Лугеумбиза Д. Д., аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), г. Санкт-Петербург
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития назрела необходимость перехода к инновационной экономике, экономике общества основанной на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Предотвратить отрицательные последствия снижения цен и объёмов экспорта сырьевых товаров для России будет возможно двумя путями: получением дополнительных валютных средств от роста экспорта несырьевых товаров и экономией валюты за счёт импортозамещения. При этом деятельность по импортозамещению в большей степени относится к модернизации российской экономики, а рост экспортной выручки от реализации несырьевых российских товаров - к инновационному развитию.
Согласно прогнозам правительства РФ, программа перевода российской экономики на инновационные рельсы экономического развития будет проводиться в два этапа [1].
Первый этап предполагает консолидацию конкурентных преимуществ (2009-2012 гг.):
реализацию конкурентных преимуществ в традиционных секторах;
адаптацию к кризисным процессам в мировой экономики;
создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития;
опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру;
Второй этап ― инновационный прорыв (2013-2020 гг.). Его связывают с совершением рывка в повышении конкурентоспособности на основе:
перехода на новую технологическую базу;
улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды;
формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;
формирования общества доверия и социального благополучия, смягчения социальной и региональной дифференциации.
Рассмотрим ключевые проблемы инновационного развития России.
Разрушен каркас линейной модели инноваций "фундаментальная наука - НИОКР - производство". Для обеспечения долгосрочной стабильности государственного сектора науки, повышения качества научно-исследовательских работ нужны международная кооперация и сотрудничество, диверсификация организационных форм выполнения работ в интересах государства, оценка качества фундаментальных исследований, введение современных стандартов и институтов независимой научной экспертизы. Должны быть задействованы антикоррупционные схемы финансирования научной деятельности.
Проблема коммерциализации. М. Портер отмечал, что «процветание, особенно в продвинутых экономиках, вытекает из способности национальных компаний создавать, а затем в глобальном масштабе коммерциализировать новые продукты и процессы, осваивая передовые рубежи инноваций тем быстрее, чем ближе конкуренты."[3]. Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям. [2].
Отсутствие федерального закона об инновационной деятельности. Его разработка ведется уже более 10 лет. Законодательная база РФ по инновационной деятельности практически пуста. Законодатели планируют в перспективе принятие более 2-х десятков законов, связанных с инновационной тематикой. Есть льготы для малых предприятий (в т.ч. инновационных), которые предусмотрены в Налоговом и Гражданском Кодексах. Однако, по факту в этих законодательных документах не учитывается специфичность инновационных предприятий и не стимулируется развитие инновационной деятельности. В 42 субъектах РФ приняты региональные законы по инновационной деятельности. По мнению большинства экспертов в области инновационной деятельности только федеральный закон может определить политику по формированию инновационной экономики. На его базе предусматривается развитие федерального и регионального законодательства, а также принятие подзаконных актов.
Марков М.А. Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности. http://www.finansy.ru/publ/rus/016markov.htm.
Porter M. The Impact of Location on Global Innovation. The Global Competitiveness Report. 2002-2003. P. 22
Беляева Г. В. Оптимальные варианты инновационного развития предприятий в условиях финансовой нестабильности «Менеджмент в России и за рубежом 2/2009» с. 42-45
Библиографическая ссылка
Лугеумбиза Д. Д. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7078 (дата обращения: 23.11.2024).