Заочные электронные конференции
 
     
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Е. А. Муратова, К. Д. Никитина, Е. А. Патрушева, А. Я. Кузнецова


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Е. А. Муратова, К. Д. Никитина, Е. А. Патрушева.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

В данной статье предпринимается попытка выявить методологические способы воспитания гражданственности как личностного качества. Наиболее эффективный путь решения задач воспитания гражданственности состоит в развитии рефлексивного отношения учащихся к собственному проявлению гражданской позиции. Считается, что проектирование и организация педагогического влияния во многом зависят от методологической установки на отношение между человеком и обществом. Высказано предположение, что педагогическое влияние на формирование гражданственности может опираться на нормативные педагогические модели. Педагогу и учащемуся важно осознать, что гражданская позиция личности вырабатывается в рефлексивном осмыслении своих поступков, в соотнесении их с ценностно-ориентированной гражданственностью.

Наиболее эффективный путь решения задач воспитания гражданственности состоит в развитии рефлексивного отношения учащихся к собственному проявлению гражданской позиции, а также в поддержке различных творческих объединений в образовательном учреждении. Педагог может формировать эти качества у ребенка, опираясь на конкретные, исторически существующие нравственные идеалы.

Ценностно – ориентированный тип гражданственности требует разработки педагогической системы, в которой происходит поиск учащимся идеалов гражданского общества, освоение социальной диагностики и социального проектирования. [1].

Духовно- нравственная культура- фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности.

Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы- побудить человека к развитию и самосовершенствованию на основе различия добра и зла, помочь ему выработать ориентиры нравственной оценки как своих действий, так и всех сторон общественных отношений.

Образовательная область «Духовно- нравственная культура» должна выступать как базовая область учебного плана.

В сфере личностного развития область «Духовно- нравственная культура» призвана раскрывать творческий потенциал детей, поддерживать становление и созревание высших моральных качеств.

В сфере социализации область «Духовно- нравственная культура» призвана воспитывать учащихся как достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и понимающих ее идеалы и ценности, формировать у детей навыки толерантности и сотрудничества в современном социуме.

Методология педагогической деятельности по формированию духовно – нравственной культуры определяет связь ее ценностей, целей, содержания, методов, результатов и эффектов.

Развитие образовательной области «Духовно- нравственная культура» предполагает актуализацию современных педагогических методов и технологий, включающих коллективные формы обучения, рефлексию, осмысление опыта и пр.

Методы работы с содержанием образовательной области должны способствовать выработке собственной жизненной позиции и мировоззрения учащихся на основе осмысления ими базовых ценностей российской культуры [2].

В социально открытой противоречивости нашей действительности обсуждение любой проблемы, связанной с воспитанием, изначально приобретает избыточно обостренный характер. Но можно без особого преувеличения утверждать, что острота обсуждения на порядок возрастает, когда речь заходит о духовности и всей совокупности проблем, с ней связанных.

Для того, чтобы на методологическом уровне разобраться в осмыслении столь сложной проблемы, целесообразно исходить из двух взаимосвязанных и взаимоопределяющих условий.

Первое – состоит в том, чтобы максимально четко и определенно связать проблему духовности с целью, ради которой она выносится на обсуждение (что тем самым раскрывает её смысловую и предметную сущность).

Второе – изначально определяется необходимостью выявления фундаментальной зависимости между стремлением к раскрытию сущности духовности и функционированием системы образования в реальной действительности.

Когда мы осознаём, насколько необходимо воспитание личности, для которой особо значимы духовные ценности, мы исторически вынуждены и обязаны видеть именно в светской школе возможность решения этой задачи.

Светская школа – социально созданное пространство, в котором общество и государство имеют возможность не только познакомить ребенка с тем, что накоплено наукой, историческим опытом, человеческой мудростью, но и ввести его в этот мир в качестве активного созидателя и продолжателя культуры.

Таким образом, проблема духовности, рассматриваемая с позиции исторически необходимой социализации личности, может быть решена в современной школе на основе общего консенсуса, что и позволит перейти от бесконечных и малопродуктивных дискуссионных споров, где оппоненты стремятся, в основном, переубедить друг друга, к целенаправленному практическому достижению необходимой обществу и самой личности цели.

Именно для такого решения проблемы духовности непосредственно в реальной практически осуществляемой деятельности у отечественной школы есть все необходимые основания. Тем более для этого нужна самая малость: перестать ставить стремление к бесконечным дискуссионным баталиям выше требуемой от всех нас ответственности и заботы о духовном воспитании каждого ученика современной отечественной светской школы [3].

Литература:

1. Арламов, А. А. Методические ориентиры воспитания личности гражданина России/ А. А. Арламов// Педагогика. - 2010. - №6. - С. 27 - 30.

2. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «духовно-нравственная культура»/ М. В. Захарченко// Педагогика. - 2008. - №9. - С. 40 - 46.

3. Турбовской, Я. С. Духовность как объект методологического рассмотрения/ Я. С. Турбовской// Педагогика. - 2009. - №9. - С. 3 - 13.

Библиографическая ссылка

Е. А. Муратова, К. Д. Никитина, Е. А. Патрушева, А. Я. Кузнецова ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ. // Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов "Теория и практика высшего профессионального образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/6841 (дата обращения: 23.04.2024).



Сертификат Получить сертификат