СибГАУ (Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева), Красноярск
Естественный язык, являясь самым непосредственным продуктом сознания, предоставляет уникальную возможность рассмотреть специфику мировосприятия того или иного народа. Культура, язык и восприятие представляют собой своеобразную модель, с помощью которой ученые могут описать особенности восприятия действительности определенного этнического коллектива. Авторы статьи сосредоточили внимание на проблеме инвариантов, структур и закономерностей восприятия с точки зрения взаимодействия с объективной реальностью. Несмотря на тот факт, что данная научная проблематика интересовала таких ученых, как Аристотель, Р. Арнхейм, Д. Гибсон, В. Джеймс, Д. Лакофф, М. Джонсон, все же специфика мировосприятия разными народами, ее структуры и закономерности изучены не в полной мере.
Являясь чувственным идеальным процессом, конституирующим сознание, восприятие рассматривается с точки зрения теории о том, что сознание – это вторичный продукт, возникающий как эмерджентное системное проявление нервных процессов; это категория, определяющая уровень анализа и имеющая образное основание. Сознание – это значение осведомленности, чувствительность, моментальное содержание, рефлексия. Еще
Аристотель понимал сознание как эмерджентоное межмодальное слияние, синестезию, где мысли, язык неотделимы от чувств и эмоций [1]. Это находит свое отражение в базовых структурах и образных схемах восприятия.
Важным моментом в исследовании структур восприятия является понимание таких моментов как: чувствительность составляющих частей нейронных сетей не создает сознание, а собирает и фокусирует его; сознание является центром познания, способностью к чувствительной подстройке к окружающей среде; системность и смысловое строение сознания; неотделимость сознания от бытия; отсутствие вещественных единиц и элементов в сознании; наличие уровней осознания в виде образов и чувств. Анализ структур первичного восприятия дает доступ к пониманию самосоотносительного символического сознания, и, следовательно, делает возможным рассмотрение специфики мировосприятия, мировидения конкретного народа.
Восприятие имеет собственные закономерности, принципы, использующиеся живыми существами как структуры символического познания, и которые отражаются для живых организмов из нелинейной динамики воздуха и воды как постоянной среды. Эти факты наблюдаются в метафорах, поскольку в знаках непрямой номинации сознание использует паттерны природы для концептуализации абстрактных феноменов.
Д. Гибсон, исследуя восприятие в естественной среде в условиях подвижности наблюдателя, не отделял субъект от объекта, восприятие от действия, организм от среды. Для него восприятие - это вопрос навигации, поскольку периферическим органам чувств непосредственно предстают паттерны, образующие вокруг организма потоки градиентов и текстур, особенно при движении. Окружающая среда предстает в виде сложно структурированной информации, из которой человек извлекает инварианты [2].
Символическое познание является самой высокой реорганизацией восприятия, оно основывается на способности сознания к межмодальному синтезу между паттернами модальностей восприятия. Межмодальный синтез представляет собой потенциальную способность к символическому познанию - это чувствительность, рекомбинаторная новизна, основанная на самосоотносительности сознания, которое использует паттерны «откуда-куда» и «здесь-там» в перцептуальной текучести с проявлением межмодальных преобразований (в соответствии с теорией Гибсона).
Основой перцептуальных схем и их реорганизации является человеческая символическая способность. Сознание синтезирует, перерабатывает и направляет бессознательные ассоциации в образные единства, одновременно во все родственные категории. Знаки косвенной номинации принадлежат к символическому сознанию, которое в свою очередь образовано на основе межмодальной трансляции между разными модальностями восприятия, на основе синестезии.
В основе образования фразеологических единств лежит метафора, исследование механизмов образования которой, делает возможным дальнейшую разработку проблем потока сознания, его образные основы.
В данной работе конкретно-описательные образы рассматриваются как продукт восприятия, оперирование образами осуществляется в соответствии с законами процессов восприятия. Если принять во внимание тот факт, что познание основано на образности, то по мнению Рудольфа Арнхейма в нем главную роль играет геометрическая динамика [3]. По Арнхейму горизонтальная линейная динамика передает покой и стабильность, вертикальная – возбуждение. Такая динамика имеет в своей основе синестетическую природу (она ощущается, как видится), а структуры восприятия основаны на геометро-динамических образах. Восприятие осуществляется образцами (паттернами), поставляемыми человеческими чувствами. По Лакоффу и Джонсону базовое восприятие реализуется в двух видах символических структур: структурах базового уровня и в образных схемах [4]. Под структурами базового уровня понимают подразумевают паттерны «длинный – короткий, твердый-мягкий, тяжелый-легкий, холодный-горячий». Образные схемы являются межмодальными трансляциями, что подразумевает конвергенцию гештальт-принципов восприятия, форм основных телесных движений, способности формировать богатую образность. Они связаны со зрительной динамикой, обнуруживаются в текущем телесном и пространственном опыте, и являются межмодальными трансляциями. Самосоотносительная концептуализация человеческого опыта, репрезентация структур внешнего мира осуществляются посредством образных схем. Перцептивными структурами (межмодальная трансляция) порождаются метафорические основы познания.
Связь символа и референта осуществляется посредством соединения внутреннего кинестетического воплощения с абстрактной зрительной динамикой и образными схемами, образуя определенный паттерн. Эмоции переживаются людьми как потоки энергии, порождаемые физической силой разного характера. Рассматривая проблемы восприятия, нельзя не учитывать тот факт, что человеческий опыт формируется в рамках определенной культуры, и находит это свое отражение в материале естественного языка. Это делает возможным изучение универсальных и специфичных для каждого народа структур восприятия мира. Межкультурные аналоги находят свое проявление и в метафоре, как результат общей для всех людей физических процессов, явлений, а именно воздуха, воды, огня. У. Джеймс писал об эмпирических терминах, встречающихся уже в санскрите и относящихся первоначально к сердцу, текущей крови, дыханию [5]. Общим для всех случаев употребления является понимание качеств воздуха, воды и огня как течения, что находит свое отражение в метафорах.
Литература:
Аристотель. О Душе [Электронный ресурс] // Сочинения в четырех томах. Т.1. - М.: Мысль, 1976.- С.371- 448: сайт. -
URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000352/st000.shtml (дата обращения 01.05.2012).
Gibson J. J. The Senses Considered as Perceptual Systems. - Boston: Houghton Mifflin, 1966. - P. 266-286: сайт. -
URL: http://www.igs.net/~pballan/Gibson%28chapt13,1966%29.htm (дата обращения 01.05.2012).
Арнхейм Р. Визуальное Мышление// Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 97-107: сайт. -
URL: http://www.philosophy.ru/library/katr/arnheim/arnheim1.html (дата обращения 01.05.2012).
4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. И с предисл. А. Н.Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
5. James, W. The principles of psycology. 2 vols. - New York: Dover, 1890: сайт. -
URL: http://psychclassics.yorku.ca/James/Principles/ (дата обращения 01.05.2012).
Библиографическая ссылка
Ткачук А. Н., Юрченко Д. В. Образные схемы и структуры восприятия // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6739 (дата обращения: 20.11.2024).