Заочные электронные конференции
 
     
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ТИПОЛОГИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Черняева И.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Черняева И.В., соискатель, старший преподаватель

кафедры истории отечественного и зарубежного искусства

Алтайского государственного университета

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ

ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ТИПОЛОГИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Современный художественный рынок России не мыслим без художественных галерей. Они составляют экономическую основу данного рынка. Галерея - государственное, общественное или частное предприятие, занимающееся экспонированием, хранением, изучением, пропагандой и продажей произведений искусства. Деятельность художественных галерей основана на четко сформулированной концепции. Иногда галерея работает по принципу постоянной тематической выставки-продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты, не меняя экспозиции в течение всего срока и отдавая проданные вещи только после окончания выставки.

В России частные галереи были закрыты после 1917 года. Декретом от 3 июня 1918 г., подписанным Председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым (Лениным) и Управляющим делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевичем Совет народных комиссаров постановил: «Московскую городскую художественную галерею имени П. и С. М. Третьяковых объявить государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики и передать в ведение Народного комиссариата по просвещению на общем основании с прочими государственными музеями». [1] 18 ноября и 19 декабря 1918 года были приняты декреты о национализации частных коллекций С.И.Щукина и С.И. Морозова соответственно. [1] Частное коллекционирование продолжалось и после 1917 года. Галерейное движение в России возобновилось в середины 1980-х гг. Первые галереи были открыты в Москве и Санкт-Петербурге, среди них «MAPC», «Первая галерея», «Анна» (1988), «Ариадна» (1988), «Дельта» (1990), «Палитра» (1990), «Гильдия мастеров».

В Сибири на рубеже XX-XXI вв. основываются первые художественные галереи. Первая частная галерея современного искусства на Алтае «Арт-галерея Щетининых» открылась в Барнауле в 2003 году, в 2005 году основана также в Барнауле частная галерея «Кармин», в 2003 году создана галерея «Универсум» на базе факультета Искусств Алтайского государственного университета, в апреле 1998 года в Омске возникла арт-галерея "Квадрат», с 1995 года в Новосибирске существует художественная галерея "Модерн", в 2002 году там же открывается выставочный зал «Сибирские Мастера». Это лишь небольшой перечень галерей, открывшихся в конце XX – начале XXI вв. в Западной Сибири. В настоящее время автором выявлено пятьдесят пять художественных галерей, расположенных на территории Западной Сибири. Концентрируются выставочные площадки, как правило, в крупных городах региона.

В Алтайском крае современное искусство представляют четырнадцать внемузейных формирований. Типологию данных институций можно определить следующим образом:

- частные - «Арт-галерея Щетининых», картинная галерея «Кармин», выставочный зал «Турина гора», арт-галерея «Бандероль», галерея «Sol»;

- открытые в торговых центрах - галерея современного искусства «Проспект», галерея «Республика Изо»;

- открытые при высших учебных заведениях - галерея современного искусства «Универсум» при факультете Искусств Алтайского государственного университета, выставочный зал в центре культуры Алтайского государственного политехнического университета им. И.И. Ползунова; выставочный зал центра культурно-массовой работы Алтайской государственной педагогической академии; выставочный зал при библиотеке Алтайской государственной академии культуры и искусств.

- созданные на базе муниципальных учреждений - выставочный зал «Союз художников России», павильон современного искусства «Открытое небо» при центральной универсальной молодежной библиотеке им. В.М. Башунова; выставочный зал «Ритм» при библиотечно-информационном центре.

Одной из особенностей регионального художественного рынка является сохранение муниципальных картинных галерей, выполняющих, в том числе, коммерческую функцию, посредством популяризации творчества художников Алтайского края. Накануне крушения Советского Союза в Алтайском крае было более 60 сельских картинных галерей. Большинство галерей было основано художниками, начинавшими свой жизненный путь в этих селах. До настоящего времени сохранили свое лицо Михайловская картинная галерея (с. Михайловка Алтайского края), Павловская картинная галерея (с. Павловск Алтайского края), картинная галерея им. В.В. Тихонова (г. Рубцовск).

