О РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.
Междисциплинарный (межнаучный) подход известен в науковедении уже достаточно давно. Необходимость разработки междисциплинарной методологии при изучении развития региональных систем образования обусловливается несколькими группами факторов, которые можно обозначить как общие, частные и специальные.
Одним из подходов, при помощи которых можно исследовать различные проблемные поля, называют сегодня синергетический, который, возникнув в недрах естественных наук, успешно применяется сегодня и в науках социальных. Его используют не только для изучения, но и прогнозирования развития нелинейных, неустойчивых, динамических систем. Синергетика предлагает универсальную схему изучения различных систем, и в этом её преимущество, но нельзя отказываться от поиска других методологий, тем более что необходимость их разработки обосновывает и последняя группа факторов - специальных. К этой группе мы относим особенности предмета исследования - развитие региональной системы образования. В данном случае можно говорить даже не о междисциплинарном, а мультидисциплинарном подходе, который предполагает изучение проблемы одновременно методами нескольких научных дисциплин.
Мультидисциплинарная методология должна использовать методы исследования нескольких научных дисциплин: географии, истории, и собственно педагогики. Помимо основной группы методов междисциплинарного исследования, нельзя пренебрегать вспомогательными, к которым относятся, например, топонимический и лингвистический анализ.
Таким образом, разработка мультидисциплинарной методологии, необходимость которой вызвана, с одной стороны, реальностью сегодняшнего общественного развития и современным состоянием науки, а с другой - особенностями междисциплинарного исследования такого многофакторного и обширного предмета, как история становления региональной системы образования, позволит не только изучить данный феномен, но и актуализировать ранее не известные источники и факты, адекватно оценить педагогическую действительность и выявить преемственность (или обособленность) исторического прошлого; соответственно, становится возможной объективная оценка степени инновационности предлагаемых преобразований.
Проектирование образовательных стандартов – методологически крупномасштабный процесс осмысления и нормативно стратегической оценки глобализационных явлений и факторов в ведущих сферах жизнедеятельности цивилизованных сообществ.
Инструментально-методологический подход ориентирован на определение инновационных блоков предметных знаний, включенных в образовательные стандарты нового поколения, и последующую их трансформацию в программно-методических комплексах по основным ступеням общего и профессионального образования.
Многослойные по смыслу, установки и выводы дискуссии по проблемам стандартизации образования привели к пониманию необходимости стандартизации образования с учетом принципа опережающего и преемственного развития образовательно-воспитательных систем.
Поскольку методология проектирования содержания образовательных стандартов ориентирована на раскрытие позитивной системно-деятельностной динамики образования как социального института, целесообразно сосредоточить внимание на смыслообразующем значении деятельностной сущности воспитания в образовательном процессе, его инновационных формах и видах, раскрывающих потенциал развития творческой личности.
Исключительно важно при этом обеспечить на всех этапах реализации новых образовательных стандартов взаимодействие научных и образовательных учреждений, поэтапно выбирающих мониторинговые значения динамики изменений качества функционирования образовательно-воспитательных систем, а также четко просчитать деятельность административно-управленческих и нормативно-законодательных структур, определяющих стратегию государственной социальной политики, направленной на стабильное развитие обновленных систем образования.
Литература:
1. Филонов, Г. Н. О методологии проектирования образовательных стандартов/ Г. Н. Филонов// Педагогика. – 2009. – №8. – С. 5– 8.
2. Чуркина, Н. И. О междисциплинарной методологии развития региональных систем образования// Философия образования. – 2011. – № . – С. 205 – 211.
Библиографическая ссылка
Ю. Л. Геталова, С. В. Кожемяко, А. Я. Кузнецова. О РАЗВИТИИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. // Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов "Теория и практика высшего профессионального образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/6842 (дата обращения: 21.12.2024).