Заочные электронные конференции
 
     
Технологии профессионального обучения в преподавании терапевтических дисциплин
Краснянская Е.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Технологии профессионального обучения в преподавании терапевтических дисциплин

Краснянская Е.Н., преподаватель специальных дисциплин

ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Белореченск

Проблема совершенствования педагогических технологий и методов обучения всегда привлекала внимание пе­дагогов как центральная проблема достижения успешности педаго­гического процесса, становления личности студента-медика. «Любая метода хороша», - заметил Лев Толстой в середине XIX столетия, когда отстаивал новации в обучении и противостоял догматическим методам. Однако, как че­ловек, проникший в глубины человеческой сущности и любивший педагогическую деятельность, он понимал, что, казалось бы, самый обычный и знакомый метод (например, объяснение, беседа) в руках мастера все равно несет огромный творческий потенциал и не мо­жет в этом случае рассматриваться как «устаревший».

Обучение специальным дисциплинам предполагает преобладание основного количества учебных часов на организацию практических занятий. Организация практического занятия - наиболее слож­ный этап деятельности преподавателя, от которого в конечном ито­ге зависит качество подготовки будущих медицинских сестер и фельдшеров, уровень сформи­рованности общих и профессиональных компетенций. В ходе практического занятия осуществляется целост­ное воздействие на личность студента, вырабатываются формы об­щения на основе деонтологических принципов и медицинской этики. Тактика проведения занятия зависит от темы, степени адаптации студентов и преподавателей к данному методу, успеваемости группы и других условий.

Как показал опыт, обязательным условием успешности заня­тия является самостоятельная работа студентов с методическими указаниями. Это объясняется тем, что в них содержатся вопросы для контроля исходного уровня знаний, задания для самоподготовки, вопросы для контроля конечного уровня знаний, которые ориентируют студентов в мате­риале и обеспечивают их четкую работу на самом занятии. Использование методических указаний для студентов на прак­тических занятиях создает возможность для «выравнивания» пре­подавания и оказания существенной помощи начинающим и менее опытным преподавателям, что обеспечивает повышение успевае­мости студентов.

После организационных моментов преподаватель, как обычно, переходит к проверке исходных знаний. Традицион­ный опрос является одной из форм проведения этого этапа. Студен­ты могут отвечать как устно, так и письменно при условии, что вре­мя данного этапа не должно превышать запланированное. Задания могут проверяться сразу же с помощью эталонов ответов. Использование четких вопросов позволя­ет ограничить оценку знаний несколькими минутами. В том случае, когда преподаватель считает группу готовой к занятию, он перехо­дит к следующему этапу.

Следующим этапом являются задания для самостоятельной работы студентов. Предварительно преподаватель проводит инструктаж перед каждой новой работой, а затем студенты приступают к самостоятельному ее выполнению.

Далее следуетрешение си­туационных задач.Традиционно эта часть занятия посвящается разбору преподавателем теоретических вопросов, что оправды­вается необходимостью подготовить студентов к работе с фантомами, а затем и с пациентами. Если тема сложная, то преподаватель дает разъяснения, задает студентам вопросы. При необходимости преподаватель предлага­ет обсудить одну из наиболее интересных задач всей группе.

Следующий этап - контроль результатов усвоения, может прово­диться для всей группы одновременно или индивидуально по мере завершения студентами программы занятия. Оценки сообщаются студентам как на данном, так и на последующих занятиях.

Охарактеризованные нами методы обучения принято называть традиционными. В современных педагогических технологиях они являются базовыми, так как на их основе развиваются и сравнительно новые методы и технологии обучения.

Существует определенная классификация технологий обучения, но мы рассмотрим лишь некоторые из тех, которые применяем: проблемного обучения, программированного обучения, модульного обучения, применения методов активизации обучения, погружения в профессиональную деятельность.

