САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Поднебесова М.И.
г. Сызрань, филиал ФГБОУ ВПО "СамГТУ"
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузах в контексте формирования и развития ключевых компетентностей, что в первую очередь нашло отражение в разработанных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Являющийся основой новых стандартов высшего профессионального образования компетентностный подход предполагает развитие у студентов навыков самообразования, то есть формирование их самообразовательной компетентности.
Современному человеку, особенно молодому специалисту, необходимо быть мобильным и уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества, характеризующегося высокой степенью информатизации, увеличением количества и скоростью распространения информации, что приводит к необходимости формирования у него навыков и умений поддерживать на уровне и совершенствовать свои профессиональные навыки. Следовательно, наличие сформированной самообразовательной компетентности среди качественных характеристик специалиста указывает на социальную и профессиональную зрелость его личности.
В результате анализа исследований А.К. Громцевой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, П.И. Пидкасистого, Р.Р. Сагитовой, А.В. Хуторского, Е.С. Чеботаревой самообразовательная компетентность была нами определена как личностно-профессиональное качество, характеризующее специалиста как субъекта способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие профессиональных и общекультурных качеств и самосовершенствование.
Самообразовательная компетентность, в сущности, проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которой выступает обновление интеллектуального потенциала в соответствии с общекультурными и профессиональными запросами общества, то есть в самообразовании. Самообразование является определяющим фактором саморазвития внутреннего мира субъекта, становится необходимой частью его жизни. Следовательно, самообразовательная компетентность реализуется не только в результате деятельности субъекта, но в нем самом, позволяя преобразовать себя. По мнению Е.С. Чеботаревой [2], "самообразовательная компетентность – это творение человеком самого себя".
Необходимость решения проблемы развития самообразовательной компетентности студентов приводит к разрешению вопросов организации их самостоятельной работы, её совершенствованию и систематизации. Многие специалисты процесс формирования самообразовательной компетентности студентов вуза представляют как сложный процесс перерастания самостоятельной работы студента в самообразование.
Следует признать, что студенты зачастую достаточно пассивно относятся к самостоятельной работе, даже учитывая большое разнообразие видов и форм СРС. Причинами такого отношения являются, во-первых, недоработки при методической организации процесса самостоятельной работы студентов, заключающиеся в нечетко сформулированных целях обучения, сложности практического применения теоретических знаний при выполнении самостоятельных работ, отсутствии системы стимулирования деятельности студентов, отсутствии объективной оценки результатов и нарушении принципа доведения педагогического требования до логического конца во время контроля; и, во-вторых, отсутствие у студентов внутренней мотивации, недостаточный уровень теоретических знаний и первоначально (особенно это касается первокурсников) низкий уровень познавательной самостоятельности и самоорганизации [1].
Следовательно, для получения эффекта от самостоятельной работы одних навыков познавательной самостоятельности и умений студентов организовать свою учебную деятельность недостаточно. Необходимо творческое взаимодействие студента и преподавателя в системе самостоятельной работы, являющееся сложным и многогранным процессом, целью которого является формирование у студентов осознанных знаний, умений и навыков, развитие их познавательной самостоятельности и самоорганизации.
В качестве технологической основы организации СРС мы предлагаем использовать комплексную систему организации самостоятельной работы студентов (рис. 1). Комплексная организация подразумевает полноту рассмотрения объекта, в нашем случае процесса самостоятельной работы студентов, а так же взаимосвязанность и единство целей, задач, содержания, многообразия методов, форм и средств самостоятельной работы. Система включает в себя следующие компоненты:
целевой;
содержательный;
организационно-методический;
контрольно-корректирующий.
Постановка целей и определение задач самостоятельной работы студентов должны производится с ориентировкой на Федеральные государственные образовательные стандарты и конкретизацией целей по соответствующим разделам дисциплин. Цели СРС должны соответствовать структуре готовности студентов к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. Намеченные цели самостоятельной работы будут определять объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение.
При отборе содержания самостоятельной работы основаниями должны служить опять же Федеральные государственные образовательные стандарты, а так же индивидуально-психологические особенности студентов, то есть уровень их знаний в данной области, интеллектуальные способности в целом, уровень мотивации к обучению и уровень развития самостоятельной и самообразовательной деятельности.
Подбор учебного материала, с помощью которого студентам раскрывается суть преподаваемой дисциплины, играет наиболее важную роль. Если получаемая информация не соответствует потребностям студента и не оказывает на него никакого воздействия, то она не подвергается эмоциональной переработке и соответственно не побуждает к дальнейшей деятельности. Следовательно, содержание учебного материала должно быть доступно для студента, должно опираться на имеющиеся у него знания и жизненный опыт, но и одновременно материал должен быть достаточной трудным и сложным. Материал, отведенный на самостоятельную проработку, должен вызывать у студента интерес, что достигается новизной и необычностью поставленных перед студентами задач, раскрытием практического значения решаемой задачи.
Предлагаемые задания для самостоятельной работы должны быть направлены на достижение основных целей самостоятельной работы студентов, то есть на развитие у студентов навыков самостоятельной и самообразовательной деятельности. Студентам необходимо предлагать такие задания, при выполнении которых невозможно использовать готовые шаблоны решения, а предполагается применять знания и умения в новой ситуации, мыслить творчески и самостоятельно. Именно такая самостоятельная работа будет способствовать достижению поставленных целей.
Важным компонентом самостоятельной работы студента является ее методически правильная организация. Прежде всего, при организации СРС необходимо обеспечить правильное сочетание объемов аудиторной и внеаудиторной СРС. Следует избегать крайностей, выделяя большую часть времени на внеаудиторную работу, что может привести к замедлению темпов изучения учебного материала и развития способности к самостоятельной деятельности. В тоже время не стоит забывать, что постоянное присутствие и помощь педагога так же не будет способствовать формированию самообразовательных способностей.
Включать самостоятельную работу в учебный процесс следует планомерно и систематически, согласно отведенным часам на СРС по учебным планам и разработанным графикам выполнения СРС. Студент должен быть проинформирован в начале изучения курса о видах работ, графике их выполнения и форме отчетности. Так же после выдачи каждого задания необходимо четко обозначить сроки его выполнения (поэтапно или в целом).
Студенты с первых занятий должны быть обеспечены методическими материалами по выполнению самостоятельной работы, а так же своевременно получить соответствующие задания. Методические материалы не должны ограничиваться наличием самого задания, примера его выполнения и графика выполнения. Они должны служить для студента помощью в организации своей самостоятельной деятельности, "путеводителем" по самостоятельному изучению конкретной дисциплины, а также должны помочь студенту осуществлять самоконтроль в выполнении самостоятельной работы.
Не следует забывать и о двоякой роли консультаций преподавателя со студентами: как помогающей и направляющей, так и контрольно-корректирующей. Необходимо довести до студентов информацию о времени и месте проведения консультаций, проводить консультации и во время учебных занятий, осуществлять помощь при появлении у студентов трудностей в выполнении работы в форме рекомендаций по направлению его на самостоятельное решение возникшей проблемы.
Об эффективности самостоятельной работе можно судить по ее результатам, определяемым посредством активных методов контроля. Контрольно-корректировочный компонент методической системы СРС предполагает осуществление оценки полученных результатов, комплексного контроля самостоятельной деятельности студентов, а также необходимую корректировку результатов и методов в соответствии с целями СРС. В контексте применения компетентностного подхода при определении результата образования основное внимание уделяется не полученным знания, а применению этих знаний на практике, развитию у студентов разнообразных компетентностей. Следовательно, в процессе самостоятельной работы необходимо предусматривать комплексный контроль студентов, включающий контроль за развитием у них способностей и к самообразованию (самообразовательной компетентности) и контроль за достижением планируемых результатов обучения, то есть проверку знаний, умений, навыков и усвоенных способов деятельности. При правильной организации комплексный контроль будет направлен на выявление и поддержку таких способностей и качеств будущего специалиста, которые обеспечивают ему эффективную жизнедеятельность во многих контекстах.
При выборе форм и средств контроля следует учитывать существование следующих видов контроля:
- входной контроль – определение уровня знаний и умений студентов в начале изучения конкретной дисциплины (опрос, анкетирование, собеседование);
- текущий контроль в виде регулярной проверки уровня усвоения материала (консультации, собеседование, контрольные работы, тестирование, проверка конспектов и т.д.);
- рубежный или промежуточный контроль, как разновидность текущего, в виде определения результатов этапов выполнения СРС (этапы курсовых работ, точки контроля успеваемости и т.д.);
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый (межсессионный)контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена (по билетам, в устном или письменном виде, в форме тестирования).
Осуществление постоянного контроля самостоятельной работы студента способствует выработке у него дисциплины и стремления заниматься регулярно, что положительно сказывается на прочности знаний. Следует отметить, что при отсутствии систематического контроля и работы со стороны преподавателя студент переносит основной объем работы на окончание курса дисциплины (обычно конец учебного семестра), создавая тем самым затруднения в выполнении работы и соответственно в оценивании результатов. Активное вовлечение студента в учебный процесс вырабатывает у него ощущение собственной значимости в процессе обработки учебного материала и свободы деятельности, способствует развитию инициативности и самостоятельности, что приводит к удовлетворенности своей деятельностью (учебой) в целом.
Самостоятельная работа студента должна рассматриваться не только как форма обучения и вид учебного труда, а также как средство вовлечения обучающегося в самостоятельную деятельность, способ овладения методами самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом "вообще", а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задачей преподавателя становится - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Таким образом, самостоятельная работа студентов как вид их учебно-познавательной деятельности способствует выработке установки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при решении учебно-профессиональных задач, соответственному продвижению от низших к высшим уровням мыслительной деятельности, т.е. к формированию самообразовательной компетентности [1].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Морева, Н.А. Технологии профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 432 с. ISBN 5-7695-2254-2.
Чеботарева, Е.С. Информационные технологии в развитии самообразовательной компетентности студентов [Текст] / Е.С.Чеботарева // Вестник Московского городского педагогического университета (материалы II Международной науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье—2008)», 8-11 декабря 2008г. в г. Курске на базе Курского государственного университета). Серия «Информатика и информатизация образования»/ под ред. С.Г.Григорьева [и др.]- Москва-Курск: отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ, 2008.- Вып. 6 (16), -С.185-186.
Библиографическая ссылка
Поднебесова М.И. Самостоятельная работа студентов как средство формирования их самообразовательной компетентности // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6886 (дата обращения: 23.11.2024).