Заочные электронные конференции
 
     
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Нехвядович Л.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Л.И.Нехвядович

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Актуальность темы выражается в двух основных аспектах, связанных, во-первых, с существенными процессами обновления и переоценки накопленного искусствоведческого знания о том, что составляет предметную область исследований этнической специфики искусства. Эти изменения в большей степени затрагивают такие ключевые категории, как этнотрадиция, этнокультурный мотив, художественный язык, стиль. Во-вторых, с активизацией этнокультурных процессов в искусстве России, и Алтая, в частности, так как этническое становится одной из актуальных форм проявления индивидуальности. В этом контексте особенно остро осознается необходимость осмысления диалектической связи этноса и художественно-образной системы. В искусствоведении эта проблема рассматривается в контексте различных исследовательских направлений – от классической истории искусства (Б.М. Бернштейн, В.А. Сарабьянов, А.И. Морозов, П.А. Павлов, В.С. Манин, М.Г. Неклюдова) до современных комплексных и междисциплинарных подходов (Н.А. Хренов, И.Г. Яковенко, А.К. Якимович, Н.А. Томилов, Т.М. Степанская, Е.П. Маточкин Н.Ю. Афанасьева, А.Г. Кичигина). Однако этническая тема остается до сих пор дискуссионной. Причины этого мы видим в особенностях понятия «традиция», которое до сих пор не исчерпало всех возможностей понимания и приложения к конкретным явлениям истории искусства. Трудность заключается и в том, что в современной теории искусства до сих пор нет общепризнанного и четкого определения самого термина «традиция». Диапазон понятия очень широк: от определенного типа отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно «работает» в нем до способа сохранения особенностей тематики и стиля. При этом этнический аспект художественной традиции остается несколько в стороне от общего потока исследований. Однако без изучения этого аспекта невозможно выработать целостное представление о закономерностях развития традиций в изобразительном искусстве.

В гуманитарных науках этнокультурная традиция определяется как совокупность стереотипов и правил поведения, культурных канонов, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в поколение (Л. Гумилев). В искусствоведении понятие «этнокультурная традиция» не получило теоретического обоснования, что определяет необходимость обращения к разработкам смежных гуманитарных наук. Перспективным является рассмотрение этого понятия в рамках еще только формирующегося и определяющегося в своих основах этноискусствоведческого подхода. Среди ряда научных дефиниций и словарных толкований, относящихся к формам проявления этнокультурной традиции в художественном творчестве, важнейшими является следующие: 1) наследование художественного опыта этнической культуры; 2) исторически сложившиеся художественно–эстетические принципы отражения этнической картины мира в искусстве; 3) изобразительно-выразительные средства, стилизующие формы этнического искусства.

Сфера художественной культуры этноса и в особенности её ядро - произведения искусства - отражают ментальные особенности этноса, являются источником индивидуальности творческого метода и стиля. Русская художественная школа является доказательством этого положения. Взаимовлияние этнокультурного, природного и социокультурного факторов является источником ее национально-стилевых особенностей. Е.С. Медкова, используя теорию моделирования, объясняет этот процесс через взаимодействие двух моделей: архаически-мифологической и национально-пространственной. Архаически-мифологическая (фольклорная) модель характеризуется связью со славянской языческой мифологической традицией. Национально–пространственная модель формируется в контексте влияния природных и социокультурных факторов [1]. В методологии истории искусства развитие получает и гипотеза о роли географического пространства, в котором функционируют различные национальные культуры, создается живопись каждой национальной школы (В.М. Петров, И.Н. Киселев и др.). Привлекая методы точных наук в исследовании цветовой специфики национальных школ живописи, ученые доказывают, что национальные особенности цветовых предпочтений художественных школ зависят от географических обстоятельств, определяющих свойства национального светоцветового эталона. Этот «светоцветовой эталон» отвечает центральному положению солнечного света во всей системе нашей визуальной жизни. С точки зрения географических особенностей солнечного света, Россия характеризуется как северный домен, где свойства светоцветового эталона определяются рассеянным солнечным излучением, следовательно, соответствующий эталон должен отвечать белому цвету. Русская школа, по мнению В.М. Петрова, может быть охарактеризована триадой из белого, красного и зеленого цветов [2].

С позиции этноискусствоведческого подхода основные формы проявления этнокультурной традиции в изобразительном искусстве: актуализация древних языческих представлений космо– и этногонического характера; моделирование фольклорного образа на основе соотношения реального, наблюдаемого и его реалистической интерпретации. При этом в творческом процессе художника важен этап погружения в философию этнической картины мира, изучения стилистики этноискусства. Как важный стилеобразующий фактор этнокультурная традиция расширяет возможности воплощения в изобразительном искусстве двух противоположных сущностей – уникального и универсального.

Библиографический список:

  1. Медкова Е.С. Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели //Институт художественного образования российской академии образования. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». №1, 2009.

  2. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004. – С. 32-34.

Библиографическая ссылка

Нехвядович Л.И. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7063 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат