Заочные электронные конференции
 
     
Общие вопросы налогообложения природопользования в современных условиях на примере Тюменской области.
Масюк Н.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

УДК 336.226.4

Масюк Никита Александрович

Ассистент кафедры учёта и налогообложения

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права», г. Тюмень, Российская Федерация

masuyk@inbox.ru

Masuyk Nikita A.

Assistant of the account and taxation department

“Tyumen State Academy of world economics, management and law”, Tyumen, The Russian Federation

masuyk@inbox.ru

Общие вопросы налогообложения природопользования в современных условиях на примере Тюменской области.

The general questions of the taxation of environmental management in modern conditions on an example of the Tyumen region.

Ключевые слова: налогообложение, природопользование, водно-биологические ресурсы, животный мир, водные объекты, полезные ископаемые.

Keywords: taxation, environmental management, water and biological resources, fauna, water objects, minerals.

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные вопросы налогообложения природопользования. Автором приводятся практические примеры использования льготных режимов налогообложения на примере организаций Тюменской области. Выделяются недостатки действующей системы. Даются рекомендации по совершенствованию налогообложения природопользования.

Summary: in this article the main questions of the taxation of environmental management are considered. The author gives practical examples of usage of preferential modes of the taxation on an example of the organizations of the Tyumen region. Shortcomings of operating system are allocated. Recommendations about improvement of the taxation of environmental management are made.

В Тюменской области сосредоточена основная часть российских запасов нефти (64%) и природного газа (91%). Тюменская область за счёт экспорта энергоресурсов обеспечивает получение значительной части налоговых поступлений бюджета РФ.

Тюменской области открыто более 600 нефтяных и газовых месторождений, а также большие перспективы связаны с дальнейшим освоением месторождений в южной части области. Тюменская область остаётся главным поставщиком углеводородного сырья, и в ближайшем будущем будет играть важную роль в обеспечении этим сырьём стран Западной и Восточной Европы.

НДПИ по нефти и газу с 2010 г. полностью поступает в федеральный бюджет.

Частичная компенсация выпадающих доходов для субъектов РФ в 2010 г. составляет в объеме 60% от поступлений, в 2011 г. -40%, в 2012 г. - 20%.

В связи со значительной долей налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в бюджете Тюменской области предполагается осуществлять предоставление компенсаций в течение четырех лет: в 2010 г. - 100% от поступлений 2010 г., в 2011 г. - 75%, в 2012 г. - 50%, в 2013 г. - 25%.

В связи с этим, мы считаем необходимым рассмотреть специфику налогообложения добычи углеродосодержащих полезных ископаемых в Тюменской области.

Учет количества добытого сырья и его последующий контроль – одна из самых важных задач, решаемая на всех этапах добычи и реализации углеводородов. От точности измерения добытого сырья зависят и налоги.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым или косвенным методом.

Прямой метод - посредством применения измерительных средств и устройств. Прямой метод предполагает установку системы учета добытой нефти на каждой скважине, что значительно удорожает себестоимость добычи сырья. При данном методе всегда существует большая погрешность в объеме добычи. Это связано с тем, что в составе извлекаемого сырья - содержится пластовая вода, различные химические и механические примеси.

При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Косвенный метод - расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье. Наиболее точным считается именно данный метод. Нефтегазовые компании являются сторонниками косвенного метода учета добытой нефти, порядка 90% всего фонда добывающих скважин применяют метод косвенного учета. Еще один положительный момент в применении косвенного метода учета заключается в стимулировании эффективности нефтедобычи компаний, а также повышении технологий нефтеотдачи.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Поэтому совершенствование методов учета добытого полезного ископаемого, находится как в интересах налогоплательщиков, так и государства. Так как, сумма налога подлежащая уплате в бюджет соответствует количеству добытого полезного ископаемого, которая определяется согласно выбранному в учетной политике методу (прямой, косвенный).

Постоянный контроль процесса измерения и регистрация основных технологических параметров добычи нефти и газа является необходимым.

Для дальнейшего развития нефти и газодобывающей отрасли, и повышение эффективности добычи предприняты следующие меры:

Принят «Национальный стандарт РФ «Измерения количества извлекаемых из недр нефти и газа.

  • Созданы общие требования к методикам выполнения измерений

  • Установлены пределы допускаемой относительной погрешности измерений.

  • Разработана методика измерения количества добытой нефти и газа.

  • Российские компании-разработчики постоянно совершенствуют аппаратные средства учета сырья.

  • Происходит существенная автоматизация замеров, внедрение автоматизированных систем измерения количества и качества добытого сырья.

