Заочные электронные конференции
 
     
Педагогические основы становления и развития начального образования в Тувинской Народной Республике с 1922 по 1945 год.
Монгуш И. И., Ооржак Х.Д-Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

11

Педагогические основы становления и развития начального образования в Тувинской Народной Республике с 1922 по 1945 год.

Монгуш Ия Ильинична старший преподаватель Кызылского педагогического института ТувГУ

Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович доктор педагогических наук, профессор, директор Кызылского педагогического института ТувГУ

Аннотация: в Тувинской Народной Республике была осуществлена огромная работа по становлению и развитию всеобщего начального обучения. Решались вопросы организации школьной сети, финансирования образования, содержания учебно-воспитательной работы, внедрения в педагогическую практику научно -обоснованных методов обучения, профессиональной подготовки учительства и многие другие.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, становление и развитие, народное образование, начальное образование, педагогическое, формирование.

Pedagogical bases of formation and development of primary education in the Tuvan people's Republic from 1922 to 1945.

Mongush Ija Ilyinichna senior lecturer Кyzylscоgо pedagogical institute ТuvGU

Oorshak Herel-ool Dazhi-Namchalоvich doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Кyzylscоgо pedagogical institute ТuvГGU

Abstract: in the Tuvan people's Republic was carried out great work on formation and development of universal primary education. The following questions were discussed the organization of the school network, the financing of education, the content of teaching and educational work, the implementation of the pedagogical practice of science -based methods of training, professional training school and many others.

Key words: Tuva people's Republic of formation and development, public education, primary education, pedagogical, formation.

В национальных республиках Южной Сибири модернизация общеобразовательной школы, приобретаемая свои национально-региональные особенности, требует объективного отражения исторического прошлого, духовно-культурного обоснования (объяснения). Пройден­ный в советские времена путь показал, что без учета традиций, культу­ры воспитания невозможно создание национально-региональных особенностей школы. Стремле­ние к духовному возрождению сильно проявляется у мало­численных народов Южной Сибири: буряты, горноалтайцы, тувинцы. в частности тувинский народ в силу исторических условий развития подвергался ассимиляции, утра­чивает традиции, обычаи, нравы, порядки уклада жизни, кото­рые являются общекультурной ценностью [1].

Конец второй половины XIX — начало XX веков характеризуется уси­ленным развитием самосознания тувинского народа, ростом его по­требности в образовании и грамотности. В это время началось осмысленное обдумывание народа над получением какого-нибудь образования, в основе кото­рой была проблема соотношения национального и общечеловеческо­го.

Начальная школа Тувинской Народной Республики (ТНР) изучаемого периода формировалась на основе специфических особенностей и традиций, восходящих к на­родной педагогике и к идеям религиозных и светских просветителей, в условиях сосуществования двух мировых религий: буддизма и христи­анства. Она развивалась под воздействием российской государствен­ности и русской демократической педагогической мысли на фоне своеобразной тувинской культуры, тесно связанной с ре­лигией. К нашему великому сожалению, до настоящего времени целостной картины ста­новления и развития начального образования с учетом указанных особенностей нет [2].

Отдельные стороны развития образования и начальной школы в исследованиях ученых, путешественников, отдельных авторов изло­жены в отрывчатой очерковой форме, охватывают их отдельные стороны, так как у них не была такой цели, цели изучения проблемы народного образования. Следовательно, становление и развитие тувинской школы отражено мало, а главное, не имеет ни какой системы и систематичности.

В последние годы наметилось новое направление исследова­тельской работы. Цель -- восстановление исторической правды, от­крытие имен людей, партийно-советских органов, организаций, имевших активное отношение к организации и проведению в жизнь аратов систему всеобщего начального образования, обучение грамоте. Увековечение имен людей, незаслуженно забытых и оказавшихся в забвении, имевших хоть какое-то отношение к началу народного образования республики. Эти исследо­вания ведутся преимущественно в рамках собственно исторической, культурологической науки. Ещё недостаточно изучено предпосылки и мотивы становления и развития начальной школы в рамках педагогической науки. Имеющийся документальный и архивный материал требует современного осмыс­ления и актуализации.

