Заочные электронные конференции
 
     
Методика поэтапного пропорционирования для проектирования швейных изделий
Фот Ж.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Методика поэтапного пропорционирования для

проектирования швейных изделий

Фот Ж.А.

Омский государственный институт сервиса, г. Омск, Россия

Костюм как система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Целостность композиции художественного объекта обеспечивают три ведущих признака, они дополняют и видоизменяют один другой, порождая новое качество композиции – гармоничность:

  • повторение целого в его частях – единство по ведущему признаку;

  • соподчиненность – единство, достигаемое объединением всех элементов композиции вокруг главного;

  • соразмерность – единство, обеспечиваемое уравновешенностью площадей, объемов и зрительных масс элементов костюма.

В настоящее время САПР, включающие модуль эскизного проектирования, позволяют разрабатывать модели одежды на различные типы фигур, имитируют цветовую гамму, фактуру и пластику материалов, однако оценка гармоничности композиции происходит интуитивно и зависит от личностных, субъективных предпочтений. Поэтому результат не всегда является положительным, вследствие чего необходимы временные и материальные затраты на поиск наиболее гармоничных вариантов проектируемых моделей.

Цель настоящего исследования – установление взаимосвязей параметров элементов в композиционной структуре костюма позволяющих формализовать процесс пропорционирования.

Задачи исследования формулировались следующим образом:

  • определить объекты пропорционирования в структуре костюма;

  • определить последовательность пропорционирования элементов;

Поскольку, при визуальном восприятии основными элементами являются такие высокоинформативные признаки как углы, пересекающиеся линии и крутые изгибы, следовательно, объектами, визуально воспринимаемыми в костюме, а значит и требующими пропорциональной согласованности, являются детали и элементы, выделенные или ограниченные углами и пересекающимися линиями [1]. Таким образом, можно выделить следующие объекты: уровни низа изделия (aa’, ab) и рукава (lp); уровни расположения карманов (bk, am), кокеток (ax), подрезов, членений (ag, bd, ll’), выреза горловины (ac); параметры лацкана (ee, he), воротника (ho), кармана (mm, m’m”, kk, kk’), клапана (kn, mM), манжеты (pp), пояса (d”), декоративных вставок, планок (i), отделочных элементов и т. д. (рис. 3. 1).

Согласованию по размерным отношениям подлежат не только сами геометрические фигуры общей формы и формы отдельных элементов и деталей, но также и интервалы между отдельными элементами и деталями, если они сопоставимы с размерами этих элементов и деталей (am, m’k).

Учитывая законы построения композиции, в частности принцип доминанты и группировки и используя метод экспертных оценок, была сформирована последовательность пропорционального расчета элементов композиционной структуры костюма. Аналитически последовательность пропорционирования выглядит так:

1 этап. Определяются параметры элементов костюма, играющих формообразующую роль, определяющих общую силуэтную форму и композиционную структуру костюма, непосредственно зависящие от параметров фигуры (длина костюма, длина жакета, длина рукава, уровни членения на линии талии, груди, уровень выреза горловины);

2 этап. Определяются параметры крупных элементов, групп элементов, составляющих внутреннюю композиционную структуру костюма и расстояния между ними (уровни расположения и величины карманов, кокеток, воротников и т.п.), а также наиболее значимых элементов внутри групп;

3 этап. Определяются параметры мелких (второстепенных) элементов композиционной структуры костюма (величины клапанов, листочек, хлястиков, планок и т.д.) (рис. 1) [2, 3].

Для выражения пропорциональной связанности была построена модель в виде ориентированного графа и установлены возможные связи между параметрами элементов костюма (рис. 2).

Рисунок 1. Объекты пропорционирования в композиционной структуре

костюма

Граф пропорциональной связанности отражает потенциально возможную и реальную взаимосвязь элементов в структуре костюма. На его основе можно построить графы пропорциональной связанности элементов композиционной структуры условных костюмов классического стиля и конкретных моделей.

Полученные результаты позволяют сформировать алгоритм пропорционирования элементов костюма, что в свою очередь позволит формализовать и автоматизировать этот важный этап проектирования.

Рисунок 2. Граф пропорциональной связанности элементов костюма

классического стиля

Литература

  1. Грановская, Р. М. Восприятие и признаки формы / Р. М. Грановская, И. Я. Березная, А. Н. Григорьева. – М. : 1981. – 202 с.

  2. Фот, Ж. А. Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе законов пропорционирования / Ж. А. Фот, Е. С. Дерина // Молодежь, наука, творчество – 2007. Межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов : сборник материалов. – Омск : ОГИС, 2007. – С. 211-212.

  3. Фот, Ж. А. Способы применения систем пропорционирования в эскизном проектировании костюма / Ж. А. Фот // Государственная политика и научно-инновационная деятельность в сфере легкой промышленности. Региональный аспект. Научно-практическая конференция : сборник статей – Омск : ОГИС, 2007. – С. 228-231.

Библиографическая ссылка

Фот Ж.А. Методика поэтапного пропорционирования для проектирования швейных изделий // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7093 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат