Заочные электронные конференции
 
     
Повышение эффективности камеральной налоговой проверки
Малецкий А.А., Быков И.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Повышение эффективности камеральной налоговой проверки

Малецкий А.А, ст. преподаватель кафедры

учета и налогообложения,

Быков И.А., студент ЭФ,

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»

Процедура проведения КНП установлена в ст. 88 НК РФ. Она проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно ст. 88 НК РФ, под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Камеральные проверки − лучший способ выбрать тех налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа в процессе выездных проверок. При камеральных проверках налоговые органы проводят большую работу, которая является непосредственной подготовкой к посещению налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия налоговых органов в ходе камеральных проверок (возможность требовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и дополнительные документы и т.д.) позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить проблемы в деятельности налогоплательщика. Более глубокий анализ, которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

Для проведения камерального контроля налоговыми органами используются четыре основных метода:

1) негласный метод;

2)метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта;

3) логически-дедуктивный метод;

4) финансово-аналитический метод.

Конкретные методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Однако истечение срока проверки и отсутствие информации о претензиях налоговиков не гарантируют, что проверка закончена. Возможно, что налоговый инспектор просто запросил информацию у контрагента и ждёт ответа. Получив его, он имеет право предъявить претензии, хотя срок проверки истёк. Есть исключение − камеральная проверка декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению. Об окончании проверки налоговые органы должны известить в любом случае.

Правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ, которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций. Налоговая декларация является основой проведения камеральной налоговой проверки. При сдаче отчетности и предоставлении документов по требованию налогового органа существует очень много тонкостей, которые необходимо учитывать налогоплательщику, так как они играют немаловажное значение, и в конкретных случаях помогут избежать налогового правонарушения, а также начисления штрафных санкций. В настоящее время в системе налогового контроля камеральные проверки занимают лидирующие позиции, это обусловлено рядом факторов:

1) меньшая трудоёмкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

2) полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчётность в налоговые органы;

3) возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчётных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы. Анализ практики применения КНП по Тюменской области позволяет сделать следующие выводы:

  • сравнительный анализ эффективности выездных и камеральных налоговых проверок по данным Тюменской области за 2008 – 2010гг. показал, что доначисления по ВНП за рассматриваемый период значительно превышают аналогичный показатель по результатам КНП. Отсюда можно сделать вывод, что КНП полностью охватывают налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчётность в налоговые органы. Проведение выездных же налоговых проверок, зависит от результатов камеральных, то есть, в большинстве случаев, если КНП было выявлено нарушение, то соответственно этим налогоплательщикам приходится столкнуться с ВНП. Однако если учесть показатели за I-полугодие 2011г., то закономерность нарушена, так как доначисления налогов по КНП увеличились, а также превысили показатель по ВНП на 121194 руб. или на 7%. Таким образом, эффективность КНП в 2011г. растет, что является положительным результатом в деятельности контрольной работы налоговых органов.

  • анализ результатов и показателей эффективности контрольной работы по камеральным проверкам за 2008 − 2010 гг. показал, что количество проведенных КНП на протяжении всего исследуемого периода снизилось. Так, если 2008г. было проведено 827676 камеральных налоговых проверок, то в 2010 г. только 608913 ед. Однако, несмотря на то, что данный показатель снизился, количество дополнительно начисленных платежей выросло, соответственно увеличилась и результативность КНП: если в 2008г. доначисление налогов на 1 камеральную проверку составляло 5,62 тыс. руб., то в 2010г. уже 9,43тыс.руб.

Библиографическая ссылка

Малецкий А.А., Быков И.А. Повышение эффективности камеральной налоговой проверки // III Всероссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
URL: http://econf.rae.ru/article/6663 (дата обращения: 21.10.2021).



Сертификат Получить сертификат