.
Цель исследования заключается в выявлении ведущих тенденций, принципов и психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учителя физической культуры в условиях классического университета.
Данная цель исследования предполагает решение следующих задач:
Разработать теоретико-методологическую основу исследования подготовки учителя физической культуры.
Построить педагогическую модель подготовки учителя физической культуры в условиях классического университета.
Выявить проблемы, противоречия и особенности подготовки учителя физической культуры и их аксиологические основания.
Сконструировать и проверить опытным путем педагогическую систему, направленную на формирование личности будущего учителя физической культуры.
Определить ведущие тенденции, принципы и психолого-педагогические условия эффективного воспитания и развития личности учителя физической культуры.
Выявить педагогические технологии подготовки учителя физической культуры в условиях классического университета.
Разработать методические рекомендации по формированию личности учителя физической культуры.
Не вызывает сомнения, что подобные исследования крайне необходимы для совершенствования технологий подготовки специалистов и способны внести существенный вклад в педагогическую науку, что весьма актуально на современном этапе развития системы высшего образования.
Библиографическая ссылка
Родин М.А. ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В КЕМГУ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6641 (дата обращения: 23.12.2024).