Заочные электронные конференции
 
     
«Изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов – психологов с разным уровнем удовлетворенности учебной деятельности в процессе обучения в ВУЗе.»
Спицына Анна Юрьевна, Шкилев Сергей Владимирович


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Спицына Анна Юрьевна

«Изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов – психологов с разным уровнем удовлетворенности учебной деятельности в процессе обучения в ВУЗе.»

Научный руководитель С.В.Шкилев

Проблема изучения мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые. Общие концепции мотивации учебной деятельности были применены к анализу мотивов учения студентов. Оказалось, что учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий. Профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию. Исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов посвятили свои работы Делеу М.В., Ительсон Л.Б., Урванцев Л.П., Дьяченко М.И., Ильин Е.П., Арестова О.Н., Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Реан А.А. и другие психологи.

Положительная мотивация учебной деятельности является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные периоды развития, а именно в студенческом возрасте возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности. Таким образом, мотивы учения, присущие данному периоду развития выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне развития личности.

В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой.

Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.

В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них новой направленностью их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих. Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

Изучения мотивации учебной деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Проблема данной работы, заключается в следующем: каковы особенности учебной мотивации студентов-психологов на первом и пятом курсе обучения?

В данной работе нами были выдвинуты гипотезы о том, что:

1. При доминировании у студентов ориентации в мотивации учебной деятельности на получение знаний, возрастает удовлетворенность учебной деятельностью.

2. Удовлетворённость учебным процессом возрастает, если студента удовлетворяет его избранная профессия, взаимоотношения с преподавателями и руководством факультета, бытом, бюджетом и досугом, здоровьем.

Для изучения особенностей мотивации учебной деятельности студентов были использованы следующие методики: «Методика изучения мотивации обучения» (Т.И.Ильиной), «Опросник удовлетворённости учебной деятельности (УУД)».

Теоретический анализ литературы по данной теме показал, что центральной проблемой в рассмотрении нами студентов, является учебная мотивация. Рассмотрев конкретно мотивационную структуру сегодняшнего российского студента, на получение высшего образования, и мотивы получения профессии: что в них изменилось за последние годы, что появилось нового. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

Обработка данных велась с помощью статистического пакета SPSS, использовался критерий Пирсона для определения характера связи.

Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного университета, в котором принимали участие первокурсники и выпускники факультета психологии Белгородского Государственного Университета. Выборку составили студентыв количестве 30 человек.

В ходе работы и анализа результатов было выяснено, что в выборке первокурсников преобладающими оказались мотивация получения диплома 50%, и приобретение знаний 39%. Ориентированность молодых людей на получение знаний наблюдается в основном у студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», количество которых в данной группе не значительно. Что же касается студентов ориентированных на получение диплома то, данный показатель может зависеть от того, что для большинства молодых людей значимым является их материальное будущее, а не уровень знаний. С помощью диплома о высшем образовании, студенты могут продвигаться в карьерном плане, рассчитывают повысить уровень оплаты своего труда. Для студентов важно получение диплома, потому что сейчас подавляющее большинство профессий требуют наличие высшего образования, что влечет за собой возможность устройства на работу не по специальности, но при наличии соответствующего документа. Хотя только лишь наличие диплома, и отсутствие реальных знаний не дает возможности стать хорошим специалистом в той или иной профессии.

В выборке среди студентов-выпускников доминирующей оказалась мотивация приобретения знаний, что составило 50% всей выборки. Ориентированность выпускников на получение знаний, в отличие от первокурсников, наблюдается в основном у студентов, обучающихся не только на «хорошо», но и даже у тех студентов, успеваемость которых несколько ниже, чем «хорошо».

Достаточно высокий процент студентов-выпускников, ориентированных на получение диплома, аналогично первому курсу, это может зависеть от того, что для большинства молодых людей значимым является их материальное будущее, а не уровень знаний.

17% составили студенты, у которых доминируют показатели по шкале «Овладение профессией», это студенты, оканчивающие факультет с красным дипломом. В данном случае, в отличие от первокурсников, фактором, влияющим на заинтересованность студентов в овладении профессией, может являться не отсутствие перспективы дальнейшего устройства, а как раз совсем наоборот, эти студенты, возможно, уже определи своё дальнейшее трудоустройство и мотивация овладения профессией для них является доминирующей.

Общая удовлетворенность студентов учебной деятельностью возрастает в условиях учебного и воспитательного процесса, благоприятными взаимоотношениями с одногруппниками, преподавателями и руководством факультета, а так же удовлетворенностью избранной профессией, бытом, бюджетом и досугом. Удовлетворённость учебным процессом возрастает, если студента удовлетворяет его избранная профессия, взаимоотношения с преподавателями и руководством факультета, бытом, бюджет и досугом. Таким образом, исходная гипотеза подтвердилась.

В случае неблагоприятных отношений с одногруппниками, удовлетворённость учебным процессом не снижается. Воспитательный процесс будет удовлетворять студентов в результате благоприятных взаимоотношений с преподавателями и руководством факультета. Общая удовлетворённость учебной деятельностью, учебным и воспитательным процессом, избранной профессией, взаимоотношений с одногруппниками, преподавателями и руководством факультета, бытом, бюджетом и досугом, зависит от мотивационной направленности студента на получение знаний, овладение профессией и приобретение знаний.

Список использованных источников

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. - С.41-42. – электронный ресурс сайта http://www.koob.ru/age_psychology/

  2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.

  3. Гебос А.И Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч.1- М., 1997

  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.

  5. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия её формирования в процессе профессионального становления. И. 2006

5

Библиографическая ссылка

Спицына Анна Юрьевна, Шкилев Сергей Владимирович «Изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов – психологов с разным уровнем удовлетворенности учебной деятельности в процессе обучения в ВУЗе.» // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6993 (дата обращения: 14.11.2024).



Сертификат Получить сертификат