Современное образование предъявляет серьезные требования к формированию культурных ценностей, поэтому культуровоспитывающие технологии-обязательное условие современного обучения и воспитания.
Экологическое образование направлено на разработку фундаментальных проблем в области экологии человека, создания новых образовательных технологий, а также изменения существующей системы образования и просвещения. Это связано с переходом от традиционной, интеллектуально ориентируемой образовательной парадигмы к экологической, позволяющей формировать у личности творческие способности и навыки оптимального взаимодействия с природой и социальной средой, способы естественного регулирования соматического и психологического здоровья.
Глобальным объектом современной экологической проблематики становится внутренний мир человека с его «плюсами» и «минусами» по отношению к универсальной эволюции природы ( Ю. Д. Железняков).
Становление человеческого сознания и системы культурных ценностей формируется вокруг природы, как важнейшего объекта человеческого мышления [1].
Цель формирования экологической культуры учащихся - совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Для реализации такой цели была организована студия «Домовенок» в 1996 году, задачей которого стала - популяризация изобразительного и прикладного искусства, развитие и стимулирование детского творчества. Разработчиками деятельности студии выступили выпускники ХГФ ДВГГУ-Н.П. Щетинина, Д. Г. Лопатков, Л. И. Петухова, А. М. Тен и др. Их объединила любовь к детям и желание поделиться с ними накопленными знаниями и творческим опытом. Основная проблема, над которой велась работа, - это проблема занятости детей, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Виды деятельности, используемые в работе, - это занятия по ИЗО, керамике, декоративно-прикладному искусству, мастер-классы по керамике и живописи. Были реализованы следующие проекты:
1. Проведение мастер-классов по керамике и оригами в онкологическом и нефрологическом отделениях КМЦОЗМиР имени профессора Г. С. Постола.
2. Выставка детского творчества детей с онкологическими заболеваниями.
3. Участие в экологическом проекте концерна «Брокколи»-«Дымковская выставка» (Далькиноцентр, г. Хабаровск).
4. Участие в Российской выставке «Русский народ-победитель» (г. Москва).
Выставка работ на открытии галереи Хабаровского отделения Фонда Русской культуры (г. Портленд).
Разработчики проекта организовали фестиваль глиняной игрушки «Сказка где-то рядом».
Фестиваль проводился в два этапа:
Первый этап. Работа с детьми, проведение мастер-классов.
Второй этап. Оформление экспозиции выставок в «Арт-подвальчике», Краевом театре кукол. Завершился фестиваль награждением участников.
Описание проекта.
Творческий союз г. Хабаровска обеспокоен проблемой распространения среди детей и подростков негативных социальных явлений, таких как наркомания, попрошайничество, воровство и т.д. Падение нравственного уровня общества, ограниченная возможность организации досуга детей, духовная необустроенность приводит некоторых детей и подростков в различные секты и криминальные структуры. Опыт работы показывает, что проведение мастер-классов, где в живом общении происходит обучение, особенно нравится трудным подросткам потому, что они сталкиваются с тем, чего они никогда не знали ранее - с искусством, с пониманием со стороны педагогов. Им становится интересно, что своими руками они не разрушают, а созидают. Проект дает возможность решить проблему занятости детей, почувствовать свою значимость, наполнить летний отдых интересными событиями, открыть новые таланты. Проведение мастер-классов привлекает больше ту часть детей, которые отдыхают в городе и не имеют возможности выехать в детские оздоровительные лагеря, зоны отдыха, и отвлекает их от бесполезного времяпровождения.
Вторая проблема, которую затрагивает проект, - это социальная и психологическая реабилитация тяжелобольных детей через проведение мастер-классов в онкологическом и нефрологическом отделениях Хабаровской краевой детской клинической больницы (КМЦОЗМиР) имени профессора Г. С. Постола (далее ХКДКБ). Проблема заключается в том, что дети оказываются заложниками своей болезни, в силу ее тяжести они большую часть времени должны проводить в больнице и не имеют возможности заниматься всем тем, чем занимаются здоровые дети. Наш опыт работы проведения мастер-классов для тяжелобольных детей показывает, что занятия приносят детям радость. Занятия становятся ярким, добрым светом в черной полосе их жизни. Когда работаешь с тяжелобольными детьми, то думаешь о том, что их диагноз не должен стать для них точкой в их жизни, хочется наполнить ее радостным событием. Мы глубоко убеждены, что для выздоровления ребенка важно не только медикаментозное лечение, но и занятия творчеством могут внести свой вклад в выздоровление. Дети наполняются положительными эмоциями, когда они созидают — рисуют, лепят... У них появляются силы и желание бороться и победить болезнь. В дальнейшем проблема детского творчества тяжелобольных детей будет решаться через создание постоянно-действующего мастер-класса в ХКДКБ. Тяжелобольные дети не должны быть лишены радости творчества и детства! Цель:
Занятость детей, не имеющих возможности активного отдыха во время летних каникул. Поиск и выявление талантливых детей, стимулирование их творческой деятельности. Популяризация среди детей и подростков такого вида искусства как керамика.
Задачи:
Познакомить детей с предметом керамики.
Провести мастер-классы в онкологическом отделении ХКДКБ.
Провести мастер-классы в нефрологическом отделении ХКДКБ.
Провести выставку по результатам фестиваля в «Арт-подвальчике», в Хабаровском краевом театре кукол.
Сформировать постоянно действующий мастер-класс в ХКДКБ.
Сформировать группу детей для целенаправленного занятия керамикой на базе студии «Домовенок» (10 человек).
Провести выставку детского творчества детей, занимающихся в мастер-классах в ХКДКБ.
Мастер-классы по керамике проводились на свежем воздухе в детском парке им. Гайдара.
Использование художественно-творческой деятельности как структурного элемента системы безопасной адаптации дает возможность целенаправленно развить природные психофизиологические задатки творческой личности ребенка.
Основные методики художественного воспроизведения субъективных представлений о мире открывают, по мнению С.К. Быструшкина [2], широкие возможности воздействия на процессы развития психофизиологических природных задатков. Они помогают по-новому взглянуть на применение художественно-творческой деятельности в теории и практике обучения и воспитания творческих способностей личности обучаемого, развитию умений и навыков воспроизведения в рисунке окружающего мира. Постепенное формирование творческих способностей у учащихся дает возможность успешной адаптации их к различным биосоциальным условиям. Это способствует воспитанию экологической культуры.
Когда работаешь с тяжелобольными детьми, думаешь о том, что их диагноз не должен убить в них желание жить, хочется наполнить их жизнь радостными событиями. Мы наблюдаем, как дети увлекаются, когда общаются с природным материалом — глиной, когда они созидают — лепят, рисуют.
Ощущая себя художниками на занятиях мастер-класса, дети понимают — художник, чувствуя красоту природы, становится ее сторонником и защитником. Изобразительное искусство становится большим подспорьем в приобщении и достойном общении ребенка с Природой.
Рассматривая проблему становления личности ребенка прежде всего как процесс ее развития в условиях окружающей среды (пространства) — природного и социокультурного, наши исследования доказывают важность и необходимость организации специальной эколого-образовательной среды или пространства, предназначенного как для формирования экологического сознания человека, так и для развития творческих возможностей и способностей.
Опыт нашей работы можно использовать педагогам в различных лечебных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
В содержании работы выделено 2 этапа: Первый этап. Дети онкологического и нефрологического отделений ХКДКБ занимаются согласно внутреннего расписания. Также лепят по образцу, каждый расписывает свое изделие и делает творческую работу. Изделия, сделанные детьми, представлены на выставке. После завершения выставки индивидуальные работы возвращены детям, а коллективные работы переданы для оформления интерьеров ХКДКБ.
Второй этап. Формирование и проведение выставок в «Арт-подвальчике» и Хабаровском краевом театре кукол. Выставки студии «Домовенок» всегда проходят с хорошо оформленной и продуманной экспозицией. Керамика имеет определенную специфику подачи для просмотра, оформление экспозиции потребует определенного времени. Все керамические панно размещаются в рамы, для индивидуальных работ — на различных подставках, стеклянных и деревянных тумбах.
Особенностью проведения занятий по истории искусства в лечебном учреждении является то, что дети находятся в нем на особом режиме. Но приобщать их к миру искусства необходимо. Это понимают и врачи, и родители, а тяга детей к занятиям так велика, что им просто нужно дать возможность общаться с миром природы, и в этом случае мы «видели», как отступает болезнь, которую можно победить миром искусства, творческой работой, приобщением к действительному миру; и это не утопия.
Предлагаем тематику курса примерных занятий по истории искусств "керамика".
№ п/п
Тема
Методы и приемы
Часы
1
История искусств. Керамика
Беседа
1
2
История русской керамики
Рассказ-беседа
1
3
Основные компоненты керамики (глина, краски, вода, кисти, печи и т.д.)
Мастер-класс
1
4
Примеры и технология приготовления керамических изделий, пробные изделия
Мастер-класс
1/1
5
Изготовление изделии из глины
Мастер-класс
1/1/1
6
Итоговое занятие
Конференция
1/1
Проведение занятий по керамике дало возможность детям прикоснуться к миру природы глины. Они стали ценить свое творчество, научились созидать и создавать своими руками мир прекрасного. И тогда всем ясно, что красота спасет мир!
Рекомендуемая литература:
Макарова Н. И. О роли сообществ в организации внешкольной работы (региональный аспект) // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. / Ред. д. м. н. С. В. Казначеев, д. филос. н. Н. В. Наливайко и др. - Т 2. - часть 2. - Новосибирск, 1998. - с. 97.
Быструшкин С .К. Роль художественно-творческой деятельности в процессе биосоциальной адаптации ребенка. // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. / Ред. д. м. н. С. В. Казначеев, д. филос. н. Н. В. Наливайко и др. - Т 2. -часть 2. - Новосибирск, 1998. - с. 129.
Библиографическая ссылка
Г. И. Титова, О. Т. Титова Особенности формирования творческих способностей у детей с различными формами заболеваний // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6874 (дата обращения: 23.12.2024).