Роль дискуссионного клуба в развитии критического мышления современных школьников.
Современное общество требует подготовленных квалифицированных специалистов. Школа должна подготовить молодых людей к дальнейшему усвоению знаний, умений и навыков в высших учебных заведениях. Но главная задача, которая сегодня ставится перед средней школой - научить детей добывать и перерабатывать информацию самостоятельно, а также применять полученные таким путем знания.
Каждый ребенок – личность. Каждому нужно помочь раскрыть свои индивидуальные способности, выявить свои возможности. Особую ценность у молодых людей приобретают такие качества личности как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Общение со сверстниками для ребят – это самостоятельная и значимая сфера жизни. Преобладающей становится потребность обрести индивидуальность и добиться её признания.
Карнеги писал: «Умение говорить – это наикратчайший путь к известности». В 2004 году в нашей школе прошли первые дебаты, а в 2005 году был создан Дискуссионный клуб. В Уставе клуба указано, что деятельность осуществляется на принципах добровольности, равноправия, самоуправления. Заседания проводятся в форме дебатов и круглых столов по обсуждению научных, экономических, социальных, политических, культурных проблем. Членом клуба может стать любой старшеклассник, принимающий личное участие в работе. Возглавляет деятельность Совет, ежегодно избираемый на общем собрании.
Основной целью является объединение активных, способных и стремящихся к саморазвитию учащихся. Темы для проведения дискуссий предлагают сами учащиеся на первом ежегодно сентябрьском собрании. Их виды становятся разнообразнее. В первое время проводились ценностные дебаты в формате Карла Поппера, в дальнейшем к ним были добавлены полиси – дебаты. В настоящее время учащиеся играют во Всемирном формате мировых школьных дебатов. Проводятся внутришкольные чемпионаты, в которых выявляются три лучшие команды и десять лучших спикеров.
Прежде, чем начинается участие в дискуссиях, проводится обучение в рамках элективного курса «Дебаты».
Хорошая подготовка позволила выйти на городской уровень, играть на английском языке. С 2007 года команды школы принимают участие в городских дебатах, организуемых Государственным педагогическим университетом им. Герцена, центром «Открытое образование» и международной образовательной ассоциацией «Дебаты» (IDEA).
Темой для дебатов становятся вопросы волнующие молодое поколение. Например, тема «Россия должна вступить в ВТО». Обсуждение экономических проблем было продолжено. Актуальной оказалась тема: «Стабилизационный фонд должен быть реализован в российской экономике». На уровне городских дебатов обсуждалась тема «Мировое сообщество не должно использовать воду в качестве экономического товара». Проблема водных ресурсов вызывает сегодня острые дискуссии и ребята не остались в стороне. Большинство пришло к выводу, что вода не может быть экономическим товаром, это достояние всего человечества.
Серьезные споры вызвала тема «Современная русская литература деградирует». В качестве примеров приводилось много цитат из произведений современных авторов. Выиграла команда утверждения. С ней согласилось большинство судей и зрителей. Тема «Современный молодежный язык разрушает личность» вызвала бурную дискуссию не только во время, но и после окончания дебатов. Отмечалось, что учащиеся хотят выделиться, сделать свою речь ярче и разнообразнее, употребляют иностранные слова. Вместе с тем подчеркивалось, что в речи современных школьников часто звучат слова – паразиты и это в свою очередь ведет к деградации личности. Проблема современного молодежного языка оказалась настолько актуальной, что была переведена в область научной работы и представлена учащимися на городской конференции.
По биологии обсуждалась проблема «Клонирование человека необходимо». По отзывам самих учащихся тема для многих оказалась неожиданной, но заставила задуматься.
Большой интерес вызывают обществоведческие, политологические и социологические темы. Например, «Религия себя исчерпает», «Человек – заложник общественного мнения», «Ближневосточный конфликт неразрешим», или «Глобализация – путь к обезличиванию нации».
Один из наиболее важных навыков, который вырабатывается при подготовке к дебатам – это критическое мышление. Технология развивает навыки работы с информацией. В основе её лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. На первой стадии учащиеся активизируют имеющиеся знания по изучаемому вопросу. На второй – непосредственно работают с новой информацией. На третьей стадии подходят к вопросу с новыми идеями и возможностями. Рассмотрим на примере. На городских дебатах была предложена тема «Россия должна реализовать концепцию построения мировой энергетической сверхдержавы». Тема первоначально обсуждалась среди игроков (вызов). Затем проводились поиски и изучение информации по всем имеющимся источникам (осмысление). На третьей стадии – была не только сформулирована проблема, но и представлен аргументированный план её решения (рефлексия), т.е. каким образом наша страна может стать энергетической сверхдержавой. При этом учащиеся предлагали использование не столько имеющихся и известных источников энергии, сколько новейших, которыми сегодня активно занимается наука.
Критическое мышление – это разумное, творческое мышление, позволяющее подойти к вопросу с новыми идеями и возможностями. Оно развивается в дебатах в наибольшей степени. Здесь нужно не только сформулировать аргументы в поддержку той или иной точки зрения, но и убедительно ответить на вопросы оппонентов. Таким образом, дебаты развивают способность рассматривать проблему с разных точек зрения, терпимое отношение к различным взглядам.
Ребята обсуждают проблемы в широком кругу участников. В школе проводятся круглые столы. Подготовку обычно берет на себя инициативная группа. Она проводит предварительный отбор проблем, которые затем выносит на обсуждение старшеклассников. В таких дискуссиях могут принимать участие до 120 человек и более. Чтобы привлечь внимание к обсуждаемым вопросам, Совет клуба проводит предварительные социологические опросы. Такие опросы проводились перед круглыми столами по темам «Семья и карьера», «Влияние НТР на здоровье человека», «Современное поколение – прогресс или деградация». Данные опросов озвучиваются во время дискуссий, а также вывешиваются на стенде клуба. Тема «Семья и карьера» вызвала очень оживленную дискуссию. Юноши и девушки ответственно относятся к созданию семьи и развитию профессиональной карьеры. А на вопрос: «Что предпочтительнее для Вас: семья или карьера?», отвечают: «И семья, и карьера» (72 % опрошенных). Возраст вступления в брак: девушки чаще выбирали 22 – 25 лет, юноши 25 – 30 лет. И те и другие предпочитают сначала получить образование, устроиться в жизни, а затем создавать семью.
Интересны выводы о современном поколении (круглый стол «Современное поколение – прогресс или деградация»). Послушаем участников круглого стола. « - Мы другие? – Конечно! - Мы хуже? – Возможно! Ведь откуда–то взялось мнение о деградации молодежи. Новое поколение критикуют за то, что оно стало более распущенным, чересчур увлеклось компьютерными играми, перестало ходить в театры, музеи, читать книги. Примерно такое мнение высказывали эксперты круглого стола. Легко сказать, что мы деградируем, сложнее приложить усилия, чтобы изменить это. Целью нашей дискуссии было внушить участникам мысль, что все в их руках. Мы сами строим свое будущее» ( из статьи в школьной газете).
Большой резонанс вызвало обсуждение темы «Национализм – тупик на пути к будущему». Была исследована проблема происхождения национализма, его источники и виды, причины возрождения на рубеже II -III тысячелетий. Вывод был однозначен. В условиях многонационального российского государства необходимо проявлять толерантность, культуры могут и должны взаимодействовать.
Необходимо отметить, что все темы дебатов и круглых столов вызывают оживленное обсуждение, при их проведении нет безразличных, нет пассивных. Часто учащиеся, мало проявляющие себя на уроках, активно обсуждают проблемы в нетрадиционной обстановке, что позволяет им поверить в свои силы и возможности.
Один из принципов образования – воспитание социальной ответственности. Работа Дискуссионного клуба позволяет построить социально – ориентированное отношение к действительности, развивать навыки коллективной деятельности, дает каждому возможность реализовать себя, сконструировать собственное знание. Общение со сверстниками в дебатах и круглых столах является условием взросления, дифференцированного и избирательного строительства деловых и личностных взаимодействий. Молодые люди познают самих себя, учатся принимать ответственные решения, становятся интересными и влиятельными. Таким образом, школа выполняет социальный заказ общества – готовит людей способных к общественной, научной, профессиональной деятельности.
ГОУ СОШ № 639
Учитель высшей категории
Шаламонова Т.И.
Библиографическая ссылка
Шаламонова Т.И. Роль дискуссионного клуба в развитии критического мышления современных школьников // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7035 (дата обращения: 24.12.2024).