В НК РФ предусматривается обнуление НДПИ для месторождений нефти, добытой на участках недр Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) севернее 65-го градуса северной широты, на срок до достижения накопленной добычи нефти в 25 млн тонн при условии, что срок разработки месторождения составляет не более 10 лет (или равен 10 годам).

Принцип географического распространения нулевого НДПИ Минфин объясняет тем, что основная часть новых нефтяных месторождений, расположенных севернее 65 градуса северной широты в ЯНАО, в разработку не введена, и добыча нефти на них не ведется. Экономически нецелесообразно "заходить" на эти месторождения без предоставления таких преференций.

Законопроект нацелен на стимулирование разработки участков недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами нефти, а также для более быстрого вовлечения в разработку дополнительных объемов нефти и повышения уровня конкурентоспособности нефтедобывающих организаций.

С помощью таких налоговых каникул решаются две задачи стимулирования производства: не только облегчается налоговое бремя за весь период разработки месторождений, но и снижается налоговая нагрузка на стартовом, самом затратном этапе освоения, что облегчает вхождение инвестора в проект.

Налоговые послабления, предусмотренные не только региональным, но и федеральным законодательством, позволяют эффективно исполнять стратегические государственные задачи, создавать максимально возможный уровень комфорта для ведения бизнеса на территории ЯНАО, а также максимально повышать уровень жизни населения. Таким образом, чем выгоднее работать компаниям на Ямале, тем лучше живет страна и жители округа

В 2011 году фактическая добыча нефти составила 7,6 млн. тонн. Добыча велась 15 предприятиями на 54 месторождениях. Основными нефтедобывающими предприятиями в округе остаются дочерние предприятия "Газпром нефти" и нефтяной компании "Роснефть".

Предприятиями ОАО "Газпром нефть" обеспечена добыча свыше 62% от всей нефтедобычи округа. Компанией "Роснефть" добыто 2,2 млн. тонн нефти или чуть более 29% от объемов нефтедобычи по региону. Доля остальных нефтедобывающих предприятий составляет около 9%.

Применение нулевой ставки НДПИ к месторождениям существенно улучшит экономику проекта и выведет его нефтяную составляющую на уровень приемлемой рентабельности, что позволяет в кратчайшие сроки приступить к разработке этих месторождений. Нулевая ставка НДПИ стимулирует компании на более активную разработку шельфовых месторождений, однако основные проблемы поможет решить только общая налоговая реформа отрасли, которая предполагает переход на налогообложение с прибыли.

Налоговая составляющая является главным фактором, определяющим рентабельность предприятий нефтедобывающей отрасли и влияющим на принятие решений по новым инвестиционным проектам. Вследствие специфики инвестиционного процесса (его инертности) в этой отрасли даже крупные изменения в налогообложении не сказываются мгновенно на текущем уровне добычи. Эффект проявляется через несколько лет. После введения налоговых льгот или снятия налоговых барьеров не следует сразу ожидать инвестиций и наращивания объема производства. Для достижения успеха необходимо проводить взвешенную, стабильную налоговую политику.

Ключевую роль в налоговом процессе, естественно, будет играть позиция Минфина. Так, чтобы «залатать дыру» в бюджете, было принято решение об увеличении ставок налога на добычу полезных ископаемых. Ставка НДПИ для нефти выросла с 1 января 2012 года с 419 рублей за тонну до 446 рублей, а с 1 января 2013 года — до 470 рублей за тонну.

В отношении налогообложения водным налогом государство не предоставляет подобных налоговых преференций, не смотря на очевидную необходимость модернизации предприятий, занятых специальным водопользованием.

Специальное водопользование (использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств) осуществляется при наличии лицензии на водопользование и заключенного договора водопользования. Общее водопользование (использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств) может осуществляться без получения лицензии.

Таким образом, налогоплательщиками данного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие специальное водопользование. Водопользователь-гражданин вправе использовать водные объекты для собственных нужд. При этом он не является плательщиком данного налога. При осуществлении предпринимательской деятельности использование водных объектов возможно только после получения соответствующей лицензии. В этом случае предприниматель является налогоплательщиком водного налога. В последние годы идет активный процесс формирования правовой базы в сфере водного хозяйства.

Налог на пользование водой все же требует дополнительной корректировки. Это важно, поскольку основным потребителем воды является промышленность, и водный налог в структуре промышленной продукции составляет заметную величину. К примеру, в гидроэнергетике она равна 1%, а в жилищно-коммунальном хозяйстве – 2,5%. В то же время необходимо ужесточить контроль за сбросом стоков использованной воды. Ежегодный сброс неочищенных или недостаточно очищенных стоков составляет около 20 млрд. кубометров. Уровень же штрафных санкций за нанесение ущерба природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений.

Уже сегодня половина населения России не имеет доступа к качественной питьевой воде и вынуждена употреблять воду, не соответствующую санитарным стандартам.

Проблемы в практике уплаты водного налога встречаются только по отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании. Особого внимания также требует разработка положений Налогового кодекса, которые бы предусматривали налоговые послабления для организаций, осуществляющих рациональное водопользование, в частности транспортировка воды которых происходит без потерь. Зачастую трубопроводы, осуществляющие перекачивание воды имеют дефекты, за счёт этого происходят потери добываемого ресурса. В то время, как потери воды после добычи не облагаются повышенными налоговыми ставками организации не видят стимула для модернизации своего оборудования. В данном вопросе государство имеет рычаг стимулирования инвестиционной активности предприятий за счёт повышения «штрафных» налоговых ставок.

Также необходим пересмотр налоговой ставки за водоснабжение населения. С учётом уровня инфляции и постоянно растущей стоимости коммунальных услуг, данная налоговая ставка на протяжении нескольких лет является неизменной.

Сегодня в связи с повсеместным изменением ареалов обитания животных, негативного влияния окружающей среды на видовой состав и браконьерство, особое значение приобретает вопрос налогообложения изъятия из естественной среды обитания животных и водно-биологических ресурсов.

Сборы за пользование объектами животного мира и водно-биологическими ресурсами в Тюменской области контролируют межрайонный отдели Федеральной налоговой службы, в том числе Голышмановский, Викуловский, Ишимский, Ялуторовский и другие.

Под сбором подразумевается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий. В нашем случае этими юридически значимыми действиями является вылов рыбы или изъятие из естественной среды обитания животных.

Выдача лицензий (разрешений) производится на основании заявлений установленной формы, представленных пользователями с учётом требований, правил и ограничений рыболовства и охоты, установленных законодательство российской Федерации.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего. Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами животного мира при получении разрешения на добычу объектов животного мира.

Поступление в бюджетную систему Российской Федерации доходов от пользования природными ресурсами, администрируемых УФНС России по Тюменской области за январь 2011 года составило 12787,9 млн. руб., а за январь 2012года планируется 24618,8 млн. руб. Прогноз платы осуществлен на основании межправительственных договоров о сотрудничестве в области промысла живых ресурсов, заключенных в 2011 году.

Главной особенностью обложения сбором является возможность применения налоговой льготы в виде обнуления ставки сбора для коренных малочисленных народов севера, проживающих на территориях Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Так как льгота для градо- и посёлкообразующих рыбохозяйственных предприятий в Тюменской области не применяется.

Считаем важным отметить целесообразность применения норма налогового законодательства в области обложения сбором за пользование объектами животного мира и водно-биологических ресурсов в отношении браконьерства. Не смотря на то, что сбором облагается изъятие животных и водно-биологических объектов из их естественной среды обитания на основании разрешений (лицензий), необходимо вменять лицам, занимающимся неразрешённым промыслом уплату данного сбора. Это обеспечит дополнительное поступление средств в бюджет и усилит санкции за противоправное деяние. В этой связи необходимо дополнить положения налогового кодекса положениями, регламентирующими увеличенное обложение сбором, в случае неразрешённого промысла.

Таким образом можно сделать вывод о необходимости пересмотра отдельных положений налогового кодекса в отношении налогообложения природопользования, в частности предоставления более расширенных налоговых преференций, ужесточения контроля за рациональностью природопользования, пересмотре налоговых ставок. Природопользование не смотря на возобновляемость большинства ресурсов является одним из главных инструментов экономической политики сырьевых держав, к которым в частности относится и Россия, и в этой связи, необходимо отметить, что от того, насколько грамотно и полно рассматривается вопрос налогообложения будет зависеть общее благосостояние государства.

Список использованных источников:

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изм. и доп.).

  2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп.).

  3. Барулин СВ., Солнышкова Ю.Н. Б26 Налогообложение природопользования: Учеб. пособие /СВ. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. — М. : Экономисть, 2008. —285 с.

Библиографическая ссылка

Масюк Н.А. Общие вопросы налогообложения природопользования в современных условиях на примере Тюменской области. // III Всероссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
URL: http://econf.rae.ru/article/6748 (дата обращения: 21.10.2021).



Сертификат Получить сертификат