Заочные электронные конференции
 
     
КРИТЕРИИ ОТБОРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЛЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
КУЗЬМЕНКО О.А., КРЕЙДА И.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Критерии отборА налогоплательщиков для выездной налоговой проверки

Кузьменко О.А., к.э.н., доцент кафедры

учета и налогообложения,

Крейда И.И., аспирант дневной формы обучения,

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия

мировой экономики, управления и права»

Действенная система отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, является важнейшим фактором высокой эффективности контрольной работы налоговых органов. В первую очередь это позволяет найти наиболее оптимальное направление максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых предполагается наибольшей.

В связи с этим, несколько лет назад акцент в контрольной работе был сделан на углубленном предпроверочном анализе результатов финансово-хозяйственной деятельности и определении "зон риска" налоговых правонарушений. По состоянию на 2011г. система предпроверочного анализа была представлена как несовершенная. Главным показателем стала сложившаяся арбитражная практика, в результате которой уменьшилось количество доначислений по результатам выездных налоговых проверок. Действенность налогового контроля на прямую зависит от тщательного предпроверочного анализа и предварительных мероприятий налогового контроля, а также способствует эффективности налогового администрирования.

Для разрешения данной проблемы правительством была разработана «Концепцияя системы планирования выездных налоговых проверок». Основной целью которой стало создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Таким образом, государство в лице Федеральной налоговой службы не только контролирует правильность и полноту уплаты налогов и сборов, но и планирует их сбор в бюджетную систему РФ. Одним из механизмов такого планирования и является отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных.

Для отбора налогоплательщиков в план выездных проверок налоговые органы проводят анализ финансово-экономических показателей деятельности своих плательщиков. Такое мероприятие включает в себя анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. Цель его сводится к выявлению значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды. Также сравниваются показатели со среднестатистическими, сложившимися в отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени. Не обходится и без проверки внутренних данных, поступивших от сторонних регистрирующих органов. Например, сравниваются сведения о транспортных средствах земельных участках, о регистрации имущественных объектов и пр. Налоговые проверки планируются по результатам оценки налоговых рисков с использованием критериев изложенных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, которая разработана в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок.

В современных экономических условиях для ФНС России решение задачи контроля и надзора за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет целесообразно решать не столько за счет фискальных мер, сколько за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. В связи с чем, разработаны Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые размещены на сайте ФНС России - http://www.nalog.ru. На сайте также можно найти сводные аналитические данные о средних уровнях налоговой нагрузки в разных отраслях хозяйства, а также рентабельности произведенной продукции и активов по видам экономической деятельности.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Следовательно, налогоплательщики могут сами просчитать свои шансы попасть в «черный список». Поэтому все больше налогоплательщиков самостоятельно, пользуясь опубликованными критериями оценки налоговых рисков, оценивают уровень своих налоговых платежей и добровольно уточняют налоговые обязательства.

Внедрение Концепции позволяет:

налогоплательщикам - максимально снизить вероятность проведения у них выездной налоговой проверки в текущем году при условии своевременного и в полном объеме исполнения своих налоговых обязательств перед бюджетом;

налоговым органам - выявлять наиболее вероятные «зоны риска» (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно реагировать при обнаружении признаков совершения налоговых правонарушений и определять необходимые мероприятия налогового контроля.

Таким образом, налогоплательщикам, которые самостоятельно оценили риски, используя критерии, описанные в п. 12 Концепции, ФНС предлагает устранить указанные риски путем исключения сомнительных операций при расчете налоговых обязательств за соответствующий период, а также уведомить налоговые органы о соответствующих мерах. В данном случае налоговый орган может учесть меры, предпринятые налогоплательщиком и скорректировать план выездных налоговых проверок. Представление уточненных налоговых деклараций в любом случае повлечет за собой проведение мероприятий налогового контроля в отношении самого налогоплательщика, так и третьих лиц. С учетом положений пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период. При этом до представления уточненной налоговой декларации он должен заплатить образовавшуюся в результате уточнения налоговых обязательств недоимку и соответствующие пени.

Следует подчеркнуть, что вопросы совершенствования налогового администрирования остаются особо актуальными на сегодняшний день. На практике любого налогоплательщика на основании критериев риска возможно включить в план выездных проверок. Поскольку отклонение от среднеотраслевых показателей, еще не является основанием, того, что налогоплательщик применяет «схемы уклонения» от налогообложения. Такое отклонение может быть вызвано объективными причинами, например размером. В настоящее время методика, отбора потенциальных кандидатов для налоговой проверки, не идеальна. Предложенные налоговой службой критерии оценки рисков налогоплательщиков являются усредненными. Налогоплательщики могут искусственно завысить свои показатели и нести дополнительные финансовые потери, что также неблагоприятно сказывается на доходах бюджета. В результате критерии риска должны следовать не только цели отбора налогоплательщиков для выездных проверок, но и не оказывать излишнего давления на бизнес и не ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.

Библиографическая ссылка

КУЗЬМЕНКО О.А., КРЕЙДА И.И. КРИТЕРИИ ОТБОРА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ДЛЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ // III Всероссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
URL: http://econf.rae.ru/article/6670 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат