Заочные электронные конференции
 
     
Улучшение эксплуатационных свойств гидродинамических опор трения турбокомпрессорных агрегатов путем применения новых антифрикционных материалов и внедрения передовых конструктивных решений
И.Н. Шадиев, Р.А. Кемалов


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Улучшение эксплуатационных свойств гидродинамических опор трения турбокомпрессорных агрегатов путем применения новых антифрикционных материалов и внедрения передовых

конструктивных решений.

И.Н. Шадиев

Р.А. Кемалов, к.т.н., доцент

Казанский (Приволжский )Федеральный Университет

каф. Высоковязких нефтей и природных битумов

По статистике, в газотранспортной системе до 32 % отказов газоперекачивающих агрегатов происходят из-за подшипников скольжения. В свою очередь, основной причиной отказов подшипников скольжения является износ вкладышей.

Износ деталей машин в парах трения скольжения является важной проблемой современного машиностроения. Затраты на ремонт и техническое обслуживание конструктивно сложных механизмов могут в несколько раз превышать их стоимость. В этой связи особую актуальность приобретает создание новых антифрикционных материалов, в том числе композиционных (КМ), в которых искусственно объединены высокопластичные металлические матрицы и тугоплавкие высокопрочные, высокомодульные наполнители. При таком сочетании фаз достигаются значительное повышение несущей способности материалов в трибосопряжениях, высокая износостойкость, задиростойкость и стойкость против абразивного изнашивания. Хорошие литейные свойства, возможность пластической и механической обработки, малый вес и низкая стоимость обеспечивают перспективность и экономическую целесообразность применения таких материалов в машиностроении, особенно в подвижных сопряжениях механизмов и машин (подшипниках).

Одним из способов решения выше изложенной проблемы является модификация конструкционных материалов наноразмерными частицами фуллеренсодержащих пород.

Известно, что фуллерены обладают уникальными физическими и химическими свойствами. Благодаря своему сетчато-шарообразному строению фуллерены оказались идеальными наполнителями и идеальной смазкой. Однако, основным препятствием в применении фуллеренов в промышленных масштабах является их значительная цена – 900 долларов за 1 грамм. Было предложено использовать в качестве модификатора фуллеренсодержащий природный минерал – шунгит. Шунгитовые породы содержат 83 – 88 % углерода в форме фуллеренов. В данной работе были проведены теоретические исследования модифицирующего влияния фуллеренов шунгитовых пород на структуру и свойства металлов. Показано, что по сравнению со стандартным антифрикционным сплавом коэффициент трения во всем диапазоне нагрузок в среднем уменьшен на 10-20%, интенсивность изнашивания уменьшена на 35-40%. Данные результаты являются хорошей предпосылкой для дальнейшего изучения модифицирующего влияния фуллеренсодержащих нанопорошков из шунгитовой породы на физические и эксплуатационные свойства различных металлов и сплавов, в частности подшипниковых сплавов на основе олова, бронзы и баббитов.

Явным преимуществом в реализации данного проекта является доступность и дешевизна сырья. Отмечено, что природный шунгит добывается на территории России (Карелия). Прогнозируемые запасы достигают сотен миллионов тонн.

Также одним из способов повышения надежности и улучшения эксплуатационных показателей гидродинамических подшипников скольжения является применение новых конструктивных решений позволяющих повысить несущую и демпфирующую способности, снизить уровень вибрации. Подшипники скольжения традиционной конструкции, которые в настоящее время являются штатными на большинстве агрегатов, имеют ряд недостатков, среди которых в первую очередь можно выделить следующие: имеют недостаточную несущую и демпфирующую способность, что приводит к их интенсивному износу, повышенным потерям мощности и расхода смазки в переходных режимах и режимах отличных от номинальных; требуют повышенных зазоров в лабиринтных уплотнениях из-за большой прецессии ротора при пуске, остановке; не компенсируют накопление погрешностей при изготовлении и сборке тем самым снижают реальную площадь контакта подшипниковой шейки (ПШ) и ВП, что вызывает перенапряжения антифрикционного слоя в период приработки. Как следствие из вышесказанного, штатные подшипники не соответствуют требованию непрерывной 2-х…4-х годичной эксплуатации динамического оборудования.

Анализ современных тенденций в производстве подшипниковых узлов скольжения показал, что наиболее эффективным решением на сегодняшний день является подшипник рис.1, принцип действия которого основан на создании двух слоев смазки: гидродинамического и гидростатического. Особенностью такого подшипника является наличие самогенерируемого гидростатического подвеса самоустанавливающихся вкладышей, формирующегося за счет отвода части смазки из несущего гидродинамического слоя через отверстие во вкладыше в гидростатический карман, расположенный на тыльной стороне вкладыша. В кармане таким образом создается гидростатическое давление, за счет чего вкладыш всплывает, а смазка дросселируется по спинке вкладыша. Дополнительная степень свободы у вкладышей подшипников на гидростатическом подвесе обеспечивает их подвижность в поперечном и в угловом направлении. Наличие гидростатического подвеса позволяет вкладышам отслеживать колебания вала и демпфировать их за счет сил

Рис. 1 Схема опорного подшипника на масляном подвесе

вязкости гидростатического слоя, чего нет в подшипниках традиционных конструкций. Наряду с повышением надежности и снижением уровня вибрации применение демпферных опорных подшипников на гидростатической пленке способствует повышению экономичности агрегатов. Это обусловлено тем, что величина зазоров в лабиринтных уплотнениях и их износ в процессе эксплуатации напрямую зависят от величины прецессии ротора в опорных подшипниках. Как показывает практика, именно увеличение зазоров в штатных уплотнениях по причине повышенной вибрации ротора на пусковых и нерасчетных режимах эксплуатации становится причиной постепенного снижения производительности компрессора. Кроме того, в подшипниках скольжения традиционной конструкции в результате механического износа в процессе эксплуатации происходит увеличение зазора, т.н. "просадка подшипника "соответственно, увеличивается зазор и в лабиринтных уплотнениях. Применение демпферных подшипников позволяет снизить прецессию вала в 1,5…2 раза и, благодаря отсутствию механических контактов, обеспечивает высокую стабильность зазоров в процессе эксплуатации, за счет чего в лабиринтных уплотнениях изначально можно устанавливать меньший зазор по сравнению со штатными подшипниками. Уменьшение зазора позволяет снизить количество вредных перетоков сжимаемого газа между ступенями сжатия, а также подогрев газа на входе в ступень, что увеличивает эффективность сжатия. Уменьшение потерь мощности, связанных с перетоками газа в лабиринтных уплотнениях, позволяет повысить КПД агрегата и снизить потребляемую мощность.

Отметим некоторые из достоинств проекта:

  1. Возможность получения сплавов с улучшенными эксплуатационными и технологическими свойствами путем добавки наноразмерного модификатора из шунгитовых пород.

  2. Дешевизна и доступность сырья, что позволяет наладить массовое производство конструкционных материалов, в частности антифрикционных сплавов для подшипников скольжения.

  3. Простота конструкции подшипника, за счет чего можно наладить серийный выпуск с применением новых антифрикционных сплавов.

  4. Применение вышеуказанного подшипника позволит существенно повысить надежность и безотказность работы динамического оборудования, в частности турбокомпрессоров.

Библиографический список:

  1. Максимов В.А., Баткис Г. С. Высокоскоростные опоры

скольжения гидродинамического действия. «ФЭН» - Казань, 2004.

  1. И.Г.Хисамеев , В.А.Максимов, Г.С.Баткис, Я.З.Гузельбаев. Проектирование и эксплуатация промышленных центробежных компрессоров – Казань: Фэн, 2010. Стр. 510-515

  2. Витусевич А. Б., Копнин В. А., Проноза В. А., Опаренко В. И., Гриценко В. Г. Повышение надежности компрессоров синтез-газа //Труды семинара “Безопасность эксплуатации компрессорного и насосного оборудования”, 2-5 октября, Одесса, 2001.

  3. В.Б. Шнепп. Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин. М.: Машиностроение, 1995г.

  4. Юрко В.И., Симоновский В. И. Разработка и исследование новых конструкций демпферных сегментных подшипников для центробежных машин // Труды VIII международной научно-технической конференции «Насосы-96» - г. Сумы, 1996, С.206-215.

  5. Елецкий А.В., Смирнов Б. М. Фуллерены и структура углерода. // Успехи физических наук. 1995. Т. 165. №9. С. 977.

  6. Чернышова, Т.А. Разработка и исследование алюмоматричных композиционных материалов с использованием наноразмерных наполнителей / Т.А. Чернышова, Л.И. Кобелева, Л.К. Болотова, И.Е. Калашников // Межд. симпозиум «Образование через науку». - Россия. – Москва. - МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2005. - С. 278.

  7. Калашников, И.Е. Получение КМ механическим замешиванием дискретного наполнителя в расплав / И.Е. Калашников, Т.А. Чернышова, В.Н. Мещеряков, Т.В. Корж, С.М. Савватеева // Сборник «Технология», серия «Конструкции из композиционных материалов». – 1993. - вып. 2. - С. 17-22.

Библиографическая ссылка

И.Н. Шадиев, Р.А. Кемалов Улучшение эксплуатационных свойств гидродинамических опор трения турбокомпрессорных агрегатов путем применения новых антифрикционных материалов и внедрения передовых конструктивных решений // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7143 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат