Совершенствование системы ЕГЭ требует решений, направленных на сохранение всего лучшего, что наработано за годы действия единого экзамена.
Предлагается концепция сокращения расходов на проведение ЕГЭ и повышения качества этой формы оценки знаний за счет разделения ЕГЭ на две части – первая является аналогом сдачи экзамена на аттестат о среднем (полном) общем образовании (части А и В), вторая – аналогом сдачи экзамена в вуз (часть С).
Так как части А и В представляют собой тест, то возможен полный переход выпускников страны к интернет-тестированию, что резко сократит время получения результатов и повысит объективность оценки. Для этой части экзамена устанавливается количество баллов, достаточное для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании, и количество баллов, достаточное для допуска ко второй части экзамена.
Школьник, не планирующий поступление в вуз, от сдачи части С освобождается. Школьники, не набравшие при сдаче частей А и В установленного количества баллов, к сдаче части С не допускаются. Тем самым происходит отсев заведомо слабо подготовленных школьников и уменьшается объем работы при проверке части С. В то же время исключаются случаи неуспешного выполнения заданий части С из-за усталости школьников, повышенной интенсивности экзамена, его продолжительности (например, экзамен по физике длится 4 часа, и количество ошибок в части С возрастает из-за снижения внимания и общей усталости выпускников). Для получения аттестата и допуска ко второму этапу, все школьники на первом этапе сдают ЕГЭ по математике и русскому языку. Для выпускников 9-х классов сохраняется действующий порядок сдачи экзаменов ГИА.
Между первой и второй частями экзамена – перерыв. Высвободившееся время школьники, допущенные к сдаче части С, посвящают дополнительной углубленной подготовке к экзаменам. Школьники, не планирующие поступление в вуз или не сумевшие выполнить на достаточном уровне части А и В, в это время осваивают социализирующие курсы, которые остальные учащиеся будут изучать в вузах и колледжах.
Желающие поступать в вуз выполняют задания части С, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений при участии Всероссийского совета олимпиад, Российского совета олимпиад школьников, Учебно-методических советов вузов и Центральных предметно-методических комиссий соответствующего направления.
Перечень дисциплин для сдачи части С сохраняется в действующем порядке в соответствии с перечнем Рособрнадзора и выбором школьника. Проверка письменных заданий части С осуществляется окружной государственной комиссией из числа лучших школьных педагогов и преподавателей вузов в каждом федеральном округе при строгом соблюдении принципа шифрования работ и их «перекрестной» проверки по областям округа, устанавливаемой методом случайного выбора.
Сканирование зашифрованных работ и пересылка их по защищенным интернет-каналам проверяющим комиссиям может значительно упростить процедуры проверки. Устные экзамены могут также приниматься с использованием Интернет-технологий. Результаты части С становятся единым государственным вузовским экзаменом (ЕГВЭ). Именно на их основе осуществляется прием в вузы.
Приложение: 1. Алгоритм проведения ЕГЭ и ЕГВЭ
АЛГОРИТМ
проведения ЕГЭ и ЕГВЭ (единый государственный вузовский экзамен)
Ожидаемые результаты внедрения:
уменьшение потока абитуриентов, не способных к освоению программ высшего образования, но стремящихся попасть в вузы;
приток учащихся в техникумы и колледжи среднего профессионального образования;
общее повышение уровня подготовки абитуриентов вузов и, – как следствие, – повышение качества образования в целом;
возможность отбора талантливых детей на все направления подготовки;
возможность для талантливых детей выбора престижного вуза;
упрощение процедуры проведения и проверки экзаменационных работ.
Экономическая эффективность от внедрения – существенное снижение расходов на проведение ЕГЭ.
Концепция ЕГВЭ была сформирована в ходе обсуждения в 2010-2011 гг. с представителями образования и науки брошюры Шатина А.Ю. «Олимпиады – ЕГЭ: перспективы развития системы».
Схема внедрения инновации, потребует 18 месяцев от принятия нормативных документов до проведения первого двухэтапного ЕГЭ. Эксперимент по внедрению ЕГВЭ может быть проведен в одном из Федеральных округов (например, в УрФО).
Ректор Челябинского государственного университета,