Технология проблемного обучения

Хотя по существу собственно проблемное обучение не являет­ся новым, все же, как дидактическая система мето­дов, приемов и средств познавательной деятельности, направленной на творческое овладение учащимися знаниями, рассматривается именно как современная технология. Другими словами, проблемное обучение это способ активного взаимодействия преподавателя и обучающихся, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследователь­ской деятельности и развития творческого мышления. При этом сред­ством управления мышлением обучающихся выступают проблемные и информационные вопросы.

Видами проблемного обучения являются проблемные вопросы, ситуации, задачи. Трудно себе представить, чтобы современный педагог не чув­ствовал эффективности этой технологии, особенно её роли в организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся по овладению но­вым. Недаром говорят: "Плохой учитель преподносит истину, хоро­ший - учит ее находить".

Практическая значимость проблемного обучения в том, что оно успешно реализуется с учащимися разных возрастных групп, с различными познавательными возможностями, по всем предметам и на всех этапах обучения. Конкретная технология реализации определяется спецификой дисциплины, конкретной педагогической ситуацией.

Технология программированного обучения

Это особый вид самостоятельной работы обучаемых над спе­циально переработанным учебным материалом, заложенным в про­грамму. Так, если программа разработана для машины - машинное программирование; программа для учебного пособия - безмашинное программирование с печатной основой. Значение программированного обучения многогранно. Оно на­правлено на развитие логического мышления учащихся, на привитие им навыков самостоятельного добывания знаний. Особым спросом у педагогов и студентов пользуются модульные компьютерные программы обучения, созданные по принципу разветвленного программирования. Интерес вызывают и виды программированного обучения - безмашинного с пе­чатной основой. Среди них: конспекты, рабочие тетради, опорные плакаты, структурно-логические схемы.

Опорные конспектыцелесообразно использовать как самому преподавателю при подготовке к занятиям, так и студенту. Наибольшей педагогической значимости добивается педагог, использующий не только опорные конспекты занятия для себя, но и проецируемый на экран для учебной группы.

Особую ценность представляют рабочие тетра­ди. Рабочие тетради не исключают объяснение пре­подавателя, работу студентов по стабильному учебнику, а являются дополнением к существующим технологиям обучения и используются на­ряду с ними. Содержание рабочих тетрадей составляют контрольные зада­ния для каждого студента. Используя рабо­чие тетради, преподаватели пришли к выводу, что успешнее самостоя­тельная работа протекает при разумном сочетании ее со сложившими­ся методами. Так, самостоятельную работу, в процессе которой студенты подводятся к усвоению новых понятий, правил целесообразнее организовать на ма­териале, не сопряженном с большими трудностями.

Технология модульного обучения

Принцип модульности считается очень плодотворным, заклю­чается в дроблении информации на модули - определенные дозы, дидактические единицы, способствующие не только лучшему ее ус­воению, но и управляемости, гибкости и динамичности процесса обу­чения. Информация, входящая в модуль, имеет самый ши­рокий спектр сложности и глубину при четкой структуре и единой це­лостности, направленной на достижение интегрированной дидактиче­ской цели.

Реализация такой идеи осуществляется с помощью рабочей программы профессионального модуля – она является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 060101 «Лечебное дело» углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными и общими компетенциями. Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов доклинической практики «Основы сестринского дела», обязательную производственную практику.

Опыт экспериментального обучения позволяет использовать технологии применения ме­тодов активизации обучения.

Технологии применения ме­тодов активизации обучения

Теоретическим базисом этой технологии является положение о решающей роли активной, специально организованной деятельности студентов в процессе усвоения. Целесообразность ис­пользования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного, и 90% из того, что обучающиеся сделали сами.

Метод игрового проектирования. Как разновидность за­нятий применяется в виде имитационной игры, что оправды­вается необходимостью подготовить студентов к работе с фантомами, а затем и с пациентами. Студентам предлагается решать задачи в иг­ровой ситуации. Препо­даватель предлагает одному из студентов играть роль больного с определенным заболеванием. Остальные студенты должны путем опроса и, по возможности, осмотра поставить «пациенту» диагноз. Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы медицинской сестры и фельдшера, позволяет провести занятие живо и занимательно, что резко повышает интерес студентов, как к данному занятию, так и к дисциплине вообще.

В ходе группового решения задач содержание учебной дея­тельности выступает как средство общения, при этом преодолева­ется фронтально-индивидуальный характер традиционного обуче­ния. В медицинском образовании эта форма работы осо­бенно важна, поскольку врач-педагог обязательно должен правильно форму­лировать свои мысли, четко обосновывать принятые решения, чему учит коллективное решение и обсуждение клинических задач. После обсуждения мож­но переходить к самостоятельному решению задач. Важно отметить, что решение различных задач может и должно сопровож­даться использованием слайдов, результатов анализов, рент­генограмм и т.д.

Метод решения конкретных ситуационных производст­венных задач.Он способствует формированию у будущего специалиста умения формулировать и решать задачу (проблему) в конкретной обстановке. Если в учебных задачах есть сформулированные условия и требование (что дано и что, необходимо найти), то в ситуационных производственных задачах, как правило, ни того, ни другого. Будущий специалист сам устанавливает, что ему известно и что надо выяснить для принятия обоснованного решения.

Следующий этап предполагает самостоятельную работу студен­тов с пациентами. Внутри этапа «курация боль­ных» необходимо выделить компоненты: работа в палате, участие в процедурах и заполнение сестринской истории болезни завершает этот этап за­нятия. Обсуждение хода курации пациентов проводится преподавателем либо с каждым студентом инди­видуально, либо со всей группой. Такая форма работы студентов, обеспечивает фор­мирование у них грамотной профессиональной речи, что не­посредственно связано с формированием клинического мышления.

Технология погружения в профессиональную деятельность

Необходима для подготовки профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, видеть, формулировать проблемы, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность. Ориентация при применении технологии направлена на формирование системы профессиональных практических умений, развитие клинического мышления, мыслительной активности. Примером применения этой технологии служит организация производственной практики по дисциплинам: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии», «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело в хирургии», «Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» и, конечно, стажировки. Практика проводится после окончания изучения дисциплин в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных в качестве баз практики. Содержание программ практики рассчитано на комплексное использование полученных студентом знаний. Использование системного подхода к организации ухода за пациентом позволяет студентам осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечивает умения общения и эффективную подготовку к профессиональной деятельности. При прохождении практики студент знакомится с правилами техники безопасности на рабочем месте, соблюдает их, обеспечивает инфекционную безопасность персонала и пациента, знакомится со структурой каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержанием деятельности сестринского персонала. Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на опытных медицинских сестер: главную медицинскую сестру, старших, постовых и процедурных. Методическое руководство осуществляется преподавателем медицинского образовательного учреждения. По окончании практики проводится аттестация.

Подводя итог, хотелось бы перефразировать слова Льва Толстого «Любая метода хороша…» на современный лад и сказать: «Любая технология хороша, если она применяется педагогом - мастером своего дела».

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании// Высшее образование в России. – 2004. - № 11.

2. Белялова М.А. Современные педагогические технологии в совершенствовании образовательного процесса учебного заведения// Материалы международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2006.

3. Джабатырова Б.К. Материалы к лекциям по курсу «Педагогические технологии». – Майкоп: Качество, 2005.

4. Кудрявая Н.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.

5. Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006.

6.Щепотин А.Ф. Современные технологии в профессиональном образовании / А.Ф. Щепотин, В.Д. Федоров. - М., 2002.

Библиографическая ссылка

Краснянская Е.Н. Технологии профессионального обучения в преподавании терапевтических дисциплин // Межрегиональная научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы профессиональной подготовки студентов".
URL: http://econf.rae.ru/article/7186 (дата обращения: 21.10.2021).



Сертификат Получить сертификат