«Развитие логического мышления на уроках математики»
Чистопрудова Е.В.,
учитель математики и информатики
МОУ «Гимназия №1» г. Балаково Саратовской области
Чтобы развить мышление обучающихся, нужно показать им как функционирует мышление на практике. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения
решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается
найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока , каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий,но и задач развивающего характера(активно или пассивно). На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: обучащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически.
Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления :
1.Традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.
2.Специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления.
Д ля формирования логического мышления приоритетным является второй подход.
Для формирования логического мышления обучащихся 5-7 классов может быть использована система развивающих заданий по темам:
· аналогия;
· исключение лишнего;
· в худшем случае
· классификация;
· логические задачи;
· перебор;
· задачи с геометрическим содержанием;
· задачи на переливание;·
· задачи-шутки;
· ребусы и кросснамберы;
Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся :
формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в
большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки;
задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления , развивают
логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить,
полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли;
задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению;
задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений
школьников, на расширение кругозора.
Учитель, преподающий в 5-7 классах, может развивать логическое мышление обучащихся с помощью созданной системы заданий.
Для этого необходимо учитывать следующее:
1.выбранные задания должны быть посильными для детей;
2.задания, отобранные для одного урока , должны быть разнообразными для воздействия на различные
Библиографическая ссылка
Чистопрудова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6648 (дата обращения: 23.11.2024).