Заочные электронные конференции
 
     
Высшее образование в сфере традиционного прикладного искусства как основа сохранения культурных традиций на Алтае
Шокорова Л.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Л. В. Шокорова

Алтайский государственный университет

г. Барнаул

Высшее образование в сфере традиционного прикладного искусства как основа сохранения культурных традиций на Алтае

В новых социально – экономических условиях всё более активно проявляется тенденция к возрождению духовности в обществе, возрастанию интереса населения к своим традициям, историческому и национально – культурному наследию. Активное развитие культурного туризма, востребованность изделий народного декоративно – прикладного искусства в современной жизни, от дизайна интерьеров и экстерьеров до сувенирной продукции привлекает в сферу народного искусства всё большее количество людей. Безусловно, с одной стороны - это способствует росту национального самосознания, осознанию духовно – нравственного потенциала народного искусства и, как следствие, возможности самозанятости населения. С другой стороны, в связи с жёсткой конкуренцией на художественном рынке проявляется нежелание мастеров народного искусства передавать своё мастерство, что способствует утрате механизма передачи традиций, потере преемственности, являющейся главным условием развития народного искусства.

Сохранение исторических художественных традиций народного декоративно – прикладного искусства, восста­новление и развитие народных реме­сел и промыслов возможно лишь при условии профессиональной подготовки квалифицированного конкурентоспособного специалиста. [4]

Современный специалист в сфере народных промыслов и ремёсел должен знать технику и технологию изготовления изделий в прикладном художественном искусстве, как в условиях серийного производства, так и при изготовлении авторских работ. При этом накопленный поколениями опыт и традиции необходимо бережно сохранять, но и в связи с применением новых материалов и оборудования, спроса покупателей, частично видоизменять, привнося в произведения декоративно – прикладного искусства своё авторское видение. [3]

Поэтому важнейшей задачей в подготовке специалистов в сфере народных промыслов и ремёсел является обучение мастерству на основе традиционных духовных и художественно – эстетических ценностях. Алтайский край обладает уникальным разнообразием этнокультурных художественных традиций, сложившихся в результате переселенческой культуры и межэтнических контактов. И хотя таких центров народных промыслов, как Хохлома, Гжель или Федоскино на Алтае в силу определённых причин не сложилось, но получили развития такие промыслы как домовая роспись, художественная обработка дерева, вышивка, гончарное производство, ковроткачество и народная глиняная игрушка, которые приобрели местные особенности, характерные черты, самобытность сюжетов и приёмов.

В настоящее время одной из ведущих тенденций экономической стабильности края является развитие «индустрии туризма». Разнообразие природных комплексов, наличие уникальных памятников истории и культуры, нетронутые и самобытные места ежегодно привлекают на Алтай всё больше как российских, так и иностранных туристов. Наиболее интересными объектами для туристов являются районы Алтайского края, имеющие значительный историко – культурный потенциал и богатое этнокультурное наследие. В районах, где наиболее активно развивается культурный туризм происходит наибольшая востребованность изделий народного искусства, особенно в качестве сувенирной продукции. Наряду с редкими авторскими произведениями, большую часть на художественном рынке заполняют изделия, выполненные в стиле народного искусства, без соблюдения традиций и некачественно выполненных. При этом самим мастерам выйти на рынок промыслов достаточно сложно – происходит активизация скупщиков, совершенно не имеющих никакого отношения к народному искусству. Поэтому также ведущей задачей при обучении специалистов сфере народных промыслов и ремёсел должно являться владение основами управления и знания в области бизнес – менеджмента.

По данным социологического опроса среди населения и предприятий, занимающихся изготовлением изделий декоративно – прикладного искусства, специалисты, имеющие квалификацию художника – прикладника пользуются большим спросом. Эта специальность поддерживается комитетом по трудоустройству, комитетом по культуре и туризму Администрации Алтайского края, а также краевым центром реабилитации населения.

Средние профессиональные заведения не в силах полностью удовлетворить эту потребность. И объясняется это в первую очередь узкой направленностью специализации. Для развития творческой деятельности будущих мастеров народного искусства как носителей народной культуры, способных к постоянному профессиональному росту, саморазвитию, самосовершенствованию, необходимо комплексное изучение разных направлений народного декоративно – прикладного искусства, что обеспечит в дальнейшем повышение мобильности молодых специалистов на рынке труда. [2] Изучение основ ремесла в разных направлениях народного творчества даёт возможность легко ориентироваться в различных видах материалов, технологиях изготовления изделий, отличать подделки от профессиональных работ и в дальнейшем определиться в том направлении народного творчества, в котором будет добиваться совершенства, возможно, всю последующую жизнь.

Поэтому необходима педагогическая модель вариативной, личностно деятельной профессиональной подготовки художников традиционного народного искусства. Подготовка художников предполагает обучение базовым основам изобразительного искусства, живописи, рисунку, скульптуре с учётом специфики промыслов и региональных самобытных, духовных и стилевых этнокультурных традиций. [1] Внедрение педагогической модели, направленной на совершенствование профессионального образования в сфере народных художественных промыслов и ремёсел должно способствовать развитию у студентов навыков самостоятельной исследовательской и творческой работы художника – мастера через сохранение художественных этнокультурных региональных традиций. [5] Воз­можность более глубокого овладения ключевыми элементами народной культуры повышает профессиональ­ный интерес обучающихся к на­циональной культуре и формирует национальное самосознание.

К числу предметов, активизирующих познавательный и поисково-творческий интерес студентов, относятся все общепрофессиональные дисциплины, и в том числе предмет «Народные художественные промыслы Сибири», дающий широкий кругозор представлений о традиционном региональном искусстве.

Таким образом, введение высшего профессионального образования в исследуемой области, изучение всего комплекса народных художественных промыслов и ремёсел, их специфики и общих черт, должно стать важным фактором обучения и воспитания будущих мастеров народного искусства и художников по различным видам традиционного прикладного искусства.

Литература

  1. Бабанский, Ю.О. О дидактических основах повышения эффективности обучения. Народное образование. 2006. № 11.

  2. Белоусов М.Р. Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха. Дис. Канд.пед.н.-М.: ИХО РАО. 2007.

  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. М.: Феникс, 2007.

  4. Казанская Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промыслов: Автореф. дис. канд. пед. н. –М., 2000.

  5. Максимович В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов: дис. Канд. пед.н.,-М., 1989.

5

Библиографическая ссылка

Шокорова Л.В. Высшее образование в сфере традиционного прикладного искусства как основа сохранения культурных традиций на Алтае // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7065 (дата обращения: 25.04.2024).



Сертификат Получить сертификат