Заочные электронные конференции
 
     
Самостоятельная работа студентов как средство формирования их самообразовательной компетентности
Поднебесова М.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Поднебесова М.И.

г. Сызрань, филиал ФГБОУ ВПО "СамГТУ"

Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузах в контексте формирования и развития ключевых компетентностей, что в первую очередь нашло отражение в разработанных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Являющийся основой новых стандартов высшего профессионального образования компетентностный подход предполагает развитие у студентов навыков самообразования, то есть формирование их самообразовательной компетентности.

Современному человеку, особенно молодому специалисту, необходимо быть мобильным и уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества, характеризующегося высокой степенью информатизации, увеличением количества и скоростью распространения информации, что приводит к необходимости формирования у него навыков и умений поддерживать на уровне и совершенствовать свои профессиональные навыки. Следовательно, наличие сформированной самообразовательной компетентности среди качественных характеристик специалиста указывает на социальную и профессиональную зрелость его личности.

В результате анализа исследований А.К. Громцевой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, П.И. Пидкасистого, Р.Р. Сагитовой, А.В. Хуторского, Е.С. Чеботаревой самообразовательная компетентность была нами определена как личностно-профессиональное качество, характеризующее специалиста как субъекта способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие профессиональных и общекультурных качеств и самосовершенствование.

Самообразовательная компетентность, в сущности, проявляется в умениях и навыках самосовершенствования, навыках самостоятельной познавательной деятельности, целью которой выступает обновление интеллектуального потенциала в соответствии с общекультурными и профессиональными запросами общества, то есть в самообразовании. Самообразование является определяющим фактором саморазвития внутреннего мира субъекта, становится необходимой частью его жизни. Следовательно, самообразовательная компетентность реализуется не только в результате деятельности субъекта, но в нем самом, позволяя преобразовать себя. По мнению Е.С. Чеботаревой [2], "самообразовательная компетентность – это творение человеком самого себя".

Необходимость решения проблемы развития самообразовательной компетентности студентов приводит к разрешению вопросов организации их самостоятельной работы, её совершенствованию и систематизации. Многие специалисты процесс формирования самообразовательной компетентности студентов вуза представляют как сложный процесс перерастания самостоятельной работы студента в самообразование.

Следует признать, что студенты зачастую достаточно пассивно относятся к самостоятельной работе, даже учитывая большое разнообразие видов и форм СРС. Причинами такого отношения являются, во-первых, недоработки при методической организации процесса самостоятельной работы студентов, заключающиеся в нечетко сформулированных целях обуче­ния, сложности практического применения теоретических знаний при выполнении самостоятельных работ, отсутствии системы стимулирования деятельности студентов, отсутствии объек­тивной оценки результатов и нарушении принципа доведения педагогического требования до логического конца во время контроля; и, во-вторых, отсутствие у студентов внутренней мотивации, недостаточный уровень теоретических знаний и первоначально (особенно это касается первокурсников) низкий уровень познавательной самостоятельности и самоорганизации [1].

Следовательно, для получения эффекта от самостоятельной работы одних навыков познавательной самостоятельности и умений студентов организовать свою учебную деятельность недостаточно. Необходимо творческое взаимодействие студента и преподавателя в системе самостоятельной работы, являющееся сложным и многогранным процессом, целью которого является формирование у студентов осознанных знаний, умений и навыков, развитие их познавательной самостоятельности и самоорганизации.

В качестве технологической основы организации СРС мы предлагаем использовать комплексную систему организации самостоятельной работы студентов (рис. 1). Комплексная организация подразумевает полноту рассмотрения объекта, в нашем случае процесса самостоятельной работы студентов, а так же взаимосвязанность и единство целей, задач, содержания, многообразия методов, форм и средств самостоятельной работы. Система включает в себя следующие компоненты:

  • целевой;

  • содержательный;

  • организационно-методический;

  • контрольно-корректирующий.

Постановка целей и определение задач самостоятельной работы студентов должны производится с ориентировкой на Федеральные государственные образовательные стандарты и конкретизацией целей по соответствующим разделам дисциплин. Цели СРС должны соответствовать структуре готовности студентов к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. Намеченные цели самостоятельной работы будут определять объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самосто­ятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение.

При отборе содержания самостоятельной работы основаниями должны служить опять же Федеральные государственные образовательные стандарты, а так же индивидуально-психологические особенности студентов, то есть уровень их знаний в данной области, интеллектуальные способности в целом, уровень мотивации к обучению и уровень развития самостоятельной и самообразовательной деятельности.

Подбор учебного материала, с помощью которого студентам раскрывается суть преподаваемой дисциплины, играет наиболее важную роль. Если получаемая информация не соответствует потребностям студента и не оказывает на него никакого воздействия, то она не подвергается эмоциональной переработке и соответственно не побуждает к дальнейшей деятельности. Следовательно, содержание учебного материала должно быть доступно для студента, должно опираться на имеющиеся у него знания и жизненный опыт, но и одновременно материал должен быть достаточной трудным и сложным. Материал, отведенный на самостоятельную проработку, должен вызывать у студента интерес, что достигается новизной и необычностью поставленных перед студентами задач, раскрытием практического значения решаемой задачи.

Предлагаемые задания для самостоятельной работы должны быть направлены на достижение основных целей самостоятельной работы студентов, то есть на развитие у студентов навыков самостоятельной и самообразовательной деятельности. Студентам необходимо предлагать такие задания, при выполнении которых невозможно использовать готовые шаблоны решения, а предполагается применять знания и умения в новой ситуации, мыслить творчески и самостоятельно. Именно такая самостоятельная работа будет способствовать достижению поставленных целей.

Важным компонентом самостоятельной работы студента является ее методически правильная организация. Прежде всего, при организации СРС необходимо обеспечить правильное сочетание объемов аудиторной и внеаудиторной СРС. Следует избегать крайностей, выделяя большую часть времени на внеаудиторную работу, что может привести к замедлению темпов изучения учебного материала и развития способности к самостоятельной деятельности. В тоже время не стоит забывать, что постоянное присутствие и помощь педагога так же не будет способствовать формированию самообразовательных способностей.

Включать самостоятельную работу в учебный процесс следует планомерно и систематически, согласно отведенным часам на СРС по учебным планам и разработанным графикам выполнения СРС. Студент должен быть проинформирован в начале изучения курса о видах работ, графике их выполнения и форме отчетности. Так же после выдачи каждого задания необходимо четко обозначить сроки его выполнения (поэтапно или в целом).

Студенты с первых занятий должны быть обеспечены методическими материалами по выполнению самостоятельной работы, а так же своевременно получить соответствующие задания. Методические материалы не должны ограничиваться наличием самого задания, примера его выполнения и графика выполнения. Они должны служить для студента помощью в организации своей самостоятельной деятельности, "путеводителем" по самостоятельному изучению конкретной дисциплины, а также должны помочь студенту осуществлять самоконтроль в выполнении самостоятельной работы.

Не следует забывать и о двоякой роли консультаций преподавателя со студентами: как помогающей и направляющей, так и контрольно-корректирующей. Необходимо довести до студентов информацию о времени и месте проведения консультаций, проводить консультации и во время учебных занятий, осуществлять помощь при появлении у студентов трудностей в выполнении работы в форме рекомендаций по направлению его на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Об эффективности самостоятельной работе можно судить по ее результатам, определяемым посредством активных методов контроля. Контрольно-корректировочный компонент методической системы СРС предполагает осуществление оценки полученных результатов, комплексного контроля самостоятельной деятельности студентов, а также необходимую корректировку результатов и методов в соответствии с целями СРС. В контексте применения компетентностного подхода при определении результата образования основное внимание уделяется не полученным знания, а применению этих знаний на практике, развитию у студентов разнообразных компетентностей. Следовательно, в процессе самостоятельной работы необходимо предусматривать комплексный контроль студентов, включающий контроль за развитием у них способностей и к самообразованию (самообразовательной компетентности) и контроль за достижением планируемых ре­зультатов обучения, то есть проверку знаний, умений, навыков и усвоенных способов деятельности. При правильной организации комплексный контроль будет направлен на выявление и поддержку таких способностей и качеств будущего специалиста, которые обеспечивают ему эффективную жизнедеятельность во многих контекстах.

При выборе форм и средств контроля следует учитывать существование следующих видов контроля:

- входной контроль – определение уровня знаний и умений студентов в начале изучения конкретной дисциплины (опрос, анкетирование, собеседование);

- текущий контроль в виде регулярной проверки уровня усвоения материала (консультации, собеседование, контрольные работы, тестирование, проверка конспектов и т.д.);

- рубежный или промежуточный контроль, как разновидность текущего, в виде определения результатов этапов выполнения СРС (этапы курсовых работ, точки контроля успеваемости и т.д.);

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый (межсессионный)контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена (по билетам, в устном или письменном виде, в форме тестирования).

Осуществление постоянного контроля самостоятельной работы студента способствует выработке у него дисциплины и стремления заниматься регулярно, что положительно сказывается на прочности знаний. Следует отметить, что при отсутствии систематического контроля и работы со стороны преподавателя студент переносит основной объем работы на окончание курса дисциплины (обычно конец учебного семестра), создавая тем самым затруднения в выполнении работы и соответственно в оценивании результатов. Активное вовлечение студента в учебный процесс вырабатывает у него ощущение собственной значимости в процессе обработки учебного материала и свободы деятельности, способствует развитию инициативности и самостоятельности, что приводит к удовлетворенности своей деятельностью (учебой) в целом.

Самостоятельная работа студента должна рассматриваться не только как форма обучения и вид учебного труда, а также как средство вовлечения обучающегося в самостоятельную деятельность, способ овладения методами самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом "вообще", а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задачей преподавателя становится - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

Таким образом, самостоятельная работа студентов как вид их учебно-познавательной деятельности способствует выработке ус­тановки на самостоятельное и систематическое пополнение своих знаний, умений ориентироваться в потоке информации при ре­шении учебно-профессиональных задач, соответственному про­движению от низших к высшим уровням мыслительной деятель­ности, т.е. к формированию самообразовательной компетентности [1].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 432 с. ISBN 5-7695-2254-2.

  2. Чеботарева, Е.С. Информационные технологии в развитии самообразовательной компетентности студентов [Текст] / Е.С.Чеботарева // Вестник Московского городского педагогического университета (материалы II Международной науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье—2008)», 8-11 декабря 2008г. в г. Курске на базе Курского государственного университета). Серия «Информатика и информатизация образования»/ под ред. С.Г.Григорьева [и др.]- Москва-Курск: отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ, 2008.- Вып. 6 (16), -С.185-186.

Библиографическая ссылка

Поднебесова М.И. Самостоятельная работа студентов как средство формирования их самообразовательной компетентности // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6886 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат