Итак существует понятие «малый бизнес», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Зачастую вместо понятия «малый бизнес» используют термин «предпринимательство». Эффективность предпринимательства определяется большим количеством определенных факторов, то есть она оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
По общеизвестным данным, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия; размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия; вид деятельности. Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Если рассматривать малый бизнес на территории Российской федерации, то критерии будут следующими:
Фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса.
Фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
То есть в Российской Федерации это 2 основных критерия, по которым определяется малый бизнес. Согласно законодательству критерии малого бизнеса должны быть пересмотрены каждые 5 лет.
Уровень демократизации государства и открытости его экономики во многом зависит от степени развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет. За счёт поддержки института малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере.
Из всего вышесказанного стоит сделать вывод, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
На мой взгляд, развитие малого бизнеса в государстве является ключевым моментом к становлению государства по настоящему демократическим, правовым и социальным.
Библиографическая ссылка
Кабирова С.З. асс., Аминева З.С Понятие малого бизнеса // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7301 (дата обращения: 23.11.2024).