ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
По мнению Е. И. Шаламовой, в последние десятилетия у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему народу, детскому саду, родной улице и городу;
формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
расширение представлений о родной стране, её столице, городах;
знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
ознакомление с историческим прошлым России;
развитие элементарных знаний о правах человека;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Основными принципами являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы следующие условия:
Повышение уровня самообразования педагогов.
Создание предметной развивающей среды.
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.
В статье Шаламовой приведены планы работы по патриотическому воспитанию детей разного возраста. Работа Шаламовой может послужить опорой при включении патриотического воспитания в программы детских садов.
Включение игр в учебный процесс современной российской школы становится обыденным явлением, о чем можно судить по увеличению количества печатных и электронных публикаций, многочисленным научно- методическим конференциям, конкурсам, на которые учителя предоставляют свои практические разработки по игровому обучению.
Любая игра реализуется в три этапа: в организационном (предварительная подготовка) , этапе проведения игры и заключительном этапе (проведение итогов) . На первом этапе учитель выбирает объект, подлежащий усвоению, конструирует «оптимальный объем содержания учебного материала», с учетом дидактической задачи обучения проецирует на него содержания игры - определяется тип игры, ставится ее цель, при этом учитывается, что «достижение каждой цели требует определенной деятельности, владения действиями, адекватными этой деятельности».
Второй этап начинается с описания игры учителем (цель игры трансформируется в игровую задачу), он объясняет ее правила и обучаемые включаются в игровые действия, руководствуясь при их выполнении обозначенными правилами.
Игру всегда необходимо завершать подведением итогов (третий этап), а ее результаты должны быть очевидны, конкретны и наглядны. Необходимо отмечать достижения каждого ребенка, особо подчеркивать успехи отстающих фиксировать внимание на том, «насколько расширился объем знаний и умений школьников, достигли ли они намеченных целей, каковы активность учащихся, их желание помочь друг другу и т. д ». Оценочная система разрабатывается до начала игры на первом этапе, но в ходе реализации игры может корректироваться.
Литература:
1. Зубрилин, А. А. Методология игровой деятельности в обучении// Педагогика. – 2008. – №8. – С. – 43–49.
2. Шаламова, Е. И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей // Педагогика. – 2009. –С.28 - 33.
Библиографическая ссылка
А. Ю. Демина, А. Г. Монгуш. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6688 (дата обращения: 23.11.2024).