Заочные электронные конференции
 
     
Дети с аффективным поведением, условия и методики необходимые для психологической коррекции таких детей
Бабошина Д.Ю


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Дети с аффективным поведением, условия и методики необходимые для психологической коррекции таких детей

Бабошина Д.Ю.

Московский Государственный Областной Гуманитарный Институт.

Орехово-Зуево, Россия

Children with affective behavior, conditions and methods necessary for psychological correction of such children

Baboshina D.Yu

Moscow State Regional Humanitarian Institute

Orekhovo-Zuyevo, Russia

В последние годы резко увеличилось число «трудных детей». «Трудные» дети более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфальтивные, они могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько минут самозабвенно играть.

Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей.

Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Здесь на первый план выступает нетерпеливость требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность.

Можно предположить, что дети с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей. Поэтому необходимо:

- определить условия полноценного психического развития в каждом возрасте;

- определить в чем специфика развития детей с трудностями в поведении;

- разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития «трудных детей».

Характеристика детей с аффективным поведением

« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:

- длительное пребывание в детском саду.

- наметившийся кризис семьи.

- избыток родительского раздражения.

Аффективный ребенок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, точно улавливает настроение взрослого. Он робок, но и бесстрашен – может вступить в конфликт, в драку с более сильными детьми и даже с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам не обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам. Он «вредный», но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду». Вот каким нам предоставляет аффектика врач- психотерапевт В.И. Гарбузов.

А вот как характеризует психолог Е.Е. Кравцова в книге «Как помочь детям в преодолении трудностей в поведении» детей – аффектиков.

Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения – это упрямство, заторможенность, негативизм, неустойчивость эмоционального поведения. « Это не психическое заболевание, это отклонение в психическом развитии».

Условия необходимые для психологической коррекции детей с аффективным поведением:

  1. Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.

  2. Основные требования к родителям выдвигает психолог В.И. Гарбузов такие:

- не изнеживать ребенка;

- не воевать с ребенком;

- не капитулировать перед ребенком. Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.

  1. Воспитатель не должен оставлять без своего внимания детей с признаками аффектизма. Воспитатель должен проверить свои подозрения.

В науке известны разные способы диагностики детей с аффективным поведением:

Наблюдение за поведением ребенка.

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говориться, что аффекты могут легко возникнуть у маленьких детей в следствии неудовлетворения потребностей ребенка или любого конфликта. В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни ребенка значительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера.

Если ребенок приучен к тому, что его желание легко и беспрепятственно удовлетворяются окружающими ребенка людьми, то непривычное для ребенка появление препятствий на пути удовлетворения его потребностей и желаний может вызвать аффекты гнева, ярости. А это можно продиагностировать в ходе наблюдения за поведением ребенка.

Изучение рисунков детей.

Изучение рисунков детей позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках детей подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми ребенок не может справиться. Яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность.

Находясь в беспокойном состоянии дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности. Повышенная возбудимость находит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности.

Методики коррекционной работы с детьми-аффектиками.

Воспитатель объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как только ребенок нарисовал первый страх воспитатель дает задание нарисовать следующий страх. Важно чтобы воспитатель выражал одобрение по поводу того, что ребенок справился с заданием. Следует избегать заверений о том, что страхи прекращаются сразу после рисования и тем более спрашивать боится еще ребенок или нет. Это будет выражением недоверия, а ребенок нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков. Последовательно показываются рисунки и задается вопрос о том, боится ли теперь ребенок или нет. Отрицание страха закрепляется похвалой. Если страх сохраняется, то это также находит свое понимание и поддержку педагога.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так чтобы на рисунке ребенок изобразил себя небоящимся. Воспитатель говорит: « А теперь нарисуй, что ты уже не боишься….»

Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос, боится ли теперь ребенок или нет. Положительный ответ закрепляется похвалой. Большинство детей перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10-15%) они остаются.

Изучение составленных детьми рассказов по картинкам.

Психолог – исследователь А.И. Захаров в книге «как предупредить отклонения в поведении ребенка» предлагает методику диагностирования и коррекционной работы с детьми с аффективным поведением основанную на составлении рассказов по картинкам. Предполагается, что ребенок будет исходить из личного опыта и спроецирует свои внутренние чувства и отношения.

Цель: получить больше информации о взаимоотношениях в семье, что поможет исследовать проблему соперничества между братьями и сестрами, проблематику наказания и страхов.

Вывод:

Работа с аффективными детьми будет иметь желаемый результат только в том случае, если проводить ее систематически. Педагог должен иметь желание помочь ребенку и семья должна поддерживать эту работу, вести сотрудничество с педагогом.

Литература

  1. «Дети с отклонениями поведения» (под ред. В.С. Мухиной,М., стр.228)

  2. Кравцова Е.Е. «Как помочь детям преодолеть трудности в поведении», Минск, 1990г., стр.43)

  3. Славина Л.С. «Дети с аффективным поведением», М., 1998г.

  4. «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста» (под ред. Запорожца А.В., Неверович Я.З., М., 1986г.

  5. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» (под ред. Кумариной Г.Ф.,М., 2002г.стр. 250)

  6. «Воспитание трудного ребенка» (под ред. Рожкова М.И., М., 2003г.)

  7. Подласый И.П. «Курс лекций по коррекционной педагогике», М., 2002г., стр.224-227.

  8. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» (под ред. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И..М., 1990г.)

  9. «Наш проблемный подросток: понять и договориться» (под ред. Ретуш Л.А.С-Пб. 2001г.)

  10. Крушельницкая А.В., Третьяковка Т.В. «Детки с характером», «Семья и школа-2000г.№2 стр. 11-13»

Библиографическая ссылка

Бабошина Д.Ю Дети с аффективным поведением, условия и методики необходимые для психологической коррекции таких детей // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7277 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат