Развитие компетенций студентов в преподавании литературы.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов его развития. Готовя своих студентов к переменам, мы должны развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Новое содержание образования требует от них освоения основных ключевых компетенций. А это значит, стать способными выполнять свою работу на высоком уровне эффективности и в соответствии с установленными стандартами.
Чтобы соответствовать времени, преподавателю литературы необходимо обладать следующими компетентностями:
умение организовывать самостоятельную деятельность студентов;
умение организовывать студентов на работу в малых группах;
умение использовать различные формы оценивания образовательных результатов (самооценивание, рейтинговая оценка, портфолио, карта успешности);
умение организовывать рефлексию хода занятия и полученных каждым студентом своих образовательных результатов.
Формирование ключевых компетенций происходит через технологии: проектные, исследовательские, игровые, развитие критического мышления, через компетентностно - ориентированные задания.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и нашего преподавания, они оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Мы уже не представляем занятия без применения компьютера, интерактивных ресурсов. И студенты, увлеченные работой, охотно делятся своими достижениями друг с другом, так как у них сходная мотивация, близкие интересы, похожие цели. Особый интерес у ребят вызывают исследовательские работы, да и самостоятельно добытые знания усвоятся прочнее. На уроках литературы мы активно используем такие образовательные технологии, как: проектно- исследовательское обучение и портфолио. Это помогает развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, формулировать темы и проблемы, определять актуальность произведения. Такие ключевые компетенции позволяют вырабатывать свою точку зрения, отстаивать идеи. Моделирование различных ситуаций на уроке дает возможность «открывать» новое, опираясь уже на собственный опыт. Интересны в этом плане беседы «сквозь время», когда студент ведет разговор с воображаемым героем произведения. Приемы «переплетения диалога», решение проблемных ситуаций позволяют студентам проникнуться атмосферой тех лет, понять, что является основной идеей произведения.
Творческое мышление помогает сформировать нравственно-духовную личность, поэтому традиционны у нас сочинения в стихах. Например, «Письмо в 41-год», «Письмо ветерану», «С чего начинается Родина?», «Письмо Обломову».
Научить ребят серьезному отбору материала, качественной подготовке презентаций могут и бинарные уроки. Мы провели интеграцию с историей, психологией, химией, биологией. Растревоженная душа способна понимать, сопереживать, прощать. А эти качества так необходимы нашим студентам в их будущей профессии.
Создавая такие условия, мы помогаем ребятам учиться, у них появляется личная заинтересованность в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать литературу, а процесс обучения сделать эффективнее, соответственно, качественнее.
Библиографическая ссылка
Мальцева Е.А. Развитие компетенций студентов в преподавании литературы. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7067 (дата обращения: 30.12.2024).