«Изучение влияния типа реагирования в конфликтной ситуации на развитие самооценки в подростковом возрасте».
Научный руководитель С.В.Шкилев
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.
Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.
Неизбежны в этом возрасте конфликтные ситуации с родителями, сверстниками, учителями. Поэтому становится актуальной проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, подростковый период сензитивен для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях. Знание факторов конфликтности необходимо для развития у детей навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
Следовательно, необходимо изучать конфликтное поведение и учить подростков разрешать конфликтные ситуации.
Поэтому проблема нашегоисследования заключается в следующем, каким образом тип реагирования в конфликтной ситуации зависит от уровня СО в подростковом возрасте?
Нами была выдвинута гипотеза о том, чтотип реагирования в конфликтной ситуации зависит от СО подростка.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы Белгородской области, Ивнянского района, с. Курасовка - МОУ «СОШ». Опрошено 30 учащихся шестых и седьмых классов средней, тринадцать из которых мальчики и семнадцать – девочки, в возрасте 11-13 лет.
В нашем исследовании были применены следующие методы: эмпирические методы: личностный опросник предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса, исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн.
статистические методы: корреляция Спирмена.
По результатам проведенного исследования были получены следующие результаты: Чем выше самооценка, тем чаще подростком будет выбираться стратегия приспособления. Это объясняется тем, что при таком поведении в конфликтной ситуации сохраняется сформированность оценки о себе, проявляется подростковая комформность, устойчивость во мнении о себе, в зависимости от мнения референтной группы. Что характеризуется особенностями развития в подростковом возрасте предпочтений именно этих стратегий поведения в конфликтной ситуации. В данном случае, чем выше самооценка, тем более предпочтительными для исследуемых подростков являются стратегии приспособления и компромисса.
Из 30 опрошенных подростков всего лишь у 13% (два человека) преобладает стратегия соперничества, у 21% (5 человек) – сотрудничество, 19% (три человека) предпочитают стратегию избегания, 26% (шестнадцать испытуемых) предпочитают стратегию приспособления и 21% (четыре человека) стремятся к компромиссу.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что наибольшее предпочтение подростки отдают стратегии приспособления 26%, это значит, что большинство подростков приносят в жертву собственные интересы ради других. Это объясняется важностью общения со сверстниками, желанием быть похожими друг на друга и, соответственно, приспосабливаться друг к другу.
21% испытуемых равнозначно предпочитают как стратегию компромисса, так и стратегию сотрудничества, то есть участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон и достигнутой путем взаимных уступок. Преобладание этих стратегий можно объяснить тем, что для подростков очень значима сфера общения со сверстниками, для них важно умение познакомиться с понравившимся человеком, желание свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы. Это связано также с типичной чертой подростковых групп – конформностью, то есть склонностью ребенка этого возраста к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательностью. А так же желание слиться с группой и ничем не выделяться.
19% подростков выбирают стратегию избегания, для которой характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Выбор этой стратегии так же связан со сложностью возраста, нежеланием выделяться «из толпы» и избеганием всяческих трудностей. И, наконец, 13% исследуемых предпочитают соперничество, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Данную стратегию поведения в конфликте выбирает наименьшее количество исследуемых подростков. Это еще раз подтверждает, что подросткам в большей степени необходимо уважение, понимание со стороны сверстников, одобрение поступков и по возможности отсутствие конфликтных ситуаций.
Результаты проведенной методики Дембо-Рубинштейна позволяют говорить о том, что у большинства подростков завышенная самооценка не зависимо от стратегии поведения в конфликте. Это связано с противоречивостью и сложностью этого возраста. У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Поэтому часто у подростков самооценка неадекватна, в данном случае она имеет склонность к повышению. Как известно, подросткам свойственна подражательность, и как только подросток понимает, что не соответствует созданному образу, его самооценка заметно повышается.
Для проверки статистической гипотезы была применена корреляция Спирмена, которая показала, что существует отрицательная связь на уровне 0,01 (-,468**) между самооценкой и стратегиями приспособления и компромисса. То есть, чем выше самооценка, тем чаще подростком будет выбираться стратегия приспособления. Это объясняется тем, что при таком поведении в конфликтной ситуации сохраняется сформированность оценки о себе, проявляется подростковая комформность, устойчивость во мнении о себе, в зависимости от мнения референтной группы. Что характеризуется особенностями развития в подростковом возрасте предпочтений именно этих стратегий поведения в конфликтной ситуации. В данном случае, чем выше самооценка, тем более предпочтительными для исследуемых подростков являются стратегии приспособления и компромисса.
Таким образом, в данном исследовании были рассмотрены причины возникновения конфликтного поведения, виды конфликтного поведения, способы их разрешения, общая характеристика подросткового возраста, была организована и проведена диагностика подростков. Исходя из анализа данных полученных в ходе диагностической процедуры, гипотеза имела эмпирическое подтверждение. Это значит, существует обратная связь между типом реагирования в конфликтной ситуации и самооценкой в подростковом возрасте. А именно, выбранный подростком тип реагирования на конфликтную ситуацию зависит от уровня его самооценки, что подтверждается математической статистикой.
В результате исследования подростков было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями, и предпочитают стратегию сотрудничества, компромисса и приспособления. Однако, большая часть исследуемых подростков с неадекватной завышенной самооценкой. Также в результате исследования была получена информация о том, что каждый человек в какой – то степени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях), подростки отдают предпочтение тому или иному стилю.
Список литературы.
1. Анзорг Линда. Дети и семейный конфликт. М.: «Просвещение», 1987.
2. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.551 с.
3. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991.
4. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: «Просвещение», 1991.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968
5
Библиографическая ссылка
Спицына А.Ю, Шкилёв С.В. «Изучение влияния типа реагирования в конфликтной ситуации на развитие самооценки в подростковом возрасте».
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6997 (дата обращения: 23.11.2024).