Заочные электронные конференции
 
     
ОЛИМПИАДЫ — ЕГЭ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
Шатин А. Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Министерство образования и науки

Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

А.Ю. Шатин

ОЛИМПИАДЫ—ЕГЭ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯСИСТЕМЫ

Челябинск

Издательство Челябинского государственного университета

2010

2

УДК Ч426.24

ББК В1я72-4

Ш284

Шатин, А. Ю.

Ш284 Олимпиады — ЕГЭ: перспективы развития системы

[Текст] / А. Ю. Шатин.— Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-

та, 2010.— 15 с.

ISBN 978-5-7271-1050-8

ISBN 978-5-7271-1050-8 © Шатин А. Ю., 2010

ВВЕДЕНИЕ

Многолетний эксперимент с выпускным Единым госу- дарственным экзаменом, стартовавший ещѐ в 2001 году, завершился: в 2009 году Единый государственный экзамен приобрѐл статус обязательного и является сегодня в России единственной формой государственной (итоговой) аттеста- ции выпускников школы.

Однако ни один эксперимент не вызывал столько спо- ров, сколько эксперимент по введению Единого государ- ственного экзамена. Изначально ЕГЭ должен был стать неким единым стандартом оценки качества знаний вы- пускников, уравнять шансы молодѐжи, в том числе из ре- гионов, на поступление в престижные вузы, снизить кор- рупцию в сфере среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем эксперты заявляют о том, что результаты тестирования не всегда дают объективную оценку знаний, а процедура его проведения до конца не отработана. Тем не менее, сегодня уже очевидно, что ЕГЭ вошѐл в систему подготовки и выпуска школьников, и задача заключается в дальнейшем совершенствовании этого инструмента.

В настоящем издании предлагается новая идея оптими- зации системы комплексной оценки знаний выпускников с учѐтом стратегических интересов всех участников обра- зовательного процесса в России и его сегодняшнего состо-

яния.

3

ПРОБЛЕМА

ЕГЭ представляет собой универсальную для всей стра- ны систему оценки знаний выпускников школ, позволяю- щую отчѐтливо видеть и оперативно корректировать ос- новные «проблемные зоны» образования по всей стране, отдельным регионам и образовательным учреждениям, а также с появлением в 2010 году рейтинга вузов по сред- нему уровню баллов ЕГЭ абитуриентов — более объектив- но выявлять престижные высшие учебные заведения по

данному показателю. Вузы заинтересованы в привлечении наиболее подготовленных выпускников, а выпускникам важно реализовать свой потенциал в действительно силь- ном вузе.

«Проблемные зоны» ЕГЭ постепенно изживаются, но остаѐтся болезненный вопрос: как помочь пробиться к высшим баллам творческой молодѐжи, которая оказыва- ется недостаточно успешной в жѐстком формате ЕГЭ? И как высшим учебным заведениям «вслепую» всѐ же по- лучить действительно мотивированных студентов?

Сформулируем суть проблемы: формат ЕГЭ недостато- чен для выявления творческого потенциала выпускников. Решением этой проблемы стало олимпиадное движение, позволившее победителям «обходить» жѐсткие требования участия в общем конкурсе по результатам ЕГЭ. В соответ- ствии с п. 61 Положения о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждена приказом № 695 от 02.12.2009)

«победители и призѐры заключительного этапа Олимпиады принимаются без вступительных испытаний в государ- ственные образовательные учреждения среднего профес- сионального образования и в государственные и муници-

пальныеобразовательныеучреждениявысшегопрофесси-

4

онального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Олимпиады». Однако условия проведения олимпиад доста- точно жѐсткие: согласно тому же положению — призѐрами третьего из четырѐх этапов могут стать не более четверти участников, а последнего этапа — всего 8 процентов от этого количества. Тогда сам принцип «квоты» не позво- ляет оказаться в числе призѐров ребятам, имеющим мини- мальное расхождение в баллах с победителями. Кроме то- го, «олимпиадный марафон» чересчур интенсивен: школь- ный этап проводится в октябре, муниципальный в декабре, региональный в феврале и заключительный — в апреле. Останутся ли у участника-выпускника силы на другие предметы? Окажется ли сильный школьник, всѐ же не попавший в число призѐров, в равных условиях с одно- классниками, планомерно готовившимися ко всем ЕГЭ и не отвлекавшимся на олимпиады? Не приведѐт ли это к уменьшению привлекательности олимпиады для выпуск- ников, ставивших себе единственную цель — получение

«стобалльных» сертификатов по ЕГЭ? Ко всему прочему, серьѐзным препятствием региональных олимпиад для включения их в перечень является ценз численности участников, что также затрудняет доступ учащихся к учас- тию в олимпиадах по отдельным предметам.

Нет сомнений, что Всероссийская олимпиада является яркой и успешной формой совершенствования системы профильной подготовки, стимулируя и школьников, и пе- дагогов к постоянному научному и знаниевому росту.

Вместе с тем, в масштабе страны проблема объективно- го определения уровня знаний выпускников остаѐтся до- статочно острой. Глава Рособрнадзора Л. Глебова уже вы-

сказала тревогу по поводу результатов первых сессий:

5

«олимпиадники» чаще оказываются в числе должников, чем «стобалльники», что заставляет задуматься о несовер- шенстве сегодняшнего регламента проведения олимпиад.

ИННОВАЦИЯ

При всей критике в адрес составителей ЕГЭ и конт- рольно-измерительных материалов к ним, большинство экспертов согласны с эффективностью частей А и В (в не- которых случаях используется только часть В) для опреде- ления базового уровня знаний выпускника по тому или иному предмету. Обработку этих тестов ведѐт машина, ис- ключающая «человеческий фактор» и строго следующая программе. Накоплен достаточный опыт составления этих базовых видов тестирования, исправлены ошибки, имев- шие место в первые годы применения ЕГЭ. Однако часть С до сих пор оказывается своеобразным «камнем преткнове- ния» при сдаче ЕГЭ. Обратимся к статистике.

В 2010 году доля выпускников, вообще не приступив- ших к выполнению части С, по отдельным предметам со- ставила (в процентном соотношении к числу экзаменовав-

шихсяпо этомупредмету):

Русский язык

5,4

Математика

38,81

Физика

32,32

Химия

11,27

Информатика и ИКТ

22,33

Биология

8,51

6

История 12,08

География 14,06

(Данные взяты с сайта «Официальный информационный портал Единого государственного экзамена»: http://www.ege.edu. ru/statege.php).

Как видим, особенно высокие отрицательные показатели дают точные науки, причѐм процент неприступивших к части С по ним примерно одинаковый во всех федеральных окру- гах. Иная ситуация с русским языком: здесь существует раз- бег данных и по округам, и по отдельным регионам.

Между тем было бы возможно объединить функции за- дания части С с функциями предметной олимпиады, а так- же изменить требования к сертификации знаний выпуск- ников.

Нами предлагаются изменения, которые касаются пре- имущественно процедуры проведения ЕГЭ и порядка за- числения в вузы и учреждения среднего профессионально- го образования (СПО). Общий подход к решению данного

вопросаможетбыть представленследующейсхемой:

Сдача частей А и В

Получение сер- тификата о сдаче частей А и В

Поступление в учреждения среднего про- фессионально- го образования

Квалифициро- ванная работа в будущем

Сдача частей А,Ви С

Получение сер- тификата о сдаче частей А и В; получение сер- тификата о сдаче части С

Поступление в вуз

Высококвали- фицированная работа в буду-

щем

7

Сдачу ЕГЭ предлагается проводить в два этапа, учиты- вая при этом интерес выпускника: на первом этапе (март– апрель) учащиеся, заинтересованные продолжить обучение в высших учебных заведениях, решают задания части С, которая представляет собой блок заданий олимпиадного уровня, требующих от выпускника демонстрации знаний в решении нестандартных задач и навыков по учебной дис- циплине (прил. 1). Таким образом, выполнение части С становится своеобразной «Единой государственной олим- пиадой».

Разработку заданий части С организует Российский Со- вет олимпиад школьников в соответствии со стандартами и методикой, утверждѐнной Рособрнадзором, а их провер-

ку — Рособрнадзор и Региональные комиссии субъектов

Российской Федерации.

Второй этап — решение заданий частей А и В, структу- ра которых и сроки проведения не изменяются. Разработка заданий и проверка их выполнения осуществляется в уста- новленном порядке.

Если выпускник желает продолжить обучение в учреж-

дениях СПО (профессиональные лицеи, колледжи, техни- кумы), то для этого ему непотребуетсявыполнять задания части С. Если выпускник собирается продолжить обучение в высшем учебном заведении (институт, академия, универ- ситет), то решение заданий части С по всем трѐм предме- там, установленным Рособрнадзором для поступления на соответствующие направления высшего профессионально- го образования, для него является обязательнымусловием участия в конкурсе вуза.

Критерием усвоения содержания образования является успешное выполнение заданий частей А и В. На основании

результатов выполнения данных частей выпускник получа-

ет документ о среднем (полном) общем образовании и сви- детельство о сдаче обязательных экзаменов, однако пре-

8

тендовать на обучение в вузе ученик, не выполнив часть С, уже не может.

Для формирования рейтинга при поступлении в вуз учитывается общая сумма баллов заданий А, В и С. Абиту- риент, имеющий сертификаты A, B и С, получает возмож-

ность участвовать в конкурсах как в вузы, так и в учрежде- ния среднего профессионального образования.

Таким образом, предлагаемая схема проведения ЕГЭ

в два этапа отделит «олимпиадную» часть экзамена для поступающих в вузы от общей части для тех, кто не пре- тендует на поступление в высшие учебные заведения. Это позволит оптимально распределить силы на подготовку к ЕГЭ учащимися, «сбить волну» всеобщего репетитор- ства, выявить талантливых детей, способных продолжать образование в вузе, а также сэкономить ресурсы на прове- дение как олимпиад, так и ЕГЭ, объединив их в последова- тельную двухэтапную процедуру. Такая схема ЕГЭ пред- полагает также профессиональную ориентированность вы- пускников школ на продолжение обучения.

ВНЕДРЕНИЕ

Школьные олимпиады, начиная с 6-го класса, должны стать обязательным элементом программы среднего обра- зования для всех обучающихся.

На этапе формирования системы Единой государствен- ной олимпиады в рамках ЕГЭ должны быть сохранены все системы действующих ныне олимпиад. Для отработки ука- занных механизмов и процедур представляется целесооб- разным провести эксперимент в ряде регионов, как это бы-

лосделано при апробации ЕГЭ.

9

Приложение1

ПРЕДЛАГАЕМАЯСХЕМАПРОВЕДЕНИЯЕГЭ

ШКОЛА

Вторая волна (май–июнь) + РЕШЕНИЕ ЧАСТЕЙ

А,В

Первая волна (март–апрель) РЕШЕНИЕ ЧАСТИС (олимпиадный уровень)

Получение сертификата о сдаче зада- ний частей

А, В; С

Получение сертифи- ката о сдаче заданий частей А и В. Получение докумен- та о среднем (пол- ном) общем образо- вании — аттестата

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКА

Поступление в средние профессиональные учебные заведения

Поступление в высшие учебные за- ведения (участие

в конкурсе)

Учреждения среднего профессионального образования

10

Система непрерывного

профессионального образования

Учреждения высшего профессио- нального образования

Приложение2

Сопоставлениезадачвступительныхиспытаний

по физикеведущихвузов и олимпиадфедерального перечня

Условиязадач

вступительныхиспытаний Условиязадачолимпиад

Задача №1

В микрокалориметр с теплоѐмко- стью 100 Дж/К помещѐн изотоп кобальта (атомная масса 61) массой

10 мг. При распаде одного ядра кобальта-61 выделяется энергия

2 10–19Дж. Через 50 мин темпера- тура калориметра повысилась на

0,06 К. Оцените период полураспа- да изотопа кобальта и активность

этого препарата.

В свинцовом контейнере массой 5 кг поместили радиоактивный источник. В результате через 3 ч температура контейнера повысилась на 3,2 К. Известно, что данный радиоактив- ный источник испускает α-частицы энергией 5 МэВ, причѐм 100 % энер- гии всех α-частиц переходит во внутреннюю энергию. Найдите ак- тивность А источника, т. е. количе- ство α-частиц, испускаемых им за

1 с. Теплоѐмкостью самого источни- ка и теплообменом с окружающей

средой пренебречь. Теплоѐмкость свинца 130 Дж/кг·К.

Задачи идентичныпометодурешения:попредоставленнойин- формацииобизменениитемпературыинекоторыхтермодинамиче- скиххарактеристикматериала(теплоѐмкости)определяетсяколиче- ство тепловой энергии, поглощѐннойматериалом и выделившейсяиз- вестной массойрадиоактивного препарата. Далее, позакону радио- активногораспада,либонаосновеопределенияактивностипрепара- та вычисляютсяактивность ипериодполураспада.

11

Условиязадач

вступительныхиспытаний Условиязадачолимпиад

Задача №2

В вертикально расположенном ци- линдре находится газ массой m. Газ отделѐн от атмосферы поршнем, соединѐнным с дном цилиндра пружиной, жѐсткостью k. При тем- пературе T1 поршень расположен на расстоянии hот дна цилиндра. До какой температуры надо нагреть газ, чтобы поршень под- нялся до высоты H? Молярная мас- са газа известна.

В неподвижном цилиндрическом

сосудесплоща-

дью внутренне- T

го сечения S

расположенпор- h

шеньмассойМ. 0

В сосуде под

поршнем находится некоторое коли- чество воздуха. Поршень удержива- ется на высоте h0 от дна сосуда ни- тью, натяжение которой равно Т. После пережигания нити поршень движется без трения.

На каком расстоянии от дна пор- шень будет иметь наибольшую ско- рость?

Внешнее атмосферное давление рав- но Р0. Температура газа под порш- нем поддерживается неизменной. Ускорение свободного падения рав- но g.

Задачиидентичныпоформированиюситуации:в решениикомби- нируютсязаконымеханики(второйзаконНьютона,законыкинема- тики, связь работыимеханической энергии)сгазовымизаконами, определяющимидавлениегаза(силудавления).Рассматриваяданную силукаксоставляющую поставленноймеханическойзадачи,можно построитьрешение иответитьнапоставленный вопрос.

12

Условиязадач

вступительныхиспытаний Условиязадачолимпиад

Задача №3

Вдоль прямой, параллельной глав- ной оптической оси линзы и отсто- ящей от неѐ на расстояние 5 см, ползѐт к рассеивающей линзе му- равей с постоянной скоростью

1,6 см/с. Найдите скорость пере- мещения изображения муравья в тот момент, когда он пересекает фокальную плоскость линзы. Лин- зу считать тонкой, рассеивающей, фокусным расстоянием 10 см.

На оптической скамье установлена лампочка L (еѐ можно считать то- чечным источником света). От лам- почки отодвигают с постоянной ско- ростью V0 собирающую линзу, фо- кусное расстояние которой равно F.

В какую сторону и с какой скоро- стью будет двигаться изображение L' лампочки в тот момент, когда линза окажется от неѐ на расстоянии 1,5 F? Лампочка всѐ время остаѐтся на главной оптической оси линзы.

Обезадачисводятся кидентичнойситуации:построение связи скорости движения источника и скорости движения изображения, формируемоголинзой.В обоихслучаяхрешениестроитсянаоснове формулытонкой линзыинекоторых еѐследствий.

Из приведѐнных примеров физических задач можно сделать вывод о том, что задания предметных олимпиад охватывают все разделы школьного курса физики, в соответствии с действующей программой полного среднего образования по данному предме- ту. Уровни задач олимпиад, призванных проводить отбор та- лантливых ребят для будущего обучения в высшей школе, ненижеуровня задач предлагавшихся абитуриентам престиж- ных вузов до введения ЕГЭ. (В левой колонке взяты образцы за- дач из вступительных испытаний МФТИ.) Как правило — это комбинированные задачи, проверяющие знания двух и более разделов физики. В решении необходимо проводить комплекс- ные рассуждения по поставленной ситуации: от анализа модели

13

физического процесса до поиска оптимального пути решения. Успешность выполнения этих заданий повышенного и высокого уровня сложности обеспечивается соответствующим уровнем компетенций ученика.

Аналогия наблюдается и с олимпиадными заданиями по ли- тературе и вопросами ЕГЭ. Хотя на первый взгляд кажется, что внешне они разные, да и «олимпиадный» уровень в КИМах ЕГЭ начинается уже во втором разделе (задания С.3, С.4), однако для

«стандартизации» совершенно логично перенести эти задания в третий, заключительный раздел. При этом очевидно, что по сво- ей идеологии подходы при формировании материалов к олим- пиаде и ЕГЭ практически совпадают и вполне могут быть «син- хронизированы».

ЕГЭ

Олимпиада

Для выполнениязаданийС3иС4 используйтебланк ответов № 2. Запишитесначаланомерзадания, а затемдайтесвязныйответна вопросвобъеме 5–10 предложений. С.3. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушев- лѐнности природы?

С.4. Кто из русских поэтов отобра- зил богатство мира природы и в чѐм стихотворение Ф. И. Тютчева «Пол- день» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2–3 примера.) Для выполнения задания части3 используйте бланк ответов № 2. ВыберитетолькоОДНОизпред- ложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3)… Дайте полный раз- вѐрнутый ответ на проблемный вопрос (в объѐме не менее 200 слов), привлекая необходимые

Прочитай стихотворение и дай его истолкование, аргументировано и полно отвечая на вопросы.

Андрей Белый «Заброшенный дом»

1.Какиелитературныеассоциации

вызывает у тебя это стихотворе-

ние?

2.Вчемсвоеобразиерешения по- этомтемыпрошлого?

3. Каковароль образов-символовв раскрытииавторскоговзгляда на мир?

4. Как интонационно-ритмический

рисунок стихотворения отражает

авторскуюпозицию?

5.Какимтрадициямрусскойлирики

следуетАндрейБелый?

Прочитайте рассказ и дайте его ис- толкование, аргументированно и полно отвечая на вопросы.

14

ЕГЭ

Олимпиада

теоретико-литературные знания, опираясьна литературныепроиз- ведения,позициюавтора иповоз- можности раскрывая собственное видение проблемы...

С.5.1. Каково место и значение об-

раза Савельича в романе А. С. Пуш- кина «Капитанская дочка»?

С.5.1. Какую роль в судьбе Родиона

Раскольникова сыграл следователь

Порфирий Петрович? (По роману

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

С.5.1. В чѐм проявляется сложность, противоречивость внутреннего мира лирической героини М. И. Цветае- вой?

Сергей Донатович Довлатов «Жизнь коротка»

1. Можнолипричислить этотрас- сказ к разряду юмористических? А сатирических? Какова, на твой взгляд, природа комического у

С.Д.Довлатова?

2.Вчѐмсвоеобразиерешения пи- сателемтемы художника (творче- ской личности) и назначения искус- ства и какэтосвязано снрав- ственно-эстетическими искани- ямиэпохи?

3. Каковарольобраза рассказчикав

раскрытииавторскоговзгляда на мир?

4. Прокомментируй функции «чу-

жих»текстов, широкопредстав- ленныхв рассказе.

5.Вчѐм,по-твоему,смыслзаглавия?

6.Быллидля тебянеожиданным финалрассказа?Как он помогает раскрыть его художественную идею?

Сходные приведѐнным выводы можно сделать, проанализи- ровав задания по другим предметам, которые выполняют вы- пускники школ на ЕГЭ.

Подводя итог, можно заключить, что задания предметных

олимпиад, подготовленных в соответствии с требованиями кри- териев отбора Российского Совета олимпиад, не противоречат требованиям критериев, установленных к части С контрольно- измерительных материалов ЕГЭ, которые идентичны предъявля- емым к уровню задач вступительных испытаний в ведущих вузах Российской Федерации.

15

ШатинАндрейЮрьевич

ОЛИМПИАДЫ — ЕГЭ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

Подписано впечать25.11.10.

Формат 60×84 1/

16.Бумага ВХИ.

16

Усл. печ. л. 0,9. Уч.-изд. л. 0,7.

Тираж 1000 экз. Заказ 224

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

454001 Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

Издательство Челябинского государственного университета

454021 Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 57б

Библиографическая ссылка

Шатин А. Ю. ОЛИМПИАДЫ — ЕГЭ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6952 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат