Заочные электронные конференции
 
     
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В КУРСЕ ТЕОРИИ МУЗЫКИ(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ)
Шпак Н.А., Демина В.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Применение средств мультимедиа в курсе теории музыки

(специальность эстрадно-джазовое пение)

Шпак Н.А.

Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова

Ростов-на-Дону, Россия

Демина В.Н.

Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова

Ростов-на-Дону, Россия

В современной музыкальной педагогике наряду с традиционной целью обучения – формированием и развитием личности учащегося – отмечается острая потребность воспитания музыкального мышления [2; 4; 6; с. 304]1, что нашло отражение в специальных программах музыкально-теоретических дисциплин, таких как «Элементарная теория музыки» [1], «Сольфеджио» [3; 8] и др.

Акцентирование исследователями и педагогами значения музыкального мышления связано не столько с развитием его теории2, но и музыкальной практики. Возможно, одной из главных причин, осложняющих процесс становления музыкального мышления у музыкантов, стал «разрыв» между академической атмосферой музыкального образования и вытесняющей ее современной звуковой средой, в которой главной составляющей является не музыка, ачасто невысокого качества музыкальная продукция.

На такие предположения наталкивает природа развития музыкального мышления. По мнению Е. Е. Ткачевой «оно возникает в процессе активного эстетически окрашенного взаимодействия со звуковой реальностью», а его формирование «происходит в практической деятельности через общение с духовным опытом человечества, заложенным в музыкальном искусстве» [6, с. 304].

Таким образом, немаловажным для достижения поставленной цели оказывается традиционный «количественный подход» – насыщение учебного курса анализируемым музыкально-звуковым материалом, формирующим у учащегося необходимый опыт и вкус.

Однако, в условиях мощного развития компьютерных технологий и электронных средств массовой коммуникации (появление новых устройств создания, передачи и потребления информации), традиционные методы воспроизведения на инструменте музыкального материала, или даже прослушивание и видео-просмотр не всегда обеспечивают желаемый результат.

Внедрение мультимедиа ресурсов, а затем компьютеризация культуры XX века привели к формированию нового «электронного сообщества» начала XXI века. По мнению философов Е. Н. Юхвид и А. В. Юхвид мышление современного человека («электронного типа») основано на усилении зрительного, а не звукового восприятия окружающего мира[9]. Такие специфические особенности восприятия учебного материала современными студентами потребовали поиска новых подходов в области музыкальной дидактики, основанных на соединении традиционных методов обучения, и мультимедиа-технологий, обеспечивающих доступность и наглядность теоретического материала.

Г. Р. Тараевой в первой книге серии «Компьютер и инновации» были выделены следующие возможности современного компьютерного оснащения музыкальных теоретических дисциплин: 1) обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; 2) поддержка контроля знаний и навыков, органично создающая среду для тренажа; 3) организация различных форм креативной деятельности. Автор книги отмечает, что на начальном этапе удобно «расчленить потенции компьютера в музыкальной образовательной сфере следующим образом: преимущественно презентация3 и интерактивный контроль-тренинг с частичным вниманием к креативным формам» [5, с. 8, 10].

Дисциплина «Теория музыки» является одной из осваиваемых на начальном этапе и основополагающих в профессиональном обучении студентов специальности «эстрадно-джазовое пение». Ее изучение (на первом курсе ВУЗа) позволяет в дальнейшем успешно осваивать весь комплекс специальных и теоретических предметов: гармонию, анализ музыкальных произведений, импровизацию, композицию, аранжировку и др. Специфика курса заключается в изучении средств музыкальной выразительности академической и джазовой музыки.

Освоение дисциплины часто осложняется недостаточно полной теоретической подготовкой вокалистов. Избрав мультимедийнную форму подачи материала как важнейшую в процессе компьютерного оснащения курса, мы имеем возможность дополнить теоретические положения звучащим и визуальным материалом, тем самым обеспечив не только его доступность, но и привлекательность.

Для создания электронного методического ресурса – презентации – мы использовали программу Microsoft Office Power Point 2007. Содержательный план предлагаемой презентации основан на теоретических положениях учебно-методического пособия Ю. Н. Чугунова «Гармония в джазе»[7]4.

Для презентации мы избрали одну из наиболее сложных тем курса: типичные гармонические обороты джазовой музыки. Знакомство с ними осуществляется на примерах известных джазовых тем.

Изучаемый материал преподносится не только традиционно звуковым способом, но и в виде текста, отображенного на слайдах. Первый слайд дает представление о порядковом номере и названии темы, в соответствии с программой: «Тема 14. Аккорды в джазовой музыке. Аккордовые последовательности». Второй слайд – вербальная теоретическая составляющая презентации (Рис1).Визуализация теоретического материала, позволяет точнее его воспринимать и фиксировать.

Рис.1

Раздел лекции, посвященный гармонической структуре произведения – один из наиболее информативных (Рис. 2).

Рис. 2

В следующем разделе лекции приводится один из типичных гармонических оборотов джаза5: I – VIm7 – IIm7 – V76. В целях достижения наглядности и доступности материала, на следующем слайде этот гармонический оборот и его вариант представлены (в тональности C-dur) в четырех видах: цифровом и буквенном обозначении, нотной записи и звучании. Студенты просматривают и прослушивают обороты, записанные в исполнении фортепиано (Рис. 3).

Рис. 3

Различное положение гармонического оборота I – VI – II – Vв структуре джазовых тем позволяет выявить его формообразующую функцию. Студенты прослушивают темы: И. Берлина «Cheek to Cheek», и Дж. Гершвина «Wonderful! Wonderful!»(Рис. 4).

Рис. 4

Знакомство студентов со всеми приведенными в презентации джазовыми темами происходит одновременно в звуковом и визуальном формате (прослушивание с нотами). Для этого в презентацию вводятся дополнительные слайды, связанные гиперссылками со слайдами, содержащими теоретический материал. При выборе определенного примера осуществляется переход к нужному слайду. Например, показ и прослушивание темы Дж. Гершвина «Wonderful! Wonderful!» (дополнительный слайд с нотами джазовой темы, Рис. 5).

Рис. 5

Применение такого, в общем, традиционного метода прослушивания активизирует гармонический слух студентов.

Подобным образом освещается следующий раздел темы «Гармоническое время стандартного оборота», в котором приводятся примеры различной временной протяженности оборота (Рис. 6).

Рис. 6

В завершении студентам предлагается прослушать (с нотами и без них) несколько джазовых тем, содержащих избранный стандартный оборот и составить схему гармонической структуры различных разделов формы. Для анализа в презентации представлены джазовые темы: «Stormy Weather» (Ella Fitzgerald, альбом «Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook»), «Oleo» (Miles Davis, альбом «Bags' Groove»), «Dexterity» («Disambiguation») (Charlie Parker, альбом «I'm Forever Blowing Bubbles»).

Представленная презентация создавалась без привлечения специалистов в области компьютерного программирования и имеет ряд существенных недостатков. Однако, даже в подобном возможно несовершенном виде, лекция дисциплины «Теория музыки» приобрела оптимальную для восприятия форму, а мультимедийная презентация позволила познакомить студентов со значительным по объему и разнообразным музыкальным материалом.

Таким образом, даже традиционные методы освоения изучаемого материала с привлечением современной мультимедийной презентации, способствует одной из главных задач теоретических дисциплин – воспитанию музыкального мышления.

Безусловно, для создания эффективного электронного методического ресурса необходимы серьезные исследования в области педагогики и психологии, с одной стороны, а также звукорежиссуры, дизайна, программирования, с другой. В то же время убеждены, что формирование банка данных или своеобразного «электронного сборника материалов» из подобного рода презентаций, поможет в дальнейшем создать мультимедийные методические пособия, отвечающие требованиям современной педагогики.

Литература:

  1. Базарнова В. В., Лапинь В. Д., Лопатина Л. С., Чигарева Е. И. Примерная программа по дисциплине Элементарная теория музыки для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности № 0501 «инструментальное исполнительство». М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2000. – 21 с.

  2. Белоусов А. В. Дискуссии о музыкальном мышлении как показатель системного кризиса психологии // 100 лет Тульскому колледжу искусств им. А. С. Даргомыжского (сборник материалов, посвящённых юбилею учебного заведения): история, наука, методика / Ред. колл. Т. В. Рыбкина, М. З. Перминова ; отв. за вып. В. А. Зюкин ; Тул. колледж искусств им. А. С. Даргомыжского. – Тула : «Инфра», 2008. – С. 113 – 122. Электронный ресурс http://bav005.narod.ru/index33.htm.

  3. Бойцова Н. В. Сольфеджио. Программа для музыкальных училищ по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» (0501.01 «Фортепиано», 0501.02 «Струнные инструменты»). М. : ГМУ им. Гнесиных, 1999. – 13 с.

  4. Елистратова Г. Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Саранск, 2003. – 198 c.

Электронный ресурс http://www.dslib.net/teorja-kultury/elistratova.html

  1. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 127 с.

  2. Ткачева Е. Е. Музыкальное мышление – способ формирования личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 51., СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2008. – С. 302-308.

  3. Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе: Учебное пособие. – 4-е изд. М. : Современная музыка, 2000. – 176 с.

  4. Шульгин Д. И. Сольфеджио. Программа для высших музыкальных заведений по специальности: «музыковедение», «фортепиано», «хоровое дирижирование», струнные инструменты. М. : Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2004. Электронный ресурс: http://mp3complete.net/book4_2.htm.

  5. Юхвид Е. Н., Юхвид А. В. Динамика развития средств массовой коммуникации. Электронный ресурс http://politvektor.ru/glavnaya-tema/4685/ 2011.

1 Оставляя в стороне дискуссии о существовании «музыкального мышления», мы используем данный термин, как общеупотребимый в специальных исследованиях и учебных программах.

2 Теория музыкального мышления разрабатывалась учеными на протяжении XX века в различных сферах науки (психологии, педагогики, музыкознания и др.). Историографию вопроса см. в исследованиях Г. Б. Елистратовой «Музыкальное мышление как форма креативной деятельности» [4], Е. Е. Ткачевой «Музыкальное мышление – способ формирования личности учащихся» [6], А. В. Белоусовой «Дискуссии о музыкальном мышлении как показатель системного кризиса психологии» [2].

3 Презентация – в компьютерной технологии способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств… [5, с. 121]. Современные технологии позволяют делать презентации интерактивными и использовать в них гипертекстовые ссылки.

4 При создании курса «Теория музыки» специальности «эстрадно-джазовое пение» были также использованы учебно-методические пособия, разработанные И. В. Волковым, Н. Н. Земляновой, Н. В. Мордасовым.

5 Этот гармонический оборот (как и другие) в дальнейшем мы условно будем называть стандартным оборотом джаза.

6 В связи с многообразием вариантов обозначений аккордов в джазе, используем на наш взгляд один из наиболее распространенных: «m7» – малый минорный септаккорд, «7» – малый мажорный септаккорд [7].

10

Библиографическая ссылка

Шпак Н.А., Демина В.Н. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В КУРСЕ ТЕОРИИ МУЗЫКИ(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ) // Философия, методология, технологии современного образования и педагогической науки.
URL: http://econf.rae.ru/article/6680 (дата обращения: 25.04.2024).



Сертификат Получить сертификат