Заочные электронные конференции
 
     
Культуросозидающие функции дизайна в современном обществе
Пойдина Т.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Пойдина Т.В.

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ

Культуросозидающие функции дизайна в современном обществе

Культуросозидающая деятельность дизайна нагляднее всего отражает сущность дизайна как вида человеческой деятельности, приводящей к определенным изменениям среды обитания человека и, в частности, ее предметного окружения. Введение в проектирование смысловых дефиниций «образ жизни», «ценности жизни», «поведенческая ситуация» сближает средовую проблематику с философией культуры и решается сегодня на уровне междисциплинарных связей теории архитектуры и дизайна, культурологии, социологии и психологии. В свою очередь, аксиологический подход к теории дизайна выводит на понимание средового дизайна как «целостного, социально-культурного феномена, решающего глобальные проблемы с гуманитарной направленностью» [1, с.22]. Художественное проектирование предметно-пространственной среды, как и исследование этого процесса, сегодня уже не может рассматриваться вне триады «человек – среда – культура». Образожизненная ориентация средового дизайна, направленность проектирования на культуросозидание определяют объектом проектирования материальное окружение, включающее в себя человека не как пассивного потребителя, но со всей присущей ему эмоциональной, эстетической, культурной осваивающей деятельностью и ценностными установками. В результате обосновывается «новый угол зрения на объект дизайна, который видится не как отдельная, изолированная в пространстве вещь или средовой комплекс, а как целостный фрагмент действительности, окружающего мира,с учётом её восприятия с позиции включённого наблюдателя» [2], т.е. активной роли человека в среде. Совершенно очевидно, ответная реакция на трансформацию среды находит выражение в восприятии архитектурных объектов и дизайнерских компонентов среды, их эмоционально-художественного освоения, влиянии на поведенческую реакцию, духовные ориентации и культурные характеристики человека. Углубление в социальную проблематику средового дизайна требует осмысления базовой социокультурной основы синтеза отдельных видов проектно-художественной деятельности – архитектуры, градостроительства, дизайна, монументально-декоративного творчества в городской среде, иначе говоря, «проектно-художественного синтеза».

Среда семиотическая категория, «сама по себе служит одним из средств коммуникативной деятельности, связывая людей через пространство и время» [3]. При этом активное включение широкого арсенала художественно-декоративных приемов, цветографических и пластических объектов в городскую среду, в том числе, использование их как средства театрализации, зрелищного интерактивного действа в дизайне среды, стимулирования игровой ситуации, определяет саму жизненную среду как форму существования проектно-художественных форм, их синтеза, где эстетический смысл раскрывается не только через само произведение, но и через среду, поведение, общение, следовательно, возрастает знаковая функция современных монументально-декоративных форм и средств формирования эмоционально-художественного потенциала в моделировании «средовой атмосферы». Иначе говоря, среда становится объектом эстетического восприятия, пространством «эстетической коммуникации». Отсюда актуализируются критерии художественного качества среды, в первую очередь, это оригинальность, масштабность, тектоническая организация, гармоничность, эмоциональная ориентация. В дискурсе средовой парадигмы постмодернизма среда выступает как «текст культуры», «микрокосм» [2], где приоритетное значение получает ориентация на ценностные структуры образа жизни конкретного человека, его мироощущение и, кроме того, в тесной связи с экологией.

Средовая парадигма дизайна актуализирует решение экологических проблем и выводит сегодня в фокус средового проектирования аксиологические компоненты жизнедеятельности, направленные на гармонизацию отношений человека с окружающим миром. Экологическая ориентация проектирования возникла не сегодня, однако в настоящее время как никогда обнажены экологические проблемы архитектурной и дизайнерской практики. В условиях нарастающих проблем экологического, социально-экономического и культурно-нравственного характера особо актуализируется жизненно важная проблема существования человека и природы. Свойственные экологическому сознанию установка на причастность, восприятие себя как части природного целого, отождествление с ним, отношение к среде обитания человека с позиций гуманизма, эмоционально-чувствованное переживание и личностно-ценностное восприятие природной среды составляет ядро интеграции эколого-эстетического подхода и культурно-экологического подхода, направленного на сбережение ценностей унаследованной культуры, регионального природного и историко-культурного наследия. Отсюда в функции средового дизайна включается утверждение приоритета духовных, творческих и интеллектуальных ценностей, формирование морально-этических потребностей.

Дизайн-деятельность соприкасается с различными аспектами теории и истории культуры. С позиции культурологического подхода, рассматривающего дизайн-деятельность как феномен историко-культурной преемственности, продукт интеграции материальной и художественной культуры, базовую основу проектной культуры составляет выявление культурной идентичности современной предметно-пространственной среды. Отсюда закономерным является обращение средового дизайна к предметному миру материальной культуры как отражению культурных традиций, его этнокультурного своеобразия. «Экологический дизайн», являющийся и дизайном архитектурной среды, учитывает региональные особенности пространственно-временной организации и предметного наполнения в соответствии с принятыми культурными моделями.

Современный тип проектной культуры актуализирует обращение к теме «регионализма», значимости региональных проблем, специфики развития проектной культуры регионов (О.И. Генисаретский, К.А. Кондратьева, Г.Г. Курьерова, В.Ф. Сидоренко и др.); активно проходит процесс формирования нового явления в проектной культуре, основной пафос которого состоит в его культурно-экологической направленности, стремящейся разрешить противоречия типа «интернационально-национальное», «традиции-инновации», «специфическое-универсальное». Исследуя проблему экологического подхода к дизайн-проектированию, К.А. Кондратьева акцентирует внимание на культурологическом подходе в дизайне, суть которого, по мнению исследователя, выражается в максимально внимательном построении отношений с той накопленной традицией в соответствующей культуре, которая определяется этническим и национальным контекстом [4]. Знание символического содержания феноменов этнической культуры, оперирование смыслами, значениями региональной культуры, иначе говоря, понимание ценностей всех «слоев региональности», ориентируясь на которые архитектор или дизайнер смоделирует характерный образ среды, отвечает задаче сохранения в проектируемом объекте региональной специфики, интерпретации этнического феномена в современную проектную идею. Поэтому важной стороной дизайнерского мышления является самоощущение проектировщика во времени, его отношение к традициям и их роли в условиях современности.

Список литературы:

  1. Барсукова Н.И. Аксиологические основы теории и методологии средового дизайна // Вестник ОГУ. – 2011. – № 9 (128). – С.21– 26.

  2. Барсукова Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX – начала XXI веков. Автореф. дисс… доктора искусствовед. – М., 2008.

  3. Дизайн: основ. положения, виды дизайна, особенности дизайн проектирования, мастера и теоретики: ил. слов. – справ. /. – М.: Архитектура – С, 2004. – с.168.

  4. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. – М.: МВХПУ им. Строганова, 2000

Библиографическая ссылка

Пойдина Т.В. Культуросозидающие функции дизайна в современном обществе // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7066 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат