Заочные электронные конференции
 
     
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРУ КИТАЯ
Борисенко О.А., Соболева Е.В., Фен Лили


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

УДК327.009

О.А. Борисенко

Забайкальский государственный университет

Соболева Е.В.

студентка специальности «Культуралогия» Забайкальский государственный университет

Фэн Лили

Декан Канадско-Китайского факультета

Шаньдунский институт бизнеса и технологий, г.Яньтай, КНР

Влияние глобализационных процессов на современную культуру Китая

С расширением процесса глобализации актуальной стала проблема сохранения самобытности культур, национально-культурной специфики, культурных особенностей народов. Современные условия характеризуются интенсивностью культурных обменов, стремлением нивелировать имеющиеся культурные различия. Китай - уникальная историко-культурная самодостаточная страна, на протяжении многих столетий привлекающая внимание западного мира.

Межкультурное взаимодействие было всегда, но в современном мире этот контекст усиливается в условиях взаимозависимости развития стран. Диалог культур это сложный процесс, так как не все элементы другой культуры могут быть постижимы, так, например, чтобы принять те или иные национальные особенности другой культуры, необходимо проникновение в ее ценности, традиции и мировоззрение. Хотя культура взаимопонимания, сформировавшаяся в веках, и позволила человеку обеспечить «сложное единство всего человечества», всех человеческих культур, нет единой мировой культуры, но есть «сложное единство всего человечества»[3,14], в чем и проявляется гуманистическое начало. Культура выступает качественным показателем развития духовной жизни общества, его прогресса, что позволяет рассматривать ее как системное качество духовной жизни. Человеческие силы и способности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития) позволяют представить духовную культуру в виде конкретного способа реализации тенденций развития общества в процессе этой духовной деятельности.

Культурная глобализация понимается как диалог многополюсных культур, в процессе которого происходит большое осознание национальной культуры[4,76]. Современные условия дают возможность развития и расширения контактов, но доминирующим остается одно - открытость к миру. Система ценностей иностранной культуры стремительно продвигается вперед, увеличиваются шансы проникновения западного мышления, в то время как идеалистические убеждения молодежи, этика и мораль, национальная самоидентификация незаметно подвергаются разложению и даже коренным изменениям. А ведь культурная идентичность формирует в индивиде определенные устойчивые качества, благодаря которым он имеет возможность ориентироваться в социокультурном пространстве[5.52].

Восток всегда был воплощением иррациональности. При бурном развитии он сохраняет свои традиции: идет «в ногу со временем», сохранения внутреннее спокойствие и гармонию с миром. В современном мире весь мир увлечен китайской едой, а китайцев привлекают чипсы, гамбургеры и кока-кола. Молодого человека в Китае можно вряд ли как-то отличить от западного – те же вытянутые джинсы, не заправленная футболка, цветные волосы, да и слушает он ту же музыку. В доступности есть все известные голливудские фильмы, глянцевые журналы, которые проходят в Китае строгий контроль цензуры. Но более зрелое поколение, а так же население в отдаленных городках, которое составляет основную массу, по прежнему живут, соблюдая ценности общения, в основе которой мораль, а не расчет как на Западе. Растет интерес к развитию Китая – Пекинская олимпиада 2008г. и Универсиада 2011г. в Шэньчжэне, мировой успех Шанхайской выставки 2010г.

Сегодня перед культурой Китая стоит задача: как в условиях глобализации сохранить национальный колорит китайской культуры, не только не позволив мировой культуре проникнуть в Китай, но и «заразить» мир культурой Китая. Как отмечает И.В. Зиновьев в диссертационном исследовании, «сегодня восточная культура как никогда ранее оказывает огромное воздействие на культуру представителей западной цивилизации. Если прежде представлялось, что культуры Востока и Запада взаимно не пересекаются, то сегодня наметились точки их соприкосновения и взаимовлияния»[1,243]. Наиболее ярко это стало проявляться в последнее десятилетие.

Таким образом, современная культура Китая, несмотря на растущее влияние Запада и сохраняющая свое культурное самосознание, обладает притягательной силой и способна воздействовать на другие культуры. Исторически доказано, что китайская традиционная культура жизнеустойчива при столкновении с иными культурами. Причем основной чертой китайского национального характера и китайской культуры является исторически развитая адаптация, позволяющая китайскому обществу воспринимать ценности привносимых в него культур, преломляя их через призму собственных идей, интересов и ценностей. В этом сказывается их национальное самосознание[1,243].

Сможет ли западный мир в будущем полностью преобразить китайскую культуру? На этот вопрос пока нет окончательного ответа. Исторический опыт китайской цивилизации свидетельствует скорее в пользу противоположного вывода. На протяжении веков ей удавалось вбирать в себя элементы других культур и тем самым обогащать и укреплять себя. Может ли измениться вектор, в немалой степени зависит от жизненности некоторых основополагающих традиций, среди которых, возможно, главное место занимает глубокая привязанность каждого этнического китайца, куда бы его судьба ни забросила, к своим истокам. Эту привязанность пока не сумела искоренить ни модернизация, ни вестернизация.

Диалог культур является одним из главных фундаментов в развитии человека и общества. Большое разнообразие культур показывает уникальность каждой отдельно взятой. Традиция жить в гармонии самим с собой и уважать других - одно из основных требований развития мировой культуры. Столкновение между культурами может привести к большим серьезным проблемам, не только на национальном уровне, но и на всей международной картине. Поэтому взаимодействие культур - это сложный и структурированный процесс, в котором нужно рассматривать интересы двух сторон, и только тогда возможен будет диалог. Так Следзевский И.В, анализируя природу диалога, учитывает, что «широкий диалог, который постоянно идет в культуре, осуществляется на основе циркуляции в общественном сознании различных идей, мировоззренческих и ценностных установок», следовательно, он делает вывод, что диалог культур и цивилизаций как реальность «не сводится к процессам коммуникации, он включен, в другие процессы межкультурного общения, включая восприятие друг друга партнерами по диалогу»[6].

Условия глобализации, выход на рыночные отношения открыли для стран восточной культуры также возможность изучения нового образа жизни и нового образы мышления. К примеру, Поднебесная открылась глобализации двояко – с одной стороны это развитие рыночных отношений, а с другой – сохранение самобытности. Как писал в свое время М.Бахтин: «Культура вся расположена на границах, граница проходит повсюду, через каждый момент её ... культурная жизнь отражается в каждой капле»[2,170]. Сегодня Китай стал мировой фабрикой, он за короткие сроки увеличил капитал, благодаря которому устойчиво пережил финансовый криз 1997-1998г. Возрос интерес к образу жизни - повсеместное увлечение йогой и восточными единоборствами. Миллионы китайцев учатся по всему миру. В Китае, Вьетнаме и Республике Корея изучение английского языка начинается с 3 лет, так как его знание является обязательным при занятии государственных должностей. Благодаря возможности получения образования на Западе, представителей Востока стали лучше там понимать. По данным министерства образования Китая, за 2010 год число китайских студентов за рубежом, которые обучаются в США, Австралии и Северном Королевстве, достигло 280 000. «После реформ Мэйдзи, во второй половине XIX – начале ХХ в., в Японии развернулось движение учебы у Запада. В то время для японских инженеров высшим авторитетом являлись немецкие и английские станки и машины»[7,14].

Глобализирующийся мир, завершив эпоху модернизации, способствовал тому, что диалог культур, став парламентером мира и сотрудничества между странами, формируясь как межцивилизационный диалог культур в различных формах своего проявления (международных общественных или государственных объединениях) приобрел институциональное выражение.

Список литературы:

  1. Абрамова, Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие: монография/ Н.А. Абрамова.- Чита: ЧитГУ, 1998.- С.243

  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Слово, 1994. – с. 170.

  3. Кокшаров, Н.В. Взаимодействие культур: диалог культур // "Credo new"теоретический журнал. № 3 2003. С.14

  4. Ли Пин, Культурная регионализация в условиях межкультурного взаимодействия/ Ли Пин,- Чита: Поиск, 2008.- С. 76

  5. Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации/ А.П.Садохин.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-С.52.

  6. Следзевский И.В. Тезисы доклада "Диалог культур и цивилизаций: понятие, реалии, перспективы (22.05.03) [Электронный ресурс] / И.В. Следзевский // Международный фонд социально-экономических и политологических исследований / Конференции - Режим доступа http://www.gorby.ru/rubrs.asp/?rubr_id=119, свободный – Загл. с экрана.

  7. Титаренко М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточноазиатский вектор. М.: Памятники исторической мысли, 2003. – 14с.

Библиографическая ссылка

Борисенко О.А., Соболева Е.В., Фен Лили ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОВРЕМЕННУЮ КУЛЬТУРУ КИТАЯ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6653 (дата обращения: 24.04.2024).



Сертификат Получить сертификат