Галерейное движение Алтайского края широко представлено в периодической печати. Регулярно публикуются материалы о деятельности галереи «Универсум» в следующих изданиях: «Вечерний Барнаул», «Знамя Советов», «За науку», «Свободный курс», «Алтайская правда», «Читай город», «Два слова», «Литературная газета», «Российская газета». Авторы статей знакомят читателей с деятельностью галереи, историей ее развития, о проводимых выставках и мероприятиях (У. Белова, А. Лихачева, А. Кирилин, А. Некрасова, Н. Панченко, М. Старыгина, В. Токмаков и другие).

Особенность галереи «Универсум» заключается в том, что она является учебно-методической базой для приобщения студентов к практической работе (оформление экспозиции, составление и проведение экскурсий, каталогизация фонда, создание каталогов выставок и т.п.). В галерее регулярно проводятся выставки студенческих творческих работ, выполняемых в соответствии с учебным планом.

Инициатором создания галереи «Кармин» является Сергей Грантович Хачатурян. Автором первой экспозиции и автором - составителем аннотированного научного каталога выставки «Пейзаж – национальный жанр России» стала доктор искусствоведения Т.М. Степанская. Дизайн - проект каталога осуществил А.Л. Кальмуцкий. [8, 9]. Первая экспозиция характеризовалась академичностью, но не смотра на академичность в ней присутствовали элементы современного дизайна. Сегодня в галерее искусствоведом является Л.Н. Шамина, директором – Г.Г. Хачатурян.

Деятельность таких художественных галерей Алтайского края, как картинная галерея «Кармин», «Арт-галерея Щетининых», выставочный зал «Турина гора» так же представлена в периодических изданиях. Более 45 статей опубликовано о частной картинной галерее «Кармин» за период с 2005 по 2008 год не только в местных изданиях, но и в центральных газетах («Комсомольская правда», «Российская газета»).

Достоинством Арт-галереи Щетининых является издательская деятельность, т.е. популяризация творчества алтайских художников не только в Алтайском крае, но и в Западно - Сибирском регионе. Издательская деятельность ведется из средств галереи, а не на средства художников.

Издания Арт-галереи Щетининых можно разделить на два направления: каталоги информационного характера и издания монографического характера. Каталоги информационного характера отличает высокое качество, так как они сопровождаются вступительной статьей. Статьи к каталогам пишут Т.М. Степанская, И. Щетинина, А. Лисицкая. Тамара Михайловна стала автором вступительных статей к каталогам художников И. Щетининой, А. Щетинина, А Емельянова, Н Пономарева, И. Хайрулинова и др.

В сотрудничестве с типографией «Графикс» с грифом «Арт-галерея Щетининых» в 2000-х годах были изданытакие каталоги выставок, как «Господин самовар» (2011), «Деревенька – колыбель души…» (2011), «Монголия в произведениях Алтайских художников» (2011). Издания монографического характера представлены альбомом «Ирина Щетинина» (2009), научным каталогом, изданным к выставке «Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение» (2009), каталогом «Александр Емельянов» (2006). Галерея Щетининых прошла путь до варианта научно-исследовательского учреждения, т.к. исследуется важный блок искусства XX – начала XXI века.

На страницах периодической печати регулярно появляются материалы об «Арт-галерее Щетининых» научного сотрудника галереи А. Лисицкой: «Мелодии душевных струн» к 5-летию создания галереи (2008), «Это наша Победа!» (2010), «Языком живописи» о выставке к 70-летию Алтайской организации Союза художников России (2010), «Прокопий Щетинин и его поколение» (2009), «Непостижимы тайны сии» о выставке "Современные художники Алтая" (2005).

Художественная галерея – сложный организм. При галерее имеется багетная мастерская, магазин, где продаются изделия высокого качества, но галерея ведет настолько активную просветительскую деятельность, которая имеет важное значение для художников, что коммерческая функция отходит в сторону. Для горожан галерея – это, прежде всего, выставочный зал. Присутствие галереи чувствуется в Алтайском крае. Приезжая в музей им. Г.Титова в селе Полковниково можно увидеть произведения художника А.П. Щетинина, подаренные им музею. В 2011 году владелец галереи А.П. Щетинин подарил уникальные фотографии после выставки космонавта, Героя России Юрия Лончакова «Я хочу показать вам землю».

В частных галереях города Барнаула представлено, преимущественно, реалистическое искусство, которое пользуется внимание и интересом зрителя. Хотя и современно искусство эстетики постмодернизма находит место в экспозициях. Произведения Александра Емельянова, представленные на персональной выставке в Арт-галере Щетининых, характеризуют такие черты как цитатность, романтизм, приоритет образного решения над реалистическим воспроизведение действительности.

В галереях центральных городов России представлено искусство авангардного направления. Недавно в городе Барнауле открылась галерея современного искусства «Республика Изо» (куратор Вадим Климов). Зрители ожидали, что галерея откроется выставкой авангарда. Но первая экспозиция с лирическим названием «Маленькая Родина» посвящена реалистическому пейзажу алтайских художников. Этот факт еще раз подтверждает жизнеспособность реалистического направления в искусстве Алтая.

Галереи составляют основу художественного рынка, олицетворяют собой высший уровень организации арт-бизнеса, требующей от галериста большого профессионализма и квалификации. В художественных галереях, в отличие от обычной торговли в салонах, работают профессионалы-искусствоведы. Кадровое обеспечение профильными специалистами учреждений культуры осуществляет факультет Искусств Алтайского государственного университета (факультет готовит специалистов разных уровней – бакалавры, специалисты, магистры). В диссертационном совете Д 2012.005.09, созданном на базе университета, защищаются кандидатские и докторские диссертации по специальности 17.00.04 – изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура. В настоящее время (ноябрь 2012 г.) под руководством председателя совета доктора искусствоведения, профессора, член СХ России Т.М. Степанской защищена 61 диссертация. Большая часть диссертаций своей проблематикой связана с развитием искусства Алтайского края и Сибири. Выпускники факультета Искусств востребованы на профильном рынке труда Алтайского края: В. Одинцов - куратор галереи «Бандероль», Е. Романова – арт-директор галереи «Sol», А.Воеводина – сотрудник галереи «Республика ИЗО», В.В. Степанский – сотрудник галереи «Универсум», Э.В. Степанская – сотрудник выставочного зала «Ритм» и т.д.

Таким образом, деятельность современных художественных галерей является востребованной: галереи знакомят зрителя с новыми произведениями, воспитывают художественный вкус, формируют арт-рынок современного искусства России. Кроме этого галереи участвующая в социальных, некоммерческих, благотворительных проектах, их сфера деятельности значительно шире, чем просто центр торговли искусством.

Библиографический список:

  1. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.

  2. Помпеев, Ю.А. Экономика социально-культурной сферы. - СПб., 2000. – 96 с.

  3. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство планета музыки», 2009. — 528 с.

  4. Бурдье, П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С.49-62.

  5. Молосова, Л.М. Основы теории художественной культуры. - СПб.: Лань, 2001. – 288 с.

  6. Степанская, Т.М. Роль вузовских музеев и картинных галерей в формировании художественной культуры студентов / Т.М. Степанская.// Формирование художественной культуры личности в пространстве университетского образования как условие успешного развития современного общества: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / [науч. ред. Т. М. Степанская]. - Барнаул: Изд-во АГУ. – 2006. – С. 118-122.

  7. Культурно наследие Сибири: Сборник научных трудов /под ред. Степанской Т.М. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994-2012, Вып. 1-13

  8. Пейзаж - национальный жанр России - в коллекции Сергея Хачатуряна: каталог выставки, 12 мая-12 июня/ Галерея "Кармин"; [сост., вступ. ст. Т. М. Степанской]. - Барнаул: Галерея "Кармин". - 2005. - 34 с.

  9. Степанская, Т.М. О художественной галерее С.Г. Хачатуряна / Т.М. Степанская// Культурное наследие Сибири: [сборник] - Барнаул: Изд-во АГУ, Вып. 6-7: Избранные статьи и очерки / Т.М. Степанская; [вступ. ст. В.А. Скубневского]. – 2005. – С. 190-193

  10. Галыгина О. 100 художников Сибири. Современное искусство: справочник. Новокузнецк, 2005.

7

Библиографическая ссылка

Черняева И.В. СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ТИПОЛОГИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7058 (дата обращения: 24.10.2021).



Сертификат Получить сертификат