заместитель генерального директора ООО «Интел Тектум»,
кандидат технических наук, доцент
Проблемы подготовки специалистов отрасли
В последние годы появилась возможность комплектовать подразделения служб безопасности ведомств, компаний и предприятий специалистами, получившими базовую подготовку в учебных заведениях высшего профессионального образования. Однако это касается только подразделений информационной и экономической безопасности.
Специалистов по вопросам инженерно-технических средств охраны (ИТСО) и систем антитеррористической защиты в образовательных учреждениях высшего профессионального образования практически не готовят.
Причиной этого является отсутствие образовательных стандартов в области подготовки специалистов ИТСО и средств антитеррористической защиты, что не позволяет учебным заведениям высшего профессионального образования готовить квалифицированных специалистов в этой области.
Дисциплины «Технические средства охраны», «Интегрированные комплексы технических средства охраны» и аналогичные им присутствуют в программах обучения некоторых высших учебных заведений с технической специализацией в объёме от 80 до 200 часов, а в отдельных случаях и более 300 часов в течение 5-6 лет обучения. Однако основной специальностью выпускников, как правило, остается одна из смежных с технической точки зрения специальностей.
Так, например, ФГОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России при достаточно большом курсе по изучению ИТСО готовит выпускников по специальности «Сети связи и системы коммутации». Санкт-Петербургский Военный институт ВВ МВД России при достаточно подробном изучении ИТСО также готовит выпускников по смежной специальности. В Пензенском государственном университете средства и комплексы ИТСО изучаются в рамках подготовки выпускников по специальности «автономные информационные и управляющие системы».
Таким образом, образовательные учреждения высшего профессионального образования готовят в основном специалистов для силовых ведомств, при этом основной специальностью выпускника является одна из смежных специальностей, предусмотренная образовательными стандартами.
В этих условиях подготовка специалистов по направлению ИТСО и систем антитеррористической защиты для служб безопасности компаний и предприятий возможна только в рамках профессиональной переподготовки специалистов, имеющих базовую смежную специальность, в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Например, таких как Учебно-методологический центр ГУНИЦ «Охрана» ГУВО МВД России (Московская область, г. Балашиха), учебный центр ЗАО «КОМПАНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (г. Москва) и других.
Деятельность подразделения ИТСО по обеспечению безопасности объектов в общем случае направлена на предотвращение нанесения ущерба предприятию. Ущерб наносится предприятию (организации) при реализации определённых угроз, которые для различных отраслей могут быть различны, в то же время существуют и общие виды угроз. К таким угрозам можно отнести: незаконное проникновение на объект, хищение материальных ценностей, террористические акты, однако вероятность их проявления и модели угроз для предприятий и организаций разных отраслей различны. Так как реализация угроз зачастую имеет отраслевую специфику, большое значение для профессиональной переподготовки имеет отраслевая специализация.
Очевидно, что система профессиональной переподготовки специалистов по ИТСО и системам антитеррористической защиты в интересах ведомственных подразделений безопасности в этих условиях должна включать отраслевые образовательные учреждения (учебные центры), программы профессиональной переподготовки и орган управления системой переподготовки.
Отраслевые учебные центры (учебные полигоны в составе учебных центров), целесообразно создавать на базе типовых ведомственных объектов, оборудованных типовыми системами ИТСО и средствами антитеррористической защиты. Они, как правило, реализуют следующие учебные цели:
изучение физических принципов действия и теоретических основ построения ИТСО и средств антитеррористической защиты;
ознакомление с построением типовых комплексов ИТСО и средств антитеррористической защиты, характерным для типовых предприятий отрасли;
отработка практических навыков по технической эксплуатации и ремонту ИТСО и средств антитеррористической защиты;
отработка практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с проникновением на охраняемый объект;
отработка практических навыков по взаимодействию службы безопасности с правоохранительными органами и подразделениями ГО и ЧС.
Программы профессиональной переподготовