Заочные электронные конференции
 
     
Особенности формирования творческих способностей у детей с различными формами заболеваний
Г. И. Титова, О. Т. Титова


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Современное образование предъявляет серьезные требования к формированию культурных ценностей, поэтому культуровоспитывающие технологии-обязательное условие современного обучения и воспитания.

Экологическое образование на­правлено на разработку фундамен­тальных проблем в области экологии человека, создания новых образова­тельных технологий, а также измене­ния существующей системы образо­вания и просвещения. Это связано с переходом от традиционной, интел­лектуально ориентируемой образова­тельной парадигмы к экологической, позволяющей формировать у лично­сти творческие способности и навыки оптимального взаимодействия с при­родой и социальной средой, способы естественного регулирования сомати­ческого и психологического здоровья.

Глобальным объектом современной экологической проблематики становится внутренний мир человека с его «плюсами» и «минусами» по отношению к универсальной эволюции природы ( Ю. Д. Железняков).

Становление человеческого сознания и системы культурных ценностей фор­мируется вокруг природы, как важнейшего объекта человеческого мышления [1].

Цель формирования экологической культуры учащихся - совокупность эко­логического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Для реализации такой цели была организована студия «Домовенок» в 1996 году, задачей которого стала - популяризация изобразительного и прикладного искусства, развитие и стимулирование детского творчества. Разработчиками деятельности студии выступили выпускники ХГФ ДВГГУ-Н.П. Ще­тинина, Д. Г. Лопатков, Л. И. Петухова, А. М. Тен и др. Их объединила любовь к детям и желание поделиться с ними накопленными знаниями и творческим опытом. Основная проблема, над которой велась работа, - это проблема занятости детей, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Виды деятельности, используемые в работе, - это занятия по ИЗО, керамике, декоративно-прикладному искусству, мас­тер-классы по керамике и живописи. Были реализованы следующие проекты:

1. Проведение мастер-классов по кера­мике и оригами в онкологическом и нефрологическом отделениях КМЦОЗМиР имени профессора Г. С. Постола.

2. Выставка детского творчества детей с онкологическими заболеваниями.

3. Участие в экологическом проекте концерна «Брокколи»-«Дымковская выставка» (Далькиноцентр, г. Хабаровск).

4. Участие в Российской выставке «Рус­ский народ-победитель» (г. Москва).

Выставка работ на открытии галереи Хабаровского отделения Фонда Русской культуры (г. Портленд).

Разработчики проекта организовали фестиваль глиняной игрушки «Сказка где-то рядом».

Фестиваль проводился в два этапа:

Первый этап. Работа с детьми, про­ведение мастер-классов.

Второй этап. Оформление экспозиции выставок в «Арт-подвальчике», Краевом театре кукол. Завершился фестиваль награждением участников.

Описание проекта.

Творческий союз г. Хабаровска обеспокоен про­блемой распространения среди детей и подростков негативных социальных явлений, таких как наркомания, по­прошайничество, воровство и т.д. Паде­ние нравственного уровня общества, ограниченная возможность организации досуга детей, духовная необустроенность приводит некоторых детей и подростков в различные секты и криминальные структуры. Опыт работы показывает, что проведение мастер-классов, где в живом общении происходит обучение, особенно нравится трудным подросткам потому, что они сталкиваются с тем, чего они никогда не знали ранее - с искусством, с пониманием со стороны педагогов. Им становится интересно, что своими руками они не разрушают, а созидают. Проект дает возможность решить проблему занятости детей, почувствовать свою значимость, наполнить летний отдых интересными событиями, открыть новые таланты. Проведение мастер-классов привлекает больше ту часть детей, которые отдыхают в городе и не имеют возможности выехать в детские оздоровительные лагеря, зоны отдыха, и отвлекает их от бесполезного времяпровождения.

Вторая проблема, которую затрагива­ет проект, - это социальная и психоло­гическая реабилитация тяжелобольных детей через проведение мастер-классов в онкологическом и нефрологическом отделениях Хабаровской краевой детской клинической больницы (КМЦОЗМиР) имени профессора Г. С. Постола (далее ХКДКБ). Проблема заключается в том, что дети оказываются заложниками своей болезни, в силу ее тяжести они большую часть времени должны проводить в больнице и не имеют возможности заниматься всем тем, чем занимаются здоровые дети. Наш опыт работы проведения мастер-классов для тяжелобольных детей показывает, что занятия приносят детям радость. Занятия становятся ярким, добрым светом в черной полосе их жизни. Когда работаешь с тяжелобольными детьми, то думаешь о том, что их диагноз не должен стать для них точкой в их жизни, хочется наполнить ее радостным событием. Мы глубоко убеж­дены, что для выздоровления ребенка важно не только медикаментозное лече­ние, но и занятия творчеством могут вне­сти свой вклад в выздоровление. Дети наполняются положительными эмоциями, когда они созидают — рисуют, лепят... У них появляются силы и желание бороться и по­бедить болезнь. В дальнейшем проблема детского творчества тяжелобольных детей будет решаться через создание постоянно-действующего мастер-класса в ХКДКБ. Тяжелобольные дети не должны быть лишены радости творчества и детства! Цель:

Занятость детей, не имеющих воз­можности активного отдыха во время летних каникул. Поиск и выявление талантливых детей, стимулирование их творческой деятельности. Популяризация среди детей и подростков такого вида искусства как керамика.

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметом керамики.

  2. Провести мастер-классы в онколо­гическом отделении ХКДКБ.

  3. Провести мастер-классы в нефро­логическом отделении ХКДКБ.

  4. Провести выставку по результатам фестиваля в «Арт-подвальчике», в Хаба­ровском краевом театре кукол.

  5. Сформировать постоянно действую­щий мастер-класс в ХКДКБ.

  6. Сформировать группу детей для целенаправленного занятия керамикой на базе студии «Домовенок» (10 человек).

  7. Провести выставку детского твор­чества детей, занимающихся в мастер-классах в ХКДКБ.

Мастер-классы по керамике проводились на свежем воздухе в детском парке им. Гайдара.

Использование художественно-творческой деятельности как струк­турного элемента системы безопасной адаптации дает возможность целенаправленно развить природные психо­физиологические задатки творческой личности ребенка.

Основные методики художествен­ного воспроизведения субъективных представлений о мире открывают, по мнению С.К. Быструшкина [2], широкие возможности воздействия на процес­сы развития психофизиологических природных задатков. Они помогают по-новому взглянуть на применение художественно-творческой деятельно­сти в теории и практике обучения и вос­питания творческих способностей лич­ности обучаемого, развитию умений и навыков воспроизведения в рисунке окружающего мира. Постепенное фор­мирование творческих способностей у учащихся дает возможность успешной адаптации их к различным биосоциаль­ным условиям. Это способствует воспи­танию экологической культуры.

Когда работаешь с тяжелоболь­ными детьми, думаешь о том, что их диагноз не должен убить в них жела­ние жить, хочется наполнить их жизнь радостными событиями. Мы наблюда­ем, как дети увлекаются, когда общаются с природным материалом — глиной, когда они созидают — лепят, рисуют.

Ощущая себя художниками на за­нятиях мастер-класса, дети понимают — художник, чувствуя красоту при­роды, становится ее сторонником и защитником. Изобразительное искус­ство становится большим подспорьем в приобщении и достойном общении ребенка с Природой.

Рассматривая проблему становле­ния личности ребенка прежде всего как процесс ее развития в условиях окружающей среды (пространства) — природного и социокультурного, наши исследования доказывают важность и необходимость организации спе­циальной эколого-образовательной среды или пространства, предназна­ченного как для формирования эколо­гического сознания человека, так и для развития творческих возможностей и способностей.

Опыт нашей работы можно исполь­зовать педагогам в различных лечеб­ных учреждениях и учреждениях до­полнительного образования.

В содержании работы выделено 2 этапа: Первый этап. Дети онкологического и нефрологического отделений ХКДКБ занимаются согласно внутреннего распи­сания. Также лепят по образцу, каждый расписывает свое изделие и делает творческую работу. Изделия, сделанные детьми, представлены на выставке. После завершения выставки индивидуальные работы возвращены детям, а коллектив­ные работы переданы для оформления интерьеров ХКДКБ.

Второй этап. Формирование и проведе­ние выставок в «Арт-подвальчике» и Хабаровском краевом театре кукол. Выставки студии «Домовенок» всегда проходят с хорошо оформленной и про­думанной экспозицией. Керамика имеет определенную специфику подачи для просмотра, оформление экспозиции потребует определенного времени. Все керамические панно размещаются в рамы, для индивидуальных работ — на различных подставках, стеклянных и дере­вянных тумбах.

Особенностью проведения занятий по истории искусства в лечебном учреждении является то, что дети находятся в нем на особом режиме. Но приобщать их к миру искусства необходимо. Это понимают и врачи, и родители, а тяга детей к занятиям так велика, что им просто нужно дать возможность общаться с миром природы, и в этом случае мы «видели», как отступает болезнь, которую можно победить миром искусства, творческой работой, приобщением к действительному миру; и это не утопия.

Предлагаем тематику курса примерных занятий по истории искусств "керамика".

п/п

Тема

Методы и приемы

Часы

1

История искусств. Керамика

Беседа

1

2

История русской керамики

Рассказ-беседа

1

3

Основные компоненты керамики (глина, крас­ки, вода, кисти, печи и т.д.)

Мастер-класс

1

4

Примеры и технология приготовления кера­мических изделий, пробные изделия

Мастер-класс

1/1

5

Изготовление изделии из глины

Мастер-класс

1/1/1

6

Итоговое занятие

Конференция

1/1

Проведение занятий по керамике дало возможность детям прикоснуться к миру природы глины. Они стали ценить свое творчество, научились созидать и созда­вать своими руками мир прекрасного. И тогда всем ясно, что красота спасет мир!

Рекомендуемая литература:

  1. Макарова Н. И. О роли сообществ в организации внешкольной работы (региональный аспект) // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. / Ред. д. м. н. С. В. Казначеев, д. филос. н. Н. В. Наливайко и др. - Т 2. - часть 2. - Новосибирск, 1998. - с. 97.

  2. Быструшкин С .К. Роль худо­жественно-творческой деятель­ности в процессе биосоциальной адаптации ребенка. // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных усло­виях. / Ред. д. м. н. С. В. Казначеев, д. филос. н. Н. В. Наливайко и др. - Т 2. -часть 2. - Новосибирск, 1998. - с. 129.

Библиографическая ссылка

Г. И. Титова, О. Т. Титова Особенности формирования творческих способностей у детей с различными формами заболеваний // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6874 (дата обращения: 03.05.2024).



Сертификат Получить сертификат