Из обобщающего анализа работ по исследуемой про­блеме видно, что в большинстве своем, они отражают идеологию сво­его времени и в отношении внешнего влияния носят односторонний характер. Рассматриваемая проблема (народное просвещение) в источниках представ­лена в отрыве от духовной культуры тувинского народа, в большей степени религиозной культуры, недостаточно полно использовано наследие русских путешественников P. Tshihascheff 1840-1845 годы (П. Чихачев), В. Попова, А.В. Адрианова, Г.Н. Потанина, Н.Бичурина. Ученых исследователей Н.Ф. Катанова, Л.Р. Кызласова, W. Radloff 1862-1866 годы (В.В.Радлов), Н.А.Сердобова, С.И.Вайнштейна, К.Б.Салчака, А.А.Ярилова и других просветителей конца XIX-начала XX столетий [3,4,5,6].

Таким образом, назрела острая необходимость и потребность в историко-педагогическом анализе и целостном научном освещении процесса становления и развития народного образования в Республике Тыва, с учетом специфических особенностей, характерных для Тувинской Народной Республики (1922-- 1945 годы). Этим и объясняется выбор темы исследо­вания, которая сформулирована следующим образом: "Педагогические основы становления и развития начального образования в Туве с 1922 по 1945 год XX века".

Проблема исследования: процесс становления и развития начального образования в Туве, его взаимосвязь с национальными особенностями, религией и светским просветительством России и Тувы.

Решение данной проблемы формирует цель исследования: раскрыть своеобразие социально-педагогических мотивов, обусловивших становление и развитие начального образования в Туве и определить на исследованном историческом опыте теоретическую и научно-методическую ценность вопроса на современном этапе.

Объектом исследования является процесс становления и разви­тия начального образования в Туве в период с 1922 по 1945 год XX века, в годы усиленного развития светского образования как в России в целом, так и на окраинах ее, в частности, в Туве.

Предметом исследования является влияние, с одной стороны, народных традиций и буддийской религии, а с другой - демократиче­ской русской педагогической мысли и педагогических идей светских просветителей на становление и развитие начального образования в Туве в изучаемый период.

В соответствии с объектом, предметом и целью ис­следования выдвигаются следующие задачи:

  1. На основе анализа социально-экономических и культурно-образовательных особенностей выявить условия становления и развития начального образования в Туве.

  2. Показать роль буддийской религии (ламаизма) в процессе становления и развития начального образования в Туве.

  3. Рассмотреть развитие педагогических идей русских, тувин­ских просветителей и процесс их влияния на становление и развитие светского начального образования в Туве.

  4. На основе изучения общественно-педагогической деятельно­сти 1922 -- 1945 годов проследить становления и развития начального образова­ния в Туве и восстановить (описать) его в иерархии.

Методологической основой исследования служат важнейшие философские положения о всеобщей связи явлений окружающего ми­ра, их движения, о рассмотрении воспитательно-образовательных яв­лений сквозь призму социокультурного контекста, цивилизационного своеобразия; культурологическая концептуальная идея диалога куль­тур, из которой следует принцип приоритета общечеловеческих цен­ностей; положения диалектики о соотношении общего, особенного и единичного.

Теоретической основой исследования служит разработанная в целом в отечественной науке теория историко-педагогического процесса, отра­зившаяся в трудах: Гессена С.И., Днепрова Э.Д., Джуринского А.Н., Егорова С.Ф., Жураковского Г. Е., Каптерева П.Ф., Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Пискунова А.И., Равкина З.И., Фрадкина Ф.А. и других; работы специалистов, посвященные проблемам на­чального образования в России: Волкова Г.Н., Ососкова А.В., Солов­кова И.А., Струминского В.Я. и других.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы проведения научных исследований: сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, системный метод, ме­тоды изучения документов, критическое осмысление и обобщение ли­тературных и публицистических источников, анализ и систематизация выявленных исторических фактов.

В качестве источников исследования использованы опублико­ванные и неопубликованные материалы по вопросам образования, ис­тории педагогики, этнопедагогики, истории России и Тувы, исто­рии культуры, документы, принятые правительством Тувинской Народной Республики об образовании (1921-1944 гг), философии. Важной ис­точниковедческой базой исследования стали архивные материалы раз­личных фондов 4 архивов страны: Российского Государственного ис­торического архива (РГИА), Архива востоковедов СПб отделения ин­ститута народов Азии АН, Национального Архива Республики Тыва, архива Тувинского института гуманитарных исследований (ТИГИ).

Диссертационная работа выполнена в несколько этапов:

1. 2004—2005 гг. — изучение литературы по теме исследования. Обработка собранного материала, проведение анализа состояния разработанности проблемы в регионах России. Выявление особенностей становления и развития всеобщего среднего образования в Южной Сибири. Разработка плана-программы и теоретиче­ских основ исследования.

2. 2006—2007 гг. — изучение архивных материалов, их ана­лиз, систематизация и обобщение. Определение структуры диссертации и логики изложения основного содержания работы.

3. 2008 -- 2010 гг. — написание основного содержания диссертации, уточнение отдельных положений исследова­ния. Формирование основных выводов и умозаключений по работе и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

- проанализированы социально-экономические и культурно-образовательные особенности, как условие развития начального образования в ТНР с августа 1921по 11 октября 1944 года;

  • переосмыслены и впервые введены в научный оборот печатные источники и архивные материалы, содержащие информацию о взаи­мосвязи национальной самобытности и просветительства;

  • благодаря собранному, большого количества, историческому материалу восстановлено педагогическое содержание становления и развития начального образования в ТНР 1921-1944 годы XX века;

  • изучение вопросов образовательно-культурного процесса Тувинской Народной Республики в настоящее время является актуальным. В условиях переосмысления и переоценки социальных, знаниевых ценностей возрастает роль региональных историко-педагогических исследований. Полученный материал по становлению и развитию педагогических процессов и школьной практики в республике нуждается в новом подходе и новых оценках, восполнить тот пробел, который имелся в истории народного образования Тувы.

Практическая значимость исследования:

  • использование содержащихся в диссертации теоретических положений, практических выводов и обобщений в актуализации новых педагогиче­ских идей и разработке национально-регионального компонента концепции отечественной школы;

  • включение некоторых положений диссертации в содержание обучения начальной школы Республики Тыва;

  • разработка и внедрение спецкурса по теме диссертации для студентов Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической основой, сово­купностью методов исследования, адекватных поставленным задачам, привлечением документальных и архивных источников.

В условиях переосмысления и переоценки социальных и знаниевых ценностей, возрастает роль региональных историко - педагогических исследований. Опыт выявление педагогических мотивов становления и развития начального обучения в Республике Тыва нуждается в новом подходе и новых оценках.

Проведённое нами исследование показывает, что широкий круг проблем, связанных со становлением и развитием начального образования в Туве в конце 19 и до 1945 года 20 веков не только не потерял своего значения, но и актуален в настоящее время. Историко-педагогическая оценка современного начального образования в данном регионе вызывает известную аналогию с процессами и проблемами, возникающими в исследуемый нами период.

Становление общеобразовательной школы в Туве было неразрывно связано с осуществлением всеобщего начального школьного обучения. Практическое осуществление этой задачи в России началось с опубликования Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 года "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети".

Однако проведение всеобуча в Туве осложнялось рядом специфических особенностей, осложнявших работу по введению начального всеобуча. Одним из наиболее трудных положений было не имение своего тувинского алфавита. Вначале самостоятельное обучение было на монгольском языке, затем резкий переход на латинизированный алфавит.

Среди факторов, накладывающих свой отпечаток на введение всеобщего начального обучения в Туве и тормозящих процесс становления новой школы, мы выделили наиболее существенные: экономическая отсталость, сложная политическая обстановка и затянувшаяся коллективизация аратов, совсем слабая материальной база, низкая плотность населения, кочевой образ жизни значительной части населения, нехватка специалистов в области просвещения, специфика работы среди коренного населения, суровость климата и т.д.

Организация народного образования началась с ломки традиций старой ламаистской школы и практического претворения в жизнь основных принципов российской системы просвещения, создания аппарата народного образования, кропотливой работы по разъяснению среди населения новой школьной политики, а также изыскания средств на расширение школьной сети, строительства школьных зданий и организации образовательного процесса на местах, вплоть по разбросанным летним стоянкам аратов.

Вопросы, связанные с финансированием школьного образования не потеряли своего значения и в настоящее время. В те годы основой школьного бюджета являлись государственные ассигнования, поборы и так бедного населения в виде натурального налога. Однако скудность отпускаемых средств заставляли изыскивать другие источники. Отделы народного образования проводили работу по заключению договоров с населением, организации школьно - хозяйственных попечительских советов и шефства хозяйственных организаций, самих аратов по привлечению заготовки и строительства школьных зданий.

Несомненный интерес для современной действительности представляют вопросы по организации интернатной системы обучения почти везде по республике. Учитывая, что большинство тувинских семей вело кочевой образ жизни, необходимо было создать целую сеть школ, где дети могли не только учиться, но и жить в течение всего учебного года.

Острой проблемой для органов народного образования и школ республики являлась нехватка учебной, учебно-методической литературы. Необходимость непрерывного издания и постоянного совершенствования содержания учебников и другой литературы вызывала определённые трудности. Вопросами создания учебников, учитывающих специфические особенности местного образа жизни, занималась переводчики. Их опыт работы, несомненно, интересен как в организационном, так и в познавательном плане.

Широкий круг проблем, связанных с содержанием всеобщего начального обучения в Туве с 1922 по 1945 год также вызывает известную аналогию с сегодняшним днём. Важнейшая теоретическая и практическая задача, стоявшая перед школой этого времени, заключалась в том, чтобы привести содержание школьного образования в соответствие с новыми целями воспитания и связать его с решением актуальных социальных, политических, экономических и культурных проблем.

В качестве центрирующего фактора в школе устанавливалась трудовая деятельность во всех её проявлениях, учебной деятельности придавалась направленность на преобразование окружающей среды посредством применения учащимися полученных знаний. Методам преподавания присваивался исследовательский, опытно - экспериментальный статус, а овладение средствами приобретения и применения знаний существенно преобладало над традиционными знаниями, умениями, навыками.

Коренной пересмотр содержания школьного образования, ориентация его на формирование творческой личности, находил отражение в программно -методической деятельности органов народного образования ТНР. Учебные программы, составленные на основе программ соседних регионов, свидетельствуют о творческом подходе к всеобщему народному обучению.

Однако, катастрофическая нехватка учителей, специальных мест учебы, раздробленность населения (отдаленность друг от друга), труднодоступность некоторых местностей в конечном счёте приводили к выхолащиванию научного содержания образования, что снижало качество общеобразовательной подготовки учащихся.

Для осуществления начального всеобуча в Тувинской Народной Республике необходимо было приступить к решению важнейшего вопроса - подготовка и переподготовка учительских кадров. Обеспечение школ учительскими кадрами в начале 20 годов было катастрофическим. Основной формой подготовки учителя начальной школы в исследуемый период стали краткосрочные курсы различной длительности, а также педагогический техникум Ойротии (Горноалтайск), открытый в 1928 году. Расширяя политический и педагогический кругозор, повышая культурный и общеобразовательный уровень, педагогические курсы и техникум ориентировали учителя на перестройку школы на новых основах. При наличии известных недостатков в организационных вопросах и учебной деятельности эти формы сыграли огромную роль в подготовке учителей для ТНР. Созданная в эти годы система педагогического образования в соседних регионах сыграла огромную роль в культурном строительстве Тувинской Народной Республики.

Подводя общие итоги, мы отмечаем, что начиная с начала XX столетия в жизни тувинского народа (общества) произошли заметные изменения. Хозяйственное и культурное сотрудничество с русским народом, развивающиеся капиталистические отношения в регионе требовали пересмотра укоренившихся взглядов на начальное школьное образование.

За короткий исторический период с 1922 года по октябрь 1944 года в годы существования Тувинской Народной Республике была осуществлена огромная по своим масштабам работа по достижению благороднейшей цели - становления всеобщего начального обучения. В контексте общих проблем, характерных для данного региона, участниками общественно - педагогического движения в исследуемый период решались вопросы организации школьной сети, финансирования образования, содержания учебно-воспитательной работы, внедрения в педагогическую практику научно -обоснованных методов обучения, профессиональной подготовки учительства и многие другие. Анализируя и обобщая опыт, пройденный ТНР и его системой образования, важно не допустить ошибок прошлого, правильно усвоить его уроки и использовать накопленный опыт в новых исторических условиях.

Библиография.

1. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1920 - 1931 гг.), - М.:, Прометей, 1992.-117 с.

2. Потанин Г.Н. Народы Сибири.// Сибирь, ее современное со­стояние и нужды.- СПб., 1908.

3. Российское образование: история и современность./ Под. ред. С.Ф. Егорова. - М., 1994.

4. Салчак К.Б. Развитие тувинской народной педагогики.-Кызыл,1984.- 128 с. (на тувинском языке).

5. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве.-Кызыл, 1953.- 278 с.

6. Tshihascheff P. Voyage scintifigue dans Altai ariental etles parties adjacenste la frontiere de China. Paris, 1845, P.124-147/

Библиографическая ссылка

Монгуш И. И., Ооржак Х.Д-Н. Педагогические основы становления и развития начального образования в Тувинской Народной Республике с 1922 по 1945 год. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7004 (дата обращения: 21.12.2024).



Сертификат Получить сертификат