Технологии профессионального обучения в преподавании терапевтических дисциплин
Краснянская Е.Н., преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Белореченск
Проблема совершенствования педагогических технологий и методов обучения всегда привлекала внимание педагогов как центральная проблема достижения успешности педагогического процесса, становления личности студента-медика. «Любая метода хороша», - заметил Лев Толстой в середине XIX столетия, когда отстаивал новации в обучении и противостоял догматическим методам. Однако, как человек, проникший в глубины человеческой сущности и любивший педагогическую деятельность, он понимал, что, казалось бы, самый обычный и знакомый метод (например, объяснение, беседа) в руках мастера все равно несет огромный творческий потенциал и не может в этом случае рассматриваться как «устаревший».
Обучение специальным дисциплинам предполагает преобладание основного количества учебных часов на организацию практических занятий. Организация практического занятия - наиболее сложный этап деятельности преподавателя, от которого в конечном итоге зависит качество подготовки будущих медицинских сестер и фельдшеров, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций. В ходе практического занятия осуществляется целостное воздействие на личность студента, вырабатываются формы общения на основе деонтологических принципов и медицинской этики. Тактика проведения занятия зависит от темы, степени адаптации студентов и преподавателей к данному методу, успеваемости группы и других условий.
Как показал опыт, обязательным условием успешности занятия является самостоятельная работа студентов с методическими указаниями. Это объясняется тем, что в них содержатся вопросы для контроля исходного уровня знаний, задания для самоподготовки, вопросы для контроля конечного уровня знаний, которые ориентируют студентов в материале и обеспечивают их четкую работу на самом занятии. Использование методических указаний для студентов на практических занятиях создает возможность для «выравнивания» преподавания и оказания существенной помощи начинающим и менее опытным преподавателям, что обеспечивает повышение успеваемости студентов.
После организационных моментов преподаватель, как обычно, переходит к проверке исходных знаний. Традиционный опрос является одной из форм проведения этого этапа. Студенты могут отвечать как устно, так и письменно при условии, что время данного этапа не должно превышать запланированное. Задания могут проверяться сразу же с помощью эталонов ответов. Использование четких вопросов позволяет ограничить оценку знаний несколькими минутами. В том случае, когда преподаватель считает группу готовой к занятию, он переходит к следующему этапу.
Следующим этапом являются задания для самостоятельной работы студентов. Предварительно преподаватель проводит инструктаж перед каждой новой работой, а затем студенты приступают к самостоятельному ее выполнению.
Далее следуетрешение ситуационных задач.Традиционно эта часть занятия посвящается разбору преподавателем теоретических вопросов, что оправдывается необходимостью подготовить студентов к работе с фантомами, а затем и с пациентами. Если тема сложная, то преподаватель дает разъяснения, задает студентам вопросы. При необходимости преподаватель предлагает обсудить одну из наиболее интересных задач всей группе.
Следующий этап - контроль результатов усвоения, может проводиться для всей группы одновременно или индивидуально по мере завершения студентами программы занятия. Оценки сообщаются студентам как на данном, так и на последующих занятиях.
Охарактеризованные нами методы обучения принято называть традиционными. В современных педагогических технологиях они являются базовыми, так как на их основе развиваются и сравнительно новые методы и технологии обучения.
Существует определенная классификация технологий обучения, но мы рассмотрим лишь некоторые из тех, которые применяем: проблемного обучения, программированного обучения, модульного обучения, применения методов активизации обучения, погружения в профессиональную деятельность.
Технология проблемного обучения
Хотя по существу собственно проблемное обучение не является новым, все же, как дидактическая система методов, приемов и средств познавательной деятельности, направленной на творческое овладение учащимися знаниями, рассматривается именно как современная технология. Другими словами, проблемное обучение это способ активного взаимодействия преподавателя и обучающихся, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. При этом средством управления мышлением обучающихся выступают проблемные и информационные вопросы.
Видами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи. Трудно себе представить, чтобы современный педагог не чувствовал эффективности этой технологии, особенно её роли в организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся по овладению новым. Недаром говорят: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить".
Практическая значимость проблемного обучения в том, что оно успешно реализуется с учащимися разных возрастных групп, с различными познавательными возможностями, по всем предметам и на всех этапах обучения. Конкретная технология реализации определяется спецификой дисциплины, конкретной педагогической ситуацией.
Технология программированного обучения
Это особый вид самостоятельной работы обучаемых над специально переработанным учебным материалом, заложенным в программу. Так, если программа разработана для машины - машинное программирование; программа для учебного пособия - безмашинное программирование с печатной основой. Значение программированного обучения многогранно. Оно направлено на развитие логического мышления учащихся, на привитие им навыков самостоятельного добывания знаний. Особым спросом у педагогов и студентов пользуются модульные компьютерные программы обучения, созданные по принципу разветвленного программирования. Интерес вызывают и виды программированного обучения - безмашинного с печатной основой. Среди них: конспекты, рабочие тетради, опорные плакаты, структурно-логические схемы.
Опорные конспектыцелесообразно использовать как самому преподавателю при подготовке к занятиям, так и студенту. Наибольшей педагогической значимости добивается педагог, использующий не только опорные конспекты занятия для себя, но и проецируемый на экран для учебной группы.
Особую ценность представляют рабочие тетради. Рабочие тетради не исключают объяснение преподавателя, работу студентов по стабильному учебнику, а являются дополнением к существующим технологиям обучения и используются наряду с ними. Содержание рабочих тетрадей составляют контрольные задания для каждого студента. Используя рабочие тетради, преподаватели пришли к выводу, что успешнее самостоятельная работа протекает при разумном сочетании ее со сложившимися методами. Так, самостоятельную работу, в процессе которой студенты подводятся к усвоению новых понятий, правил целесообразнее организовать на материале, не сопряженном с большими трудностями.
Технология модульного обучения
Принцип модульности считается очень плодотворным, заключается в дроблении информации на модули - определенные дозы, дидактические единицы, способствующие не только лучшему ее усвоению, но и управляемости, гибкости и динамичности процесса обучения. Информация, входящая в модуль, имеет самый широкий спектр сложности и глубину при четкой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной дидактической цели.
Реализация такой идеи осуществляется с помощью рабочей программы профессионального модуля – она является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060101 «Лечебное дело» углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными и общими компетенциями. Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов доклинической практики «Основы сестринского дела», обязательную производственную практику.
Опыт экспериментального обучения позволяет использовать технологии применения методов активизации обучения.
Технологии применения методов активизации обучения
Теоретическим базисом этой технологии является положение о решающей роли активной, специально организованной деятельности студентов в процессе усвоения. Целесообразность использования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного, и 90% из того, что обучающиеся сделали сами.
Метод игрового проектирования. Как разновидность занятий применяется в виде имитационной игры, что оправдывается необходимостью подготовить студентов к работе с фантомами, а затем и с пациентами. Студентам предлагается решать задачи в игровой ситуации. Преподаватель предлагает одному из студентов играть роль больного с определенным заболеванием. Остальные студенты должны путем опроса и, по возможности, осмотра поставить «пациенту» диагноз. Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы медицинской сестры и фельдшера, позволяет провести занятие живо и занимательно, что резко повышает интерес студентов, как к данному занятию, так и к дисциплине вообще.
В ходе группового решения задач содержание учебной деятельности выступает как средство общения, при этом преодолевается фронтально-индивидуальный характер традиционного обучения. В медицинском образовании эта форма работы особенно важна, поскольку врач-педагог обязательно должен правильно формулировать свои мысли, четко обосновывать принятые решения, чему учит коллективное решение и обсуждение клинических задач. После обсуждения можно переходить к самостоятельному решению задач. Важно отметить, что решение различных задач может и должно сопровождаться использованием слайдов, результатов анализов, рентгенограмм и т.д.
Метод решения конкретных ситуационных производственных задач.Он способствует формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу (проблему) в конкретной обстановке. Если в учебных задачах есть сформулированные условия и требование (что дано и что, необходимо найти), то в ситуационных производственных задачах, как правило, ни того, ни другого. Будущий специалист сам устанавливает, что ему известно и что надо выяснить для принятия обоснованного решения.
Следующий этап предполагает самостоятельную работу студентов с пациентами. Внутри этапа «курация больных» необходимо выделить компоненты: работа в палате, участие в процедурах и заполнение сестринской истории болезни завершает этот этап занятия. Обсуждение хода курации пациентов проводится преподавателем либо с каждым студентом индивидуально, либо со всей группой. Такая форма работы студентов, обеспечивает формирование у них грамотной профессиональной речи, что непосредственно связано с формированием клинического мышления.
Технология погружения в профессиональную деятельность
Необходима для подготовки профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, видеть, формулировать проблемы, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность. Ориентация при применении технологии направлена на формирование системы профессиональных практических умений, развитие клинического мышления, мыслительной активности. Примером применения этой технологии служит организация производственной практики по дисциплинам: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в хирургии», «Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» и, конечно, стажировки. Практика проводится после окончания изучения дисциплин в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных в качестве баз практики. Содержание программ практики рассчитано на комплексное использование полученных студентом знаний. Использование системного подхода к организации ухода за пациентом позволяет студентам осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечивает умения общения и эффективную подготовку к профессиональной деятельности. При прохождении практики студент знакомится с правилами техники безопасности на рабочем месте, соблюдает их, обеспечивает инфекционную безопасность персонала и пациента, знакомится со структурой каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержанием деятельности сестринского персонала. Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на опытных медицинских сестер: главную медицинскую сестру, старших, постовых и процедурных. Методическое руководство осуществляется преподавателем медицинского образовательного учреждения. По окончании практики проводится аттестация.
Подводя итог, хотелось бы перефразировать слова Льва Толстого «Любая метода хороша…» на современный лад и сказать: «Любая технология хороша, если она применяется педагогом - мастером своего дела».
Список литературы
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании// Высшее образование в России. – 2004. - № 11.
2. Белялова М.А. Современные педагогические технологии в совершенствовании образовательного процесса учебного заведения// Материалы международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2006.
3. Джабатырова Б.К. Материалы к лекциям по курсу «Педагогические технологии». – Майкоп: Качество, 2005.
4. Кудрявая Н.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.
5. Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006.
6.Щепотин А.Ф. Современные технологии в профессиональном образовании / А.Ф. Щепотин, В.Д. Федоров. - М., 2002.
Библиографическая ссылка
Краснянская Е.Н. Технологии профессионального обучения в преподавании терапевтических дисциплин // Межрегиональная научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы профессиональной подготовки студентов".
URL: http://econf.rae.ru/article/7186 (дата обращения: 30.12.2024).