Заочные электронные конференции
 
     
Воспитательные возможности музыки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста
Третьякова А.Г.,Кузнецова А.Я.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Третьякова А. Г., Кузнецова А.Я.

ИД НГПУ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важное место среди познавательных процессов человека вообще, а ре­бенка дошкольного возраста в особенности, занимает воображение. Термин «воображение» и «фантазия» широко употребляются в нашей речи. В обиходном понимании они чаще всего являются не тождественными понятиями. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как слово «фантазия» является синонимом несбыточного и нереального. В психологической науке понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными.

Зачем человеку воображение? Литературный критик и публицист Д.И. Писарев писал, что «если бы человек не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - то я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» [6,с188].

Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу и не только в искусстве, но и вообще, если, конечно, это не шаг на месте [2].

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрываются бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений ещё недостаточно.

Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, ко­торые были восприняты ранее, а также – новых знаний. «Вообра­жение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка», указывает С.А. Козлова [3,с150]. Зада­ча взрослых - всячески развивать у детей способности к воображению.

Одним из главных педагогических условий является всестороннее развитие ребёнка, в котором не последнюю роль играет искусство. Жизнь ребёнка с первых лет должна протекать в мире, одухотворенном искусством во всем его богатстве и разнообразии. В литературной, музыкальной, танцевальной, и театральной деятельности происходит развитие художественного творчества. Детское творчество как явление творческой культуры, признание художественной талантливости имеют не только педагогическое, но и нравственное значение.

Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Детское творчество проходит определенные этапы развития: от заданий требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом даётся установка на создание нового – измени, придумай, сочинение) к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование собственных сочинений в жизни [1].

Что такое творчество для ребёнка? Это, прежде всего, самостоятельная деятельность ребёнка, его понимание его окружающего мира, основанное на строго определенном количестве, информации, владение определенными навыками. Каждый ребёнок выполняет работу в своём варианте и конечно, он будет часто делать то, чему мы научили, но всё же эта работа будет идеальна и оригинальна.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактным и конкретным, логики, интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения.

Творчество детей связано с самостоятельными или музыкально – слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применением их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности.

Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно не искусство, оно представляет собой познавательную поисковую музыкальную практику.

Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что – то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Творческое начало может, провялятся в пении мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в выразительных движениях под музыку, в создании ритмического сопровождения к пьесам, в оценочных суждениях об услышанной музыке, в сравнении разных видов искусства.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка, критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Слушая музыку, дети часто дают характеристику ей, рассказывают, какие ассоциации она вызвала у них, и это их творчество. Дети старшего дошкольного возраста способны различать оттенки настроения, это помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание и подбирать слова более подходящие к этому произведению, которые более точно характеризуют настроение, выраженное в музыке [5].

Оценка музыки – это сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, вкусам, рассуждениям. Воспринимая музыку, ребёнок делает первые обобщения, сравнения или ассоциации.

Высказывания о прослушанных произведениях часто свидетельствуют о живости воображения, фантазии. При восприятии музыки дети могут проявлять своё творчество и в танцевальных и в образных движениях. Между музыкой и движением, при одновременном их исполнении устанавливаются тесные связи, их объединяет поэтическое содержание.

В основе художественного творчества, выраженного ритмическим движением лежит весь комплекс музыкальных средств в разнообразных их сочетаниях. Если ребёнок должен передать характер персонажа, явление жизни, выраженное специфическими средствами музыки, то, очевидно, нужны дополнительные средства, поясняющие содержательную сторону музыки. Очевидно, это будет программа инструментальной пьесы, выраженная в названии, текст песни, название некоторых форм танцевальной музыки с её установившимися, обобщенными способами движения (вальс, полька и т. д.). Процесс детского музыкально – ритмического творчества может быть представлен схематично в следующем виде: музыка – переживания ребёнка – создание им музыкально – игрового образа.

Музыка – первое звено в этой структуре; она выступает как объект восприятия ребёнка и связана с внемузыкальными средствами (программное название песен, название жанра танцевальной музыки). Музыка способна оказывать особое влияние на ребёнка, вызывая в нем ответные двигательные реакции. Они начинают делать движения руками, притопывать ногами, покачивать головой. Это – бессознательный танец. Благодаря такому эмоциональному воздействию музыка придаёт детской деятельности непосредственность и искренность. Ребёнок выступает как субъект, который воспринимает музыку, побуждающую его к действию, и затем как созидатель новых форм, движений, нового художественного образа. В этом смысле ребёнок – центральное звено всей этой структуры. Ведь важна не только музыка, которая побуждает ребёнка, но и то, как он откликается на неё. От степени увлеченности ребёнка, понимания им поставленной задачи зависит качество продукции. Его искренность, рожденная в результате сопереживания поэтическому содержанию музыки, обладает большой ценностью в творческой деятельности [9].

Существует несколько стадий построения образца.

Первая стадия характеризуется, первоначальной встречей с музыкальными произведениями. Поэтический текст песни, название пьесы и само звучание напоминают детям о жизненных впечатлениях. Их – то и надо воспроизвести в музыкально – игровых образах.

Вторая стадия открывается поисками ребёнка средств выразительного движения, которыми он должен передать музыкальный образ. Но суть не в том, чтобы ребёнок изображал движения и последовательность. Главное, чтобы ребёнок проникся чувствами, переданными в музыкальном произведении и стремился их выразить. Ребёнок находит эти движения непосредственно, как бы интуитивно. Интуитивность действий не исключает наличие мыслительных операций, осознанности того, что происходит. Роль педагога – утверждать ребёнка в поисках средств выражения музыкально – игрового образа.

Третьей стадией завершается воплощение музыкально – игрового образа. Ребёнок испытывает удовольствие от его результатов. Если импровизационные сочинения ребёнка удачны, то их можно уже продемонстрировать другим. Конечно, эти стадии условны, т.к. в живой практике они тесно взаимосвязаны [1].

Формирование творчества существенно и для эстетического развития ребёнка. При творческой деятельности как бы в один узел стягиваются многие процессы эстетического переживания: активизация восприятия, продуктивность практической деятельности, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции. Эстетическое развитие при этом приобретает новые качества, становится на иную ступень. Приобретенное ребёнком трансформируется, и возникают новые качественно отличные сдвиги в становлении личности ребёнка.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения [4].

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [7,18].

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» [8,с19]. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [8,с20]. Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина.– М.: Просвещение, 1968.–225с.

  2. Ильенков,Э.В. Об эстетической природе фантазии /Э.В.Ильенков // Вопросы эстетики.- М.: Просвещение, 1964.– № 6. – С.22 –23.

  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова // Содержание и методика воспитания детей. – М.: Изд-во «Академия», 2006. – С. 136 – 162.

  4. Науменко, Г.И. Фольклорная азбука / Г.И.Науменко. – М.: Изд-во «Академия», 1996.–С.56 –58.

  5. Николаева,Е.И. Психология детского творчества /Е.И.Николаева. //Музыка в детском творчестве.– СПб.:Изд-во «Речь», 2006.– С.116 – 142.

  6. Писарев,Д.И. Полное собрание сочинений/Д.И.Писарев.–СПб.,1912.–С.188.

  7. Радынова,О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. /О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Полавандишвили. – М.: Просвещение, 1994.

  8. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий /Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1985.

  9. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Е.И.Юдина. – М.: Изд-во «Аквариум», 1997. –272с.

Библиографическая ссылка

Третьякова А.Г.,Кузнецова А.Я. Воспитательные возможности музыки в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста // Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Современные проблемы теории и практики образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/7131 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат