Заочные электронные конференции
 
     
Особенности мемориального ансамбля в контексте современной городской среды Барнаула
Томас М.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Особенности мемориального ансамбля в контексте современной городской среды Барнаула (на примере мемориала Воинам-Интернационалистам)

Возведение мемориальных комплексов имеет большое значение в культурном развитии города, края, страны. Это, прежде всего увековеченный символ и хранитель исторической памяти. Мемориальный ансамбль – это глубоко драматическое произведение искусства, поскольку в нем утверждаются идеи «победы жизни над смертью, гуманизма над человеконенавистничеством, интернациональной солидарности, величие жертв, принесенных народами в борьбе за свободу и независимость» [1, 149]. Одной из значимых функций мемориального ансамбля является объединение людей. На них проводятся дни памяти, митинги, парады и таким образом мемориальные ансамбли являясь узловыми точками города, объединяют людей общей идеей.

Цель статьи заключается в том, чтобы показать особенности мемориального ансамбля в контексте современной городской среды Барнаула на примере мемориала Воинам-Интернационалистам (1991, г., Барнаул, пр. Комсомольский, 73Б).

Для достижения поставленной цели необходимо обратиться к сущности понятий «ансамбль», «мемориал», «мемориальный ансамбль»; назвать основные принципы мемориальных ансамблей, формирующие идею и воздействие; перечислить мемориальные ансамбли и ансамбли площадей города Барнаула, возводимые до 1990 года, кратко обозначить основные элементы; рассмотреть мемориал Воинам-Интернационалистам города Барнаула в контексте современной городской среды.

Для более глубокого понимания, что есть мемориальный ансамбль необходимо обратиться к природе и сущности понятий.

Понятие «мемориальный ансамбль» состоит из двух слов – мемориал и ансамбль. Определим значение каждого. Терминологический словарь «Аполлон: изобразительное и декоративное искусство. Архитектура» определяет понятие «ансамбль» следующим образом: «ансамбль - (фр. ensemble, букв. - вместе) - совокупность, гармоничес­кое единство художественных компо­нентов. Ансамбль может составляться из произведений одного вида искусства или объединять различные виды» [2]. «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства» Власова В.Г. дает следующее определение понятию «мемориал»: «мемориал (франц. memorial, от лат. memorialis – «памятный») - произведение искусства, чаще архитектурное сооружение, созданное в память какого-либо события либо жизни и смерти выдающегося человека. Наряду с архитектурными формами, памятными надписями в мемориальных сооружениях используются средства живописи, росписи, мозаики, скульптуры. Поэтому композиция мемориала связывается с понятиями художественного ансамбля и декоративности» [4]. На сайте Всемирной энциклопедии искусства «Мемориальное сооружение, мемориал - любое произведение изобразительного искусства и архитектуры, создаваемое в память отдельной личности или исторического события. В современной практике - это архитектурно-скульптурный комплекс, предполагающий пространственное, ансамблевое решение» [6].

Терминологический словарь «Аполлон: изобразительное и декоративное искусство. Архитектура» дает следующее определение понятию «мемориальный ансамбль»: «мемориальный ансамбль - развитый пространственный архи­тектурный или архитектурно-скульптурный комплекс (часто включаю­щий исторические реалии), воздвиг­нутый в честь павших героев, выдаю­щихся деятелей и событий. Художе­ственное решение мемориального ансамбля основывает­ся на принципах синтеза искусств, архитектуры, монументальной скульптуры и монументальной жи­вописи, литературных (надписи-эпитафии), световых и звуковых образов. Важным компонентом мемориального ансамбля является природный ландшафт» [2].

Терминологический словарь «Аполлон: изобразительное и декоративное искусство. Архитектура» наиболее полно и многогранно фиксирует самые основные моменты:

  • архитектурно-скульптурный комплекс;

  • посвящен историческим событиям, павшим героям;

  • художественное решение основано на принципах синтеза искусств;

  • связь с природным ландшафтом.

Швидковский О.А. в статье «Памятники борьбы и победы» на примере анализа мемориальных ансамблей, воздвигнутых после Великой Отечественной войны, выделяет основные принципы мемориальных комплексов, которые позволяют усилить силу звучания идеи и воздействия. Один из основных принципов является чувство подлинности, соприкосновение с историей, ощущение достоверности. Здесь речь идет о документальности. Человеку необходимо мыслить и ощущать себя не только частью общества, но и частью истории. Зачастую скульпторами и архитекторами искусственно воссоздается достоверная обстановка. Одной из важных основ композиции мемориального ансамбля является масштабное соответствие (чувство такта, соразмерность). Автор указывает на то, что сознательное увеличение масштаба новых архитектурных сооружений может существенно принизить значение имеющихся памятников. Ведущее значение принадлежит архитектурно-художественному образу мемориального ансамбля. Здесь важно проявить творческую оригинальность, чтобы произведение искусства, создаваемое во всех городах, районах, выражающее одну идею, отличалось неповторимостью, имело правдивый и запоминающийся образ. Важно отметить, что мемориальный ансамбль сродни музыкальному произведению, раскрывающегося в пространстве и во времени имеет «свое вступление, определенную разработку ведущей темы, ее развитие, кульминацию и завершающую финальную часть» [5, 32].

Зритель вступает в диалог с данным произведением монументального искусства. Здесь важны его субъективные эмоции, чувства, переживания. Диалог можно считать состоявшимся, если данные эмоции имеют место быть, поскольку именно в этот момент, момент проявления личных чувств ощущается полная сопричастность человека к истории, именно в этот момент он забывает о проблемах и делах повседневного характера и полностью погружается в ту правдивую историю, которая разворачивается у него перед глазами.

Монументальное искусство города Барнаула помимо мемориальных досок, памятников, бюстов представлено ансамблями площадей и мемориальными ансамблями.

Ансамбль Демидовской площади (Архитекторы: Молчанов А.И., Попов Я. Н., Иванов Л.И.) - памятник градостроительства первой половины XIX века. Ансамбль включает Демидовский столп (обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае), здания Горного госпиталя, училища, заводской богадельни с церковью Дмитрия Ростовского.

Ансамбль площади Советов (архитектор В. К. Александров) – расположен в центральной части города, между улицами Димитрова и Молодежной. В ансамбль площади входят – расположенный на главной оси памятник на постаменте В.И. Ленину, здание краевой администрации, по сторонам от главной оси здание гостиницы «Центральная» и корпус АлтГУ. На площади разбит сквер из цветочных клумб и деревьев.

Мемориал Славы на площади Победы (архитекторы В.Э. Остен-Сакен, В.Ф. Налимов, скульпторы П.Л. Миронов, К.Г. Чумичев, В.Ф. Добровольский, инженеры М.П. Юферев, А.А. Глумов) - состоит из трех основных архитектурных сооружений. Первое – скульптурная группа «Прощание» и стела на гранитном постаменте. Второй - площадь, по обеим сторонам которой поставлены урны с землей, где приходилось воевать жителям Алтая. Завершает мемориал Славы бетонный редут в виде разорванного с двух сторон кольца, на котором увековечены фамилии барнаульцев, участвующих в войне.

Мемориал героям Гражданской войны на проспекте Ленина (проект А.А. Дубровского, первая реконструкция Иевлев, Баженов, Кривченя, Миронов, вторая реконструкция Казаринов и Добровольский) – четыре надгробия с захоронениями героев Гражданской войны и обелиск на постаменте с вечным огнем.

Рассмотрев приведенные примеры можно сделать вывод, что ансамбли площадей и мемориальные ансамбли города Барнаула представляют собой архитектурно-скульптурный комплекс, построенный на принципах синтеза искусств. В основе представленных ансамблей лежит четко выраженная и хорошо читаемая доминанта (Демидовский столп, Памятник В.И. Ленину, скульптура «Прощание» и стела, обелиск). Площади окружены архитектурными сооружениями и имеют связь с природным ландшафтом. Мемориальные комплексы также гармонично вписаны в природный ландшафт, в некоторых случаях искусственно созданный и располагаются на площадях. Таким образом, рассмотренные ансамбли в своем архитектурно-скульптурном образе имеют некую общую черту в принципе построения.

Интересным в этом отношении является мемориал, расположенный на площади Ветеранов в центральной части города. Это мемориал Воинам-Интернационалистам (архитектор С.А. Боженко, скульптор В.Ф. Добровольский), торжественное открытие которого состоялось 1 июня 1991 года (илл.1).

Этот мемориал существенно отличается от «традиционного» построения мемориальных комплексов, рассмотренных выше.

«В центре площади находится двухэтажное здание из красного кирпича – Дом интернационального движения им. Героя Советского Союза К. Павлюкова. Композиционным центром площади является Вечный огонь. К Вечному огню ведет дорожка» [3, 75]. На здании расположены мемориальные доски с именами погибших в локальных воинах. В основании центральной мемориальной доски лежит камень с афганских гор.

Из краткого описания мемориала мы уже не видим скульптурной доминанты. Все пространство мемориала условно можно разделить на две части: открытое – площадь, где расположен вечный огонь; и закрытое – мемориальные доски на стенах Дома интернационального движения, находящиеся под стилизованным куполом. Проект несколько отличался от существующего в реалии мемориального ансамбля. «Проектом предусматривалось развитие идеи военно-исторического музея с размещением на площадке под открытым небом трех единиц бронетехники: БТР, БМП и БМД» [2, 75].

Художественный язык мемориального комплекса глубоко символичен. «Каждый элемент мемориального комплекса опирается на действие других элементов, таким образом, тема мемориала раскрывается множественностью информации» [1, 151].

Во-первых, Вечный огонь расположен на гранитном постаменте, на уровне глаз зрителя (илл.2). Его форма представлена в виде чаши, которая является важнейшим символом в христианстве, обозначающей жертвенную смерть. Тема смерти еще более усиливается присутствием вокруг чаши кованого пояса с шипами, напоминающий терновый венец, как символ мученической смерти.

Во-вторых, дорожка, идущая от Вечного огня к архитектурному сооружению, является символом жизненного пути, а также задает направление движения.

В-третьих, центральная мемориальная доска, увековечивающая фамилии героев, участвующих в Афганской войне (илл.3). Она с одной стороны обрамлена лавровой ветвью как символом славы; а с другой стороны ее обрамляет дубовая ветвь как символ вечности. Внизу фамилий на мемориальной доске изображен тюльпан со сломанным стеблем как символ погубленной молодости, молодой жизни. Следовательно, создается образ прославленных людей, погибших молодыми, образ, существующий в вечности.

В-четвертых, закрытое пространство – пространство, где расположены мемориальные доски, камень. Это особенное пространство, в него практически не попадает дневной свет, за счет архитектурной формы (буква П в плане). Это сакральное, интимное пространство над которым сооружен стилизованный купол. Это место уподобляется алтарю в православном храме. Алтарь в христианской символике – это жертвенное место. В свою очередь жертвенником служит лежащий в основании центральной мемориальной доски камень, привезенный с гор Афганистана. Таким образом, здесь есть прямая связь – мемориальные доски с увековеченными фамилиями героев и есть те самые жертвы, люди, отдавшие свою жизнь в горах Афганистана во имя Родины.

Таким образом, мемориал Воинам-Интернационалистам это своего рода храм, в котором присутствуют все значимые атрибуты – чаша, алтарь, жертвенник, купол. Вечный огонь служит приуготавливающим элементом мемориального комплекса, настраивающего человека на определенную волну событий. Дорожка, ведущая от «чаши» к «алтарю» - постепенное вхождение в сакральное пространство храма, дорожка, ведущая в вечность, ведущая к более сотни фамилиям людей, увековеченных на стенах здания. Расположенный камень, в основании фамилий – как подлинное ощущение присутствия истории.

«26 октября 1996 года состоялось открытие военно-исторического отдела Алтайского краеведческого музея в Доме интернационального движения на площади Ветеранов. Интерьеры музея выполнены по проекту художника В.В. Скулова и его коллег» [3, 76]. Как отмечает И.А. Азизян в статье «Мемориальный комплекс как жанр специфического монументального искусства» «музей становится интегральным элементом мемориала, источником комплексной документальной информации: предметно-материальной, текстовой и фото» [1, 151]. Таким образом, включение здания музея в пространство мемориального комплекса это еще одно подлинное свидетельство истории. В здании музея хранится большое количество писем, грамот, фотографий и других документальных фактов.

В основе мемориального ансамбля лежит принцип синтеза искусств – композиция Вечного огня, мемориальные доски напрямую связаны с архитектурным сооружением не только как с плоскостью стены, но и на идейном уровне.

Расположение мемориала является органическим продолжением Площади Советов, еще один шаг в проектировании Обского бульвара, задача которого заключалась в соединении административного центра города (Площадь Советов) с берегом Оби. Мемориал органично вписан в окружающее пространство. Искусственно созданное и естественное озеленение присутствует только на самой площади, тогда как пространство мемориала не озеленено. Площадь Ветеранов изолирована от движения городского транспорта. Она располагается на естественном возвышении. Со стороны Комсомольского проспекта к ней ведут с двух сторон парадные лестницы [3, 76]. В связи с этим, постройки общественного назначения, находящиеся вокруг мемориала и площади (библиотека им. Шишкова, Алтайский диагностический центр, театр музыкальной комедии, здание Алтайского Сбербанка и городская больница №1) не нарушают вписанность мемориала в пространство городской среды. Человек, поднимаясь по лестнице или подходя к мемориалу со стороны проспекта Ленина, отстраняется от всего его окружающего. Он целиком и полностью погружается в правдивую и тяжелую историю Алтайской земли. Он становится непосредственным соучастником и активным зрителем подлинно исторических событий.

Подводя итог, следует назвать основные особенности мемориала Воинам-Интернационалистам, отличающие его от ранее созданных мемориальных ансамблей:

  • отсутствие скульптурной или архитектурно-скульптурной доминанты;

  • связь с архитектурным сооружением как на материальном уровне (мемориальные доски и стена), так и на идейном (здание – Дом интернационального движения, а также музей);

  • иное толкование традиционного элемента мемориалов Вечного огня – уподобление чаши с терновым венцом, утверждающий тему смерти;

  • новый художественный язык – два пространства, уподобление мемориала храму.

Таким образом, мемориал Воинам-Интернационалистам представляет собой пример совершенно нового художественного решения. Мемориал как хранитель исторической памяти являет собой совершенно иное понимание основной идеи – идеи победы, вечной жизни, борьбы за свободу. Мемориал Воинам-Интернационалистам есть место встречи зрителя с подлинным произведением искусства, простого человека с историей Алтайского края, которая присутствует здесь и сейчас в более сотни фамилиях, увековеченных на мемориальных досках здания. По своему композиционному замыслу мемориал визуализирует модель храма, в который входит человек, погружаясь в вечность подлинно исторических событий.

Литература

  1. Азизян И.А. Мемориальный комплекс как жанр специфического монументального искусства // Советская скульптура – 1974. – М.: Советский художник, 1976. – с. 149-162.

  1. Аполлон: изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь: А-Я. – М.: Эллис Лак, 1997. – 735 с. (http://www.rah.ru/)

  1. Бондаренко Т.В. Путеводитель по архитектурным ансамблям площадей Барнаула XVIII-XX вв. - Барнаул, 2006. - 147 с. : ил.; 25.

  2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009. Т. V: Л — М. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — 768 с: ил. + вкл

  3. Швидковский О.А. Памятники борьбы и победы // Советская скульптура – 1975. М.: Советский художник, 1977. – с. 12-42.

  4. http://www.artprojekt.ru/

Приложение 1

Иллюстрации

илл. 1Мемориал Воинам-Интернационалистам (архитектор С.А. Боженко, скульптор В.Ф. Добровольский), 1.06.1991

илл. 2 Вечный огонь, мемориал Воинам-Интернационалистам (архитектор С.А. Боженко, скульптор В.Ф. Добровольский), 1.06.1991

илл. 3 Центральная мемориальная доска, мемориал Воинам-Интернационалистам (архитектор С.А. Боженко, скульптор В.Ф. Добровольский), 1.06.1991

14

Библиографическая ссылка

Томас М.А. Особенности мемориального ансамбля в контексте современной городской среды Барнаула // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7398 (дата обращения: 24.10.2021).



Сертификат Получить сертификат