Исследованием проблемы удовлетворенности деятельностью, в том числе учебной, занимались Г.В. Акопов, Ю.М. Орлов, М.Г.
Отношение к учению в значительной степени определяется тем, какие потребности студента удовлетворяются в учебной деятельности. Ю.М. Орлов под удовлетворенностью учением понимает эмоциональное содержание учебной деятельности, являющееся необходимым условием обучения. Удовлетворение учением автор рассматривает как интегральное переживание, возникающее вследствие удовлетворения потребностей, вовлечённых в учебную деятельность. Совершенно справедливо Ю.М. Орлов акцентирует внимание на определяющую роль удовлетворенности потребностей в развитии мотивационных процессов. Уровень удовлетворенности рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на будущее. Текущая удовлетворенность повышает мотивацию учения в будущем. Неудовлетворенность учением вызывает механизм отношения к учебе как к вынужденному действию и снижает мотивацию. Помимо этого « вызывает деформацию мотивационной сферы личности, усиливая внешнюю, защитную мотивацию в ущерб внутренней познавательной, творческой. В некоторых случаях глубокая неудовлетворенность учением способствует формированию эмоциональных барьеров, делающих учение очень трудным» [26] .
Исследования Ю.М. Орлова и В.И. Шкуркина свидетельствуют о том, что уровень отношения к учению в значительной степени определяется интенсивностью тех потребностей, которые удовлетворяются в учении.
Другим «эмоциональным измерением» учебного процесса в вузе является оценка удовлетворенности студентов своей учебой. Автор отмечает, что в обширном списке пояснений, даваемых студентами, значительно чаще встречаются субъектно-субъективные, в сравнении с объективно - субъективными. Также отмечается тенденция большей распространенности на младших курсах суждений эмоционально - поддерживающего, оценочного характера, а на старших - действенного, программно - реализованного характера [1].
Специфика учебной деятельности студентов предполагает возможность изучения всех существующих видов удовлетворенности. Феномен удовлетворенности - неудовлетворенности студентов современной высшей школы недостаточно изучен в литературе. В основном представлена эмоциональная удовлетворенность студентами как группой, окружением, так и обучением.
Удовлетворенность студентами процессом учебной деятельности во многом определяется содержанием этого процесса. Содержание определяется программными требованиями, направлением вуза, его материальной базой и другими факторами.
Есть исследования проблем удовлетворенности деятельностью, в том числе учебной. В то же время в рамках многоуровневой структуры высшего профессионального образования данный вопрос мало изучен. В связи с этим мы решили изучить удовлетворенность учебной деятельностью студентов нашего вуза, а также выяснить, есть ли особенности удовлетворенности учебной деятельностью у студентов- психологов на разных курсах обучения.
Объект исследования: учебная деятельность студентов ВУЗа.
Предмет исследования: особенности удовлетворенности учебной деятельностью студентов-психологов на разных курсах обучения.
Эмпирическое изучение уровня удовлетворенности учебной деятельностью осуществлялось на базе НИУ БелГУ, на факультете психологии. В исследовании приняли участие 80 студентов, с 1 по 4 курс.
Для выявления уровня удовлетворенности процессом обучения нами была использована методика «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью (УУД)» Л.В.Мищенко
Результаты исследования уровня удовлетворенности студентов учебной деятельностью
Для исследования уровня удовлетворенности студентов учебной деятельностью мы использовали методику «Тест-опросник удовлетворенность учебной деятельностью» Л.В. Мищенко. Данная методика состоит из семи шкал:
Общая удовлетворенность учебной деятельностью,
Удовлетворенность учебным процессом,
Удовлетворенность воспитательным процессом,
Удовлетворенность избранной профессией,
Удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками
Удовлетворенность взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза,
Удовлетворенность бытом, досугом, здоровьем.
Нормативный коридор для данной методики составляет от 2,6 до 3,5 баллов. Средние показатели по удовлетворенности учебной деятельностью студентов представлены в таблице 2.2.3.
Табл.2.2.3 . Показатели удовлетворенности учебной деятельностью студентов 1-4 курсов
Курс
Общая УУД
У учебным процессом
У воспитательным процессом
У избранной профессией
У взаимоотношениями с однокурсниками
У взаимодействием с преподавателями
У бытом, бюджетом, досугом, здоровьем
1
3,01
3,01
3,10
3,23
3,00
3,08
2,64
2
2,80
2,88
2,70
2,98
3,02
2,60
2,50
3
2,90
3,20
2,84
3,17
2,91
2,75
2,63
4
2,81
2,75
2,82
2,82
3,00
2,75
2,65
С помощью статистического пакета SPSS мы провели статистическую обработку данных по критерию H- Крускала-Уоллеса и выявили, что в данной выборке (80 человек) существует статистически значимые различия по шкале удовлетворенности избранной профессии (Hэмп=13,5 при p=0,01) и по шкале удовлетворенности взаимодействия с преподавателями (Hэмп=15,3 при р=0,01). Существует некоторая динамика изменения удовлетворенности избранной профессии и удовлетворенности взаимодействия с преподавателями у студентов от первого к четвертому курсу. Данные представлены на рисунке 2.2.3.
Рис.2.2.3. Показатели удовлетворенности учебной деятельностью студентов 1-4 курсов
На рисунке 2.2.3. видно, что по шкалам удовлетворенности избранной профессии и удовлетворенности взаимодействия с преподавателями существует некоторая тенденция к спаду значений удовлетворенности от первого к четвертому курсу.
По шкале удовлетворенности избранной профессией имеется тенденция к спаду значений у студентов от первого курса к четвертому. В ходе беседы было выявлено, что ожидания первокурсников по поводу выбранной профессии зачастую гиперболизированы. К последующему курсу зачастую ожидания не оправдываются, что приводит к снижению уровня удовлетворенности избранной профессией.
По шкале удовлетворенность взаимодействием с преподавателями возникает похожая ситуация: студенты первокурсники проецируют свой опыт общения с учителями в школе на преподавателей вуза. Это значит, что у первокурсников существует некоторая установка на образ преподавателя как «близкого друга», постоянного соратника. К последующему курсу студенты меняют своё отношение к преподавателям и теперь воспринимают их как наставников, но также они теряют возможность близкого общения с преподавателем, что было возможно в школе. Это приводит к снижению уровня удовлетворенности взаимодействия с преподавателями. Эти данные получены в ходе беседы со студентами.
Вывод: нами была обнаружена динамика изменения уровня удовлетворенности студентов от первого курса к четвертому по шкалам удовлетворенности избранной профессией и удовлетворенности взаимодействия с преподавателями. Эта динамика была выражена в виде спада значений от большего к меньшему. Это означает, что студенты-первокурсники более удовлетворены избранной профессией и взаимодействием с преподавателями, чем старшекурсники. Если подводить итоги по всей выборке в целом, можно сказать, что удовлетворенность учебной деятельностью, включая все её компоненты (удовлетворенность учебной деятельностью, удовлетворенность учебным процессом, удовлетворенность воспитательным процессом, удовлетворенность избранной профессией, удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками, удовлетворенность взаимодействиями с преподавателями, удовлетворенность бюджетом, досугом, здоровьем) находится в пределах нормы. Однако существует некоторые отклонения от нормы у второго курса по шкале «удовлетворенность бытом, бюджетом» В ходе беседы было выявлено, что это связано с личностными характеристиками каждого студента.
Список литературы
Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Автореф. дисс. канд. псих. наук. - Казань, 1997. - 18с.
Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов
Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/Под ред. Б.Г.Ананьева, Н.В.Кузьминой. — Л.:ЛГУ.1974. - Вып.2. - 254с.
Иванова Т.А., Левин А.Я. Мотивация учебной деятельности студентов// Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности: Межвуз. Сб./Под ред. Г.С.Шляхтина. — Горький: Горьк.гос.ун-т, 1987.—С.77-84.
Лапшин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов/Психологический журнал. - 1996. - т. 17. -
Библиографическая ссылка
Вервейко И., Разуваева Т.Н. Удовлетворенность учебной деятельностью в ВУЗе // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7050 (дата обращения: 23.12.2024).