ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ (на материале Республики Тыва)
Ооржак Х.Д.-Н., профессор, д.п.н., С.Я. Ооржак, к.п.н. Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета
Аннотация: В педагогической науке многие ученые осуществляют изучение этнической культуры, формирования этнопедагогической культуры, ценностных ориентаций студентов на основе философских, аксиологических и культурологических основ педагогики. Авторами данной статьи продолжается анализ теоретических источников, разработанных в этом направлении, обобщение результатов эмпирических данных о значимости этнической культуры для студентов и её соответствия знаниям в данной области, а также выявление ценностных ориентаций студентов Кызылского педагогического института Тувинского госуниверситета.
Ключевые слова: этническая культура, значимость этнической культуры, ценности, ценностные ориентации.
Этнической культуре посвящены многочисленные исследования отечественных ученых. Их внимание привлекают различные аспекты этнической самобытности, например, в традиционной жизнедеятельности образ жизни, взаимосвязь образа жизни и культуры (Ю.В. Бромлей), влияние модернизации образа жизни на самобытность этнокультурной среды (А.Л. Гайжутис), изучение истории народной культуры (А.С. Мыльников), этнокультурные традиции в семье (М.Я. Устинова) и другие. В исследованиях А.С. Кармина показано, что «в культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая – культура этносов (одного или нескольких), из которых нация образовалась. Этническая (народная) культура – наиболее древний слой национальной культуры. Она охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр…» [5, с. 144-145). Как характерные черты этнической культуры автором названы консерватизм, уходящая в далекое прошлое преемственность, ориентация на сохранение «корней». При этом отмечается, что «этническая культура – исходный базис национальной культуры, она – источник народного языка (который становится в национальной культуре литературным языком). Из нее заимствуют писатели сюжеты и образы, композиторы – музыкальные мелодии и ритмы, архитекторы – стили приемы оформления построек. От ее древних, веками складывающихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры». Автором также отмечается сложность и противоречивость взаимоотношений между национальной культурой в целом и этнической культурой как ее наиболее древним компонентом [5, с. 146]. Исследователи также выявляют, что этническая (народная) культура содержательно богата, значительное место в ее содержании занимает фольклор (Л.Н. Коган, Новосибирск).
В культуре, считает С.Н. Артановский, естественно запечатлелись как сдвиги в жизни народа, так и преемственность его развития. Культура данного народа, этническая культура – это образ его жизни, это его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. Этническая культура – это все то, что принадлежит этому народу как своеобразному историческому и антропологическому образованию, которое изменяется на протяжении истории и вместе с тем сохраняет в этих изменчивых формах некоторые более или менее устойчивые признаки. Таким образом, мы можем говорить о культуре эскимосов, полинезийцев, о русской культуре, о французской культуре – это все будут этнические культуры, ибо они принадлежат определенному народу, имеющему свой этнос и создавшему соответствующий культурный комплекс» [1, с. 8]. Характеризуя этническую культуру, ее особенности, В.М. Межуев отмечает, «что она не обладает, пожалуй, главным свойством национальной культуры – способностью соотносить, сопоставлять, соизмерять себя с другими культурами, жить с сознанием, что она не одна, а одна из многих культур, существует лишь в связи с ними и благодаря им. Для этого ей необходимо, как минимум, открыть эти культуры, включиться в их «семью». Сделать это непросто, учитывая, что её задачей является сохранение и воспроизведение в неизменном виде того природного основания, на котором базируется любой этнос и которое существует безотносительно к чему-либо другому. Этническая культура позволяет каждому народу оставаться с самим собой, но недостаточна для того, чтобы жить вместе с другими народами, вступать с ними в общение. Когда такая жизнь станет исторической необходимостью, наступит время национальных культур». В.М. Межуевым показано, что переход к национальной культуре «станет возможным в результате коренных преобразований в жизни людей, их выхода на новую ступень исторического развития, прорывающего узкий горизонт их обособленного этнического существования. Народы должны пережить настоящую духовную революцию, чтобы этот переход мог состояться. И такой революцией стало изобретение письменности. В русле письменной культурной традиции и сложится впоследствии то, что получило название национальной культуры» [8, с. 53].
С середины 1990-х годов осуществляются многочисленные исследования, посвященные этнокультурному развитию народов России. Ученые стали разрабатывать и использовать различные методики по изучению этнического составляющего в культуре народов. По мнению М.Э. Когана, «Этнокультурные установки могут быть выявлены различными путями: тестированием, с помощью экспертных оценок или вопросов-«индикаторов» и т.п.» [6, с. 5].
Возникновение и интенсивное развитие средств массовой информации оказывают значительное влияние на самобытность этнокультурной среды. На образ жизни людей и его содержание влияют новые средства коммуникации, они «вклиниваются в сферу ценностных ориентаций и видоизменяют некоторые наши традиции и представления о мире» (Гайжутис А.Л.).
Этническая культура, этнические ценности и ценностные ориентации современной молодежи необходимо изучать в их взаимосвязи. Изучение ценностей и ценностных ориентаций молодежи в процессе образования отличается междисциплинарным характером. К примеру, И. Ю. Кузнецова отмечает, что «условием выживания общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. Какие ценности принимает и отвергает молодежь современной России, как они соединяются с ценностями "отцов", господствовавшими в обществе длительное время – вот главная проблема в сегодняшней социализации молодежи…» [7]. Соединение ценностей молодежи и «отцов» происходит закономерно, поскольку семья остается не только ячейкой общества, но и важным фактором социализации. Этнокультурные традиции передаются подрастающему поколению, прежде всего, в семье. В современных семьях продолжается передача этнокультурных традиций (в области бытового труда, в сфере традиционных любительских занятий (рукоделие поделки). Семья продолжает играть роль в передаче других форм культуры, в частности, традиционной духовной культуры (фольклорных жанров). Однако отмечается, что позиция семьи здесь несколько ослаблена. Это связано с модернизацией культурной среды. В то же время и изменения социокультурных процессов оказывают воздействие на подрастающее поколение и формирование их ценностных ориентаций, мировоззрения, нравственного и культурного идеала. И. Ю. Кузнецовой рассматривается влияние на процесс социализации различных социальных институтов – школы, студенческого коллектива, церкви; отношение молодых людей к семье, к досугу и работе, к политике и религии, а также их оценки демократических изменений и ценностей различных сфер жизни [7].
Проблема ценностей и цели воспитания анализируется также в трудах профессора М.И. Шиловой, которая отмечает, что «в системе ценностей фиксируются общечеловеческие ценности, на основе которых развертывается социальная регуляция и целенаправленные действия людей». Ею разработана методика по выявлению значимости ценностей, которую можно опробовать среди студентов [12, с.445-446].
Е. А. Данилова также отмечает, что традиционно в процессе социализации одна из ведущих ролей принадлежит социальному институту образования. Современная молодежь очень высоко оценивает наличие образования для реализации своих жизненных стратегий. В то же время специфика социализации студенческой молодежи в том, что в группах обучаются представители разных народов, следовательно, учитываются этнопсихологические особенности их общения и этнокультурные традиции, своеобразие языка, обычаев [4]. Необходимо продолжить также и работу по выявлению этнокультурных ценностных ориентаций студентов. «Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального» (Сластенин В.А.).
Известно, что категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке, начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. «Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений… В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом» [13]. В достижении социального прогресса немаловажное значение имеет успешная социализация подрастающего поколения и в условиях вуза, где продолжается и формирование ценностных ориентаций.
В истории тувинского народа с периода создания Тувинской Народной Республики в 1921 году постепенно осуществляется, словами В.М. Межуева, «переход к национальной культуре». Трудности этого перехода для тувинского народа и духовная культура Тувы исследованы А.К. Кужугет. Однако этническое своеобразие культуры Тувы при этом сохраняется. Богатое содержание этнокультурных традиций, этнической педагогики и их применение в современной системе воспитания исследованы рядом ученых (М.Б. Кенин-Лопсан, К.Б. Салчак, А.С Шаалы, Т.Т. Мунзук и другие).
Отдельные результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы показывают, что значимость аспектов этнической культуры для студентов к концу ОЭР имеет низкий уровень (у 9,2% студентов), средний уровень (у 67,9 % студентов) и высокий уровень (у 22,7%). Это результаты только одной группы. Они показывают, что к концу ОЭР значимость этнической культуры соответствует знаниям в данной области. Исходя из этих данных, при осуществлении социально-педагогической работы не только в общеобразовательных школах, но и в условиях вуза, необходимо продолжать работу по формированию ценностных ориентаций во взаимосвязи с этническими ценностями, раскрывать значимость ценностей и их содержание, чтобы студенты могли их осмысливать и усваивать в период подготовки в высшей школе. Нами продолжается сбор эмпирических данных о значимости этнической культуры для студентов и её соответствия знаниям в данной области: как и в предыдущие годы, уровень значимости остается высокой в начале изучения курса «Этнопедагогика». При этом, у первокурсников 2011-2012 учебного года выявлено заметное соответствие значимости знаниям в данной области, особенно по таким аспектам этнической культуры, как язык, устное народное творчество.
Выводы: В отечественной науке вопросы изучения этнической культуры и ценностных ориентаций рассматриваются во взаимосвязи с этническими ценностями. Изучение формирования ценностных ориентаций молодежи осуществляется на основе междисциплинарного подхода.
Культура Тувы, её формы и виды, исторически сложившееся этническое своеобразие, этнические ценности исследуются рядом ученых, среди которых доктора исторических наук, культурологии, искусствоведения, философии Н.В. Абаев, М.Б. Кенин-Лопсан, А.К Кужугет, М.В. Монгуш, В.Ю. Сузукей, О.М. Хомушку и другие. Опираясь на мысли А.С Кармина можно сказать, что труды этих ученых – «это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей».
В целях формирования этнопедагогической культуры студентов, нами в течение ряда лет изучаются различные аспекты этнической культуры тувинского народа. Исходя из того, что в теоретических трудах классиков педагогики и современных педагогических исследованиях доказано: именно в этнокультурных традициях передаются народные знания по воспитанию подрастающего поколения (К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков и другие). Опрос студентов показал, что они могут выявить степень значимости аспектов этнической культуры и ценностных ориентаций с помощью методик. Однако среди них есть те, которые все еще затрудняются показать знания в данной области. В результате целенаправленной работы в процессе преподавания спецкурса «Этнопедагогика» по изучению этнического своеобразия культуры тувинского и других народов, проживающих в Туве, студенты начинают показывать более высокий уровень знаний по аспектам этнической культуры.
Следует учитывать, что содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, и передаваемые от поколения к поколению. По мнению Г.А. Станчинского, «духовное формирование личности происходит путем присвоения ею культурно-исторического опыта этнических норм и ценностей своего народа». Необходимо коллективное исследование этнической культуры, ценностей и ценностных ориентаций студентов в их взаимосвязи в условиях высшего образования Республики Тыва.
Библиографический список
1. Артановский, С.Н. Этническое своеобразие культур [Статья] / С.Н. Артановский // Философские и социально-экономические проблемы культуры. Л., 1975. С. 3-16. – (Труды ЛГИК. Т. 28).
2. Бромлей, Н.Я. К вопросу о взаимосвязи образа жизни и культуры [Статья] / Н.Я. Бромлей // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. С. 134-145.
3. Гайжутис, А.Л. Этнос и модернизация культурной среды [Статья] / А.Л. Гайжутис // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. С. 61-70.
4. Данилова, Е. А. Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения: на примере регионов Среднего Поволжья: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.социол.н. -Пенза.-2009.
5. Кармин, А.С. Основы культурологии: морфология культуры [Текст]: учебник для студ. вузов / А.С.Кармин. - СПб.: Изд-во «Лань», 1997. – 512с.
6. Коган, М.Э. Роль этнических ориентаций в культурном потреблении (на материалах опроса ленинградских татар) [Статья] // Этнокультурные процессы. Методы ист. и синхронного изучения. М., 1982. С. 5-14.
7. Кузнецова И. Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии 24.00.01 – Теория культуры Краснодар – 2001.
8. Межуев В. Нацональная культура как понятие и явление // Библиотековедение.-1999.-№2.-С.48-52.
11. Устинова, М.Я. Передача этнокультурных традиций в современной семье (по материалам народов советской Прибалтики) [Статья] // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. С. 145.
12. Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и инновации: избранные пед. труды / М.И. Шилова.-Красноярск: Универс, 2003.-712с.
Ооржак Х.Д.-Н., профессор, д.п.н., С.Я. Ооржак, к.п.н. Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ (на материале Республики Тыва) // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7003 (дата обращения: 22.11.2024).