Заочные электронные конференции
 
     
Развитие логического мышления на уроках математики
Чистопрудова Е.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

«Развитие логического мышления на уроках математики»

Чистопрудова Е.В.,

учитель математики и информатики

МОУ «Гимназия №1» г. Балаково Саратовской области

Чтобы развить мышление обучающихся, нужно показать им как функционирует мышление на практике. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения

решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается

найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.

Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока , каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий,но и задач развивающего характера(активно или пассивно). На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: обучащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически.

Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления :

1.Традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.

2.Специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления.

Д ля формирования логического мышления приоритетным является второй подход.

Для формирования логического мышления обучащихся 5-7 классов может быть использована система развивающих заданий по темам:

· аналогия;

· исключение лишнего;

· в худшем случае

· классификация;

· логические задачи;

· перебор;

· задачи с геометрическим содержанием;

· задачи на переливание;·

· задачи-шутки;

· ребусы и кросснамберы;

Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся :

формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в

большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки;

задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления , развивают

логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить,

полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли;

задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению;

задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений

школьников, на расширение кругозора.

Учитель, преподающий в 5-7 классах, может развивать логическое мышление обучащихся с помощью созданной системы заданий.

Для этого необходимо учитывать следующее:

1.выбранные задания должны быть посильными для детей;

2.задания, отобранные для одного урока , должны быть разнообразными для воздействия на различные

Библиографическая ссылка

Чистопрудова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6648 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат