Заочные электронные конференции
 
     
Тема мемориального пейзажа в творчестве живописцев Алтая
Брагина Л.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Л.А. Брагина

Тема мемориального пейзажа в творчестве живописцев Алтая

Особенностью алтайской живописи является преимущественное развитие пейзажного жанра. К изучению пейзажа в произведениях алтайских художников обращались и обращаются исследователи: Л.И. Снитко, В.И. Эдоков, Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович, Е.В. Важова и т.д. [10-11, 12-14]

Исследования, посвященные строго мемориальной тематике в произведениях алтайских художников крайне редко встречаются в искусствоведческой литературе. Цель настоящей статьи – попытаться рассмотреть процесс развития мемориального пейзажа в творчестве алтайских художников, как важной составляющей, связанной с исторической памятью региона.

Основными источниками при обращении к мемориальному пейзажу будут являться сами произведения искусства алтайских художников, опубликованные источники Государственного художественного музея Алтайского края, а также неопубликованные архивные источники Государственного архива Алтайского края.

На Алтае художественная жизнь начала складываться с появлением первых профессиональных художников – В. П. Петрова, М.И. Мягкова, А.О. Никулина, Г.И. Гуркина, Н. Чевалкова. Онивоспевали своеобразие земли Алтая, ее сибирские виды, неприступную суровость и мощь, сохраняя лучшие традиции предшественников.

В. П. Петров (1770?-1810) – художник из Санкт-Петербурга, первый видописец Барнаула, его градообразующего предприятия [13].

Талантливый самородок, самобытный и глубоко национальный мастер, живописец и рисовальщик Григорий Иванович Гуркин (1870-1937) - основоположник алтайского изобразительного искусства. Его живописное и графическое наследие составляет гордость художественных коллекций России, Сибири, Алтая. Он стал продолжателем реалистического русского пейзажного искусства второй половины Х1Х века. Творчество Г.И. Гуркин посвятил Горному Алтаю. Первую известность получил как мастер рисунка, многие работы в технике графики выдающегося художника выполнена в его окрестностях. Краеведческий музей им. А.В. Анохина (Республика Алтай) обладает самой большой коллекцией живописных и графических работ Г.И. Чорос-Гуркина, среди которых дом-мастерская художника («Усадьба с домом»). Усадьба в Аносе является знаменитой музеем-усадьбой республики Алтай одного из первых профессиональных художников Сибири, сохранившей его образ. Расположение, планировка, комплекс строений, история усадьбы - достояние отдельного человека. В формообразовании усадьбы учтены особенности местности, рельефа и растительности [15].

Тема мемориальной картины прошла через живопись Гуркина в работе «Уголок гостиной И.И.Шишкина» (1897), «Алтайцы. Юрта» (ГХМАК) и др. Непреходящая жизненная сила творчества Гуркина в авторской мировоззренческой концепции целостного восприятия мира, и сегодня остается органичной школой художественности. Важной составляющей мировоззрения Гуркина как художника является поклонение природе, глубокое переживание ее красоты и любви к ней, ее символизация [1].

Первый сибирский импрессионист А.О. Никулин (1878-1945) более тесно связан с городским пейзажем, чем основатель-реалист национального искусства Г.И.Гуркин. Живописным окраинам родного Барнаула посвящены работы «Последние лучи. Барнаул», «Барнаул. Вечер» (ГХМАК). Кроме программных произведений «Голубой Алтай» (Алтайские белки) художник пишет пейзажные этюды «Великие останки Великой Италии», (Рим. Вход в Колизей», «Палермо», «Равенна. Церковный дворик» и др. [7]

В 1920-е годы складывается вид мемориального пейзажа. Тематика ее раскрыта и в творчестве алтайских художников (М.Я.Будкеев, А.А.Югаткин, Л.Р. Цесюлевич, В.И.Еврасов, Ю. Б. Кабанов, В.В.Коньков, А.В.Арестов и др.).

Архитектурные пейзажи алтайских художников в 70-е гг. были посвящены старинным русским городам Союза Советских Социалистических Республик: Рига-Таллин, Переславль-Залесский, Загорск и Углич, Ростов Великий и Новгород, Псков и Печора, Волхов и Трубеж, Торжок, Тверь, Кострома, Ярославль, древняя азиатская культура и старые сибирские города (Тобольск, Барнаул). Выставка 1976 года «По старым русским городам» запечатлела живые, непосредственные путевые впечатления, этюды, наброски, привезенные из поездок по стране. Художники показали ощущение сопричастности к этим ожившим в красках памятникам – творениям рук человеческих [6].

Городской пейзаж города Барнаула любимая тема ведущих алтайских художников М.Я.Будкеева, Ю.Б.Кабанова, А.А.Югаткина, В.В.Конькова и др.

Михаил Яковлевич Будкеев (р.1922) – первый и единственный Народный художник России на Алтае. Горы, озера, улицы и дома провинциального города, снова долины, белая лошадь на белом снегу, просторная монгольская степь, цветущий бадан и всадник в степи – так характеризует часть сюжетов творчества М.Я. Будкеева известный отечественный ученый, чл. СХ России, доктор искусствоведения Т.М.Степанская, чья сфера научных интересов представлена в трудах посвященных изучению и сохранению культурного наследия России. Характерной чертой времени остается поэтика его пейзажа, органично включающего городской мотив, не ставшего эпизодом в творчестве живописца. Художник обратился к барнаульской теме в конце 60-х годов, создавая серию «Старый Барнаул». Мастер создал живописную серию архитектурных образов Барнаула (1999), «Мой Барнаул» (2002). Создание натурного этюда – основа творческого метода художника, основа его творческого мировосприятия, художник продолжает традиции русского пейзажа. Выбор мотива в его творчестве, часто незаметного, непритязательного, совпадает с личностными качествами мастера, удивительной скромностью, простотой, любовью к жизни. Его удивительно-гармоничные по цвету архитектурные композиции: «Большая вода. Улица Анатолия» (1960-е гг.), «Дом И. Ф. Носовича» (1970-е гг.), «Крестовоздвиженская церковь. Планетарий» (1970-е гг.) [2-4,14]. М. Я.Будкеев не просто любуется узорочьем деревянной резьбы наличников, карнизов, передавая документально точно архитектурные детали барнаульских особнячков, он вносит в изображение свою душевную теплоту и мягкость, тем самым, одухотворяя и возвеличивая предмет изображения.

Культурное наследие России разрушается или превращается в нововдел. Нет уже дома архитектора И. Ф.Носовича, написанного художником в 60-70-е годы прекрасного, с лепкой кружевной вязью дома на ул. Чехова, превращенного в новодел, Дома литераторов на ул. Анатолия, исчезла первозданная красота дома А. А.Лесневского и других архитектурных памятников.

Народный художник России Будкеев принадлежит к поколению мастеров, для которых достоверность натуры и традиционное профессиональное мастерство всегда являлись приоритетными. Суть живописи Будкеева в естественности, в открытии натуры, в развитии видения. Теперь только в ранних работах М. Я. Будкеева можно увидеть многие архитектурные памятники Барнаула, их былую красоту, иногда сопоставить, сравнить с поздними композициями автора. И мы представляем «будкеевский» мир барнаульских образов, живую натуру города, переданный автором тонкими живописными средствами.

В историю изобразительного искусства Алтая заслуженный художник России, член Союза художников России (1980) Алексей Югаткин (1926-2001) вошел в первую очередь как художник-график, мастер тонкой, филигранной техники акварели, отдающий предпочтение жанру пейзажа. В наследии мастера пейзаж-картина стала способом выражения природного настроения города: Проспект Ленина после дождя. 1978. (ГХМАК); «После дождя». 1978. (ГХМАК); Старый Барнаул. 1979.(ГХМАК); Октябрьская площадь. 1980. (ГХМАК) [8].

Юрий Борисович Кабанов (р. 1938). Заслуженный художник России. Член Союза художников России (1964), председатель Алтайского краевого общества Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России (1992-1996 г), лауреат премии Ленинского комсомола (1982г), Демидовского фонда Алтайского края (1998), муниципальной премии г. Барнаула (2000). Кабанов – художник-график. Серия офортов посвящена барнаульской теме, вершина которой - «Панорама Барнаула. Начало ХХ века». Более четырех лет художник работал в музеях, архивах, изучал и осмысливал материал. Обобщенный эпический образ родного города был создан в духе зубовских гравюр XVIII века во всей торжественности и красоте. Композиция с низкой линией горизонта, которая позволила показать огромное пространство, силуэты и вертикали большого количества церковных сооружений, украшающих и уравновешивающих композицию, придавая значение духовной опоры города. Черно-белая гравюра передает колористическое богатство и гармонию, создающих ощущение времени. Близок образ родного Барнаула в архитектурных композициях памятников: «Дом Полякова (магазин «Красный»), «Покровский собор» и др.

Ю. Б. Кабанов – многогранная личность. Обращение к теме революционного прошлого Алтая, приводит к рождению романтической серии «Партизаны Алтая», изучение жизни и творчества ученого, изобретателя Ю. Кондратюка рождает серию офортов «Хлеб и звезды». Государственный архив Алтайского края хранит эскизные наброски к графической серии «По страницам мира» [12].

Таким образом, живописные и графические панорамы Барнаула – это город, которого уже никогда не будет, но который есть только, благодаря полотнам художника.

Владимир Владимирович Коньков (р. 1954). Член Союза художников (1995). Действительный член Петровской академии наук и искусств. Особое место в творчестве художника занимает городской пейзаж, представляя в живописном творчестве свое видение Барнаула. Изучая историю Барнаула, прикоснулся к интереснейшей теме, уходящей в истоки возникновения города, его строительства и развития. В его композиционной серии «Старый Барнаул» любимые горожанами архитектурные памятники: «Магазин «Красный» зимой», «Дом Аверина», «Демидовская площадь» и др. Художник не просто документально точно передает знакомый силуэт, он фантазирует, представляя жизнь старого города XIX века, где из далекого прошлого врываются конные пролетки, лихие извозчики и видятся за этим романтичные дамы в шляпках, элегантные кавалеры. Художник-библиофил профессионально отбирает материал, находит правильное решение в построении композиции, цветом передает задуманное состояние. В картинах Конькова словно оживает романтический образ старых сибирских улочек, наполненных рублеными теремами, купеческими особняками красного кирпича, храмами и часовнями. Художник не ставит цели точного воспроизведения архитектурного облика эпохи. Его задача наполнить старый город живым дыханием, позволить зрителю мысленно войти в городскую жизнь конца Х1Х-начала ХХ века, почувствовать рядом с его жителями купцами и извозчиками, дамами и гимназистами, дворниками и работными людьми, рядом с красивейшими домами эпохи русского модерна (Конюшенный переулок. 1995.; Соборная площадь, 1994.). Живописца беспокоит проблема архитектурного Барнаула, возможность гармоничного сочетания старой городской архитектуры с современными решениями. Об этом работы: «Башенки на Красноармейском», «Дом под шпилем» и др.

Тобольск единственный город в Сибири имеющий Кремль. А.В. Арестов в своих произведениях постоянно обращается к образам старинного города («Тобольский кремль». 1991. (ГХМАК) и др. [7]

Леопольд Романович Цесюлевич (р. 1937). Заслуженный художник России. Член Союза художников (1968). Художник с академическим образованием (Латвийская Академия Художеств) в творчестве отдает предпочтение мемориальному пейзажу двух Отечеств: России и Латвии. «Коридор. Музей истории Риги». (1971), Рижские башни (1973), «Дом на Никитина. Барнаул», «Октябрьская площадь» (1978), «Терема» (1978). Это изящные, тонкие по цвету картины настроения, ощущения художника, попытка передать зрителю свои раздумья. Особое чувство вызывает картина «Студенческий проспект», где заснеженный зимний город не просто фон для идущей по проспекту веселой нарядной молодежи, а добрый хранитель памяти [8, 9].

Таким образом, художники через любовь к родному городу вносят свой вклад, в художественную летопись Барнаула навсегда увековечив память ушедшего культурного наследия.

А.С.Пушкин близок всем поколениям. Он вдохновляет, побуждает к творчеству. Пушкинская тема всегда волновала живописцев, графиков, скульпторов Алтайского краевого отделения Союза художников России. Литературные места России в серии графических работ А.Вагина, образ юного поэта заинтересовал С.Дедова. Пушкин в пору творческой зрелости нашел воплощение в больших полотнах И.С. Хайрулинова и Г. Ф. Борунова. И сегодня, работая со студентами И.С. Хайрулинов продолжает выбирать тематику произведений, связанных с различными периодами жизни великого соотечественника. Об этом говорит работа выпускника Новоалтайского государственного художественного училища М. Руднева «А.С.Пушкин» (1996). Вершиной празднования стало открытие памятника (1999), великому русскому пииту, созданного по инициативе творческой интеллигенции на народные деньги известным алтайским скульптором России М.А. Кульгачевым [16].

Михайловское, Тригорское, Болдино... Старинные села на Псковщине и Нижегородской земле изображают художники в своих полотнах эти исторические уголки России, где присутствует дыхание пережитого волнения авторов от «встречи» с великим поэтом. Решение «мемориального пейзажа» Пушкинских мест мы находим у В.И.Еврасова, чья первая персональная выставка (1999), приуроченная к двухсотлетию со дня рождения А.С.Пушкина, проходила в картинной галерее Алтайского государственного университета. Валерий Иванович Еврасов художник (специальность палехская миниатюра), график, оформитель книжных изданий, член Союза художников России (1990) посвящает свои работы любимому времени года поэта, а также сибирским видам [5]. Галерея «Универсум» факультета искусств АлтГУ в 2011 году экспонировала произведения живописца, члена Союза художников России В.С.Шубина (1996). Среди работ выставки«Милые сердцу сюжеты» — многофигурная композиция «А.С.Пушкин и его окружение».

Итак, пушкинская тема - развивающаяся линия в творчестве алтайских художников. Изображения любимой пушкинской поры, любимых мест – стало объединяющей для большинства алтайских художников.

Более четверти века художники края продолжают разрабатывать алтайскую шукшиниану. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина в селе Сростки Бийского района Алтайского края ежегодно собирает поклонников творчества на Шукшинских чтениях. 2009 год был объявлен Годом В.М.Шукшина на Алтае. Шукшинская тематика в творчестве алтайских художников многогранна. Воспоминания о нем воплощены в графических и живописных пейзажах разных времен года, исторических местах родного села (И.Попов «Шукшин в Сростках» (2003), «Изба, где родился В.М.Шукшин» (1986, 1991), «Домик у озера Раменское», (1986), Л.Р.Цесюлевич «Белая родина Шукшина» (1999), В.И.Еврасов «Не просто говорить о Шукшине (1989)) и многие другие [16].

Таким образом, кисти алтайских художников устремлены к вдохновенным местам своего земляка, где создавал любимые народом произведения известный талантливый российский гражданин, писатель, драматург, режиссер и актер.

Источники

1. ГААК. Ф.Р-1.оп.1.д.13

2. МИХАИЛ БУДКЕЕВ Кат. выст. Вступ. ст. Ф. Торхова. - Барнаул, 1971.

3. МИХАИЛ БУДКЕЕВ Кат. выст. Вступ. ст. Л. Цесюлевича. - Барнаул, 1974.

4. МИХАИЛ БУДКЕЕВ Заслуженный художник РСФСР Живопись Кат. вступ. ст. В. Эдокова: Упр. культуры Алт. крайисполкома. Алт. орг. Союза художников РСФСР. - Барнаул, 1983.

5. ВАЛЕРИЙ ЕВРАСОВ Кат. выст. Вступ. ст. Т.М. Степанской. - Барнаул, 1999.

6. 21-я краевая выставка «По старым русским городам». - Барнаул, 1976.

Литература

7. Государственный художественный музей Алтайского края. Иконопись. Живопись. Графика. – М. : Сканрус, 2002. – 79 с.

8. Дариус, Е.И. Коллекция работ с видами Барнаула в Государственном художественном музее Алтайского края: комплектование и изучение [Текст] / Е.И. Дариус, А.В. Федотов // Алтайский текст в русской культуре. — Барнаул, 2004. – Вып. 2. – С. 116-122.

9. Митина, Н.В. Образ г. Барнаула в произведении Л.Р. Цесюлевича «Терема» [Текст] / Н.В. Митина // Молодежь – Барнаулу. Матер науч.-практ. конф. – Барнаул, 2007. – С. 139.

10. Нехвядович, Л.И. Виды Барнаула в произведениях алтайских художников 1960-1970-х гг. [Текст] / Л.И. Нехвядович //Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы. – Барнаул, 2005. – С. 212-215.

11. Нехвядович, Л.И. Типология тем и мотивов пейзажной живописи Алтая 1960-1970-х гг. [Текст] / Л.И. Нехвядович // Вестник Алтайской науки. Культура. – Барнаул, 2005. – Вып. 1. – С. 125-127.

12. Степанская, Т.М. Некоторые штрихи развития изобразительного искусства Алтая [Текст] / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири. – Барнаул, 2008. – С. 144.

13. Степанская, Т.М. Первый видописец Барнаула В.П.Петров [Текст] / Т.М. Степанская. – Барнаул, 2009. – 47 с.

14. Степанская, Т.М. Очерки истории искусства Алтая [Текст] / Т.М. Степанская // Степанская Т.М. – Барнаул, 2009. – 220 с.

15. Степанская, Т.М. Слово и кисть [Текст] / Т.М. Степанская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2011. - № 15. – С. 73-77.

16. Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов.: в 2 т. Т. 1. А-Л / Алт. краев, универс. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова, АКО ВТОО «Союз художников России», Гос. худож. музей Алт. края; Отв. ред. В.С. Олейник, науч. ред. Т.М. Степанская, авт. вступ. ст. Л. И. Леонова, сост. Бордюкова Н.А. и др. - Барнаул: «Алтайский Дом печати», 2005.- 453 с.

7

Библиографическая ссылка

Брагина Л.А. Тема мемориального пейзажа в творчестве живописцев Алтая // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7056 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат