Заочные электронные конференции
 
     
Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России
Ефремова Т.М., Гутник А.Г., Кучай А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

налогового стимулирования инновационной деятельности в России

Т.М.Ефремова, к.с.н. доцент кафедры

учета и налогообложения,

А.Г.Гутник, студент ЭФ,

А.В.Кучай,студент ЭФ,

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития. Роль государства в области поддержки инноваций включает: формирование и реализация программ стимулирования инновационной активности; применение фискальных и прочих элементов государственного регулирования, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государственные заказы на проведение НИОКР; организация эффективного взаимодействия академической, прикладной науки и промышленных корпораций и др.

В 2010 году была опубликована стратегия инновационного развития России до 2020, разработанная Минэкономразвития. Данная стратегия – продолжение проводившейся на протяжении последнего десятилетия политики стимулирования инновационной активности. В 2005 году приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году – Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года [1]. По мнению независимых экспертов лишь треть важнейших показателей, запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г., была достигнута на первом этапе ее реализации (2006—2007 гг.). Большинство параметров оказалось ниже уровня, предусмотренного инерционным сценарием (не учитывающим мероприятий, проводимых в рамках Стратегии). Более того, некоторые параметры продемонстрировали негативную динамику [2].

На втором этапе (2008—2010 гг.) выполнения Стратегии развития науки и инноваций до 2015 г. средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40%. Но большинство параметров по-прежнему не достигает даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, а отдельные ключевые индикаторы сохраняют негативную динамику. Самые мощные стимулы для инновационного развития предприятий заложены для Инновационного центра «Сколково». Среди мер налогового стимулирования предусмотрено установление льготного налогового режима (налог на прибыль — 0% в течение десяти лет, освобождение от НДС в течение десяти лет, налога на имущество организаций, обязательные страховые взносы на уровне 14% нагрузки на ФОТ и проч.).

В перспективе предполагается существенное снижение налоговой нагрузки на новые частные высокотехнологичные компании, созданные в чистом поле, на определенный период (пять — семь лет) после их учреждения и с учетом объема осуществленных частных инвестиций [2].

На заседании в Совете Федерации, темой которого была «Технопарки и особые экономические зоны как эффективная форма развития малого и среднего предпринимательства», участники обсудили проблемы и перспективы развития малых и средних предприятий в особых экономических зонах и технопарках.

По итогам обсуждения были приняты рекомендации. По общему мнению участников заседания, следует ускорить принятие Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», доработать и утвердить «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», определяющую направления развития инновационной инфраструктуры - технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий.

Необходимо также разработать систему правовых и экономических инструментов, стимулирующих субъекты малого и среднего предпринимательства к вовлечению результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот [3].

Так же было выдвинуто предложение относительно налогового стимулирования деятельности субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства - скорректировать законодательство и упростить процедуру администрирования и уплаты налогов и сборов для данных субъектов. Есть необходимость продумать механизмы благоприятного таможенного регулирования в отношении российских инновационных предприятий.

В числе рекомендаций поступило предложение ввести дифференцированную шкалу тарифов страховых взносов для облегчения нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы. При этом размер тарифов страховых взносов целесообразно устанавливать в зависимости от профиля основной деятельности налогоплательщика и используемого им налогового режима. Например, по мнению специалистов, может быть снижен размер совокупного тарифа для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внедрение и вовлечение в гражданский оборот результатов научно-технической деятельности [3].

Для оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную и инновационную деятельность, предлагается решить вопрос об увеличении объема средств федерального бюджета, направляемых на субсидирования процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства [4].

Предполагается разработать и внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», дающие коммерческим банкам право инвестировать средства в активы малых и средних инновационных компаний. А также законодательно определить порядок осуществления рискового (венчурного) финансирования перспективных инновационных проектов (с механизмом страхования и гарантирования венчурных вложений).

Особый пункт рекомендаций направлен на повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в размещении государственных и муниципальных заказов. Рекомендуется рассмотреть возможность увеличения доли государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 20 до 35%. Перспективным направлением в этой связи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов оценки деятельности заказчиков при размещении государственного и муниципального заказа у субъектов малого инновационного предпринимательства [4].

Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в России имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности [5].

К прямым методам экономического контроля относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы. Косвенные методы являются более эффективными и значимыми. Сама суть косвенных методов заключается в формировании внешних, общественных условий формирования инновационной деятельности. Представляются три основных вида: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции. Наиболее продуктивным является налоговое стимулирование.

Основным недостатком применения налогового стимулирования, как метода, является отсутствие чётких приоритетов: система налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли народного хозяйства и не ставит в преимущественное положение перспективные наукоемкие направления.

Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами или налоговых платежей. Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом части дохода, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и прочего.

Существенным минусом является и тот факт, что в РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон (ОЭЗ), т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер. Поэтому помимо налогового стимулирования инновационной деятельности большое значение имеют вопросы и проблемы административного и правового характера.

В развитых странах при создании ОЭЗ ставится целью, прежде всего, техническое переоснащение производства на базе новых технологий, а поэтому предоставляются в основном налоговые льготы. В развивающихся же странах помимо модернизации экономики приоритетными являются цели привлечения зарубежного капитала и передового управленческого опыта, а потому и льготы предоставляются не только в системе налогообложения, но и по аренде земли, использованию рабочей силы. Имея в виду, что в числе основных инструментов государственного регулирования ОЭЗ в России налоговые и таможенные преференции стоят на третьем месте (после государственной поддержки создания инфра - структуры на территориях ОЭЗ и введения упрощенного режима администрирования), можно сделать вывод о том, что мы пошли по пути развивающихся стран [6].

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность [7]:

- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензии, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли па сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ к другим инновационным организациям;

- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием

инноваций;

-зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Уровень налоговых льгот в РФ существенно не дотягивает до уровня зарубежных стран - ни по количественным, ни по качественным показателям. Наиболее сложной проблемой налогообложения инновационных организаций является высокий уровень страховых взносов. В расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, следовательно, и на уплату страховых взносов, а поскольку с 2011 г. увеличена ставка страховых платежей, это является обременительно для инновационных компаний.К проблематике налогового стимулирования инновационной деятельности в России так же можно отнести следующее:

1. При совершенствовании налогового механизма следует учитывать низкую чувствительность предприятий к незначительным налоговым льготам (например, снижение на 10-15 %). Нужны сильнодействующие экономические стимулы;

2. Проводимая налоговая и таможенная политика не стимулируют экспорт наукоемкой продукции отечественных товаропроизводителей, и сдерживает иностранных инвесторов, желающих вкладывать средства в технологическое обновление российских и совместных предприятий;

3. Недостаточными являются права органов государственной власти региона в проведении самостоятельной налоговой политики, направленной на стимулирование предприятий в обновлении производства, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг;

4. Для предприятий России необходим особенный подход в построении налоговых механизмов и налоговой политики. Низкие налоговые ставки оказывают большое стимулирующее воздействие на инвестиционную активность в частном секторе и значительно меньшую - в государственном. В рамках действующего механизма у предприятий ощущается недостаточная заинтересованность в использовании прибыли на цели капиталовложений. Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание комплексного подхода к формированию налоговой политики в отношении предприятий инновационного типа, в том числе и полное освобождение от всех видов налогов и платежей на период их становления. Государство должно стимулировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, учитывая ограниченность ресурсов и государственные (общественные) приоритеты.

Система стимулирования должна способствовать активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности реальных секторов экономики.

Высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иновационная Россия 2020: анализ состояния к стратегии развития [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена компанией «Альтаиста». Бизнес-портал ELport.ru – Режим доступа: http://elport.ru/articles/inovatsionnaya_rossiya_2020_analiz_sostoyaniya_k_strategii_razvitiya (дата обращения: 24.02.2012).

  2. Титов Д. Инновационная стратегия новая. Грабли те же [Текст]/ Д. Титов //Экономика и жизнь. - 2011. - №02 (9368). – С. 7-11.

  3. Развитие инноваций обсуждали в Совете Федерации [Электронный ресурс]: Особая экономическая зона «Дубна». – Режим доступа: http://www.dubna-oez.ru/news/81.htm (дата обращения 16.02.2012).

  4. В Совете Федерации обсудили развитие малого бизнеса в особых экономических зонах и технопарках, а также другие вопросы сферы МСП [Электронный ресурс]: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства.–Режимдоступа: http://smb.gov.ru/content/news/federal/ general/ m,f,369687 (дата обращения 17.02.2012).

5. В России введут новые налоги [Электронный ресурс]: URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/16029/

6. Гордеева О.В. Особые экономические зоны: налоговый аспект [Текст] / О.В. Гордеева // Финансы. –2009. – № 7. – С. 21-23.

7. Леонтьев Л.И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом [Текст] / Л.И. Леонтьев // Инновации. – 2003. – №4. – С. 85-90.

Библиографическая ссылка

Ефремова Т.М., Гутник А.Г., Кучай А.В. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // III Всероссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
URL: http://econf.rae.ru/article/6657 (дата обращения: 28.10.2021).



Сертификат Получить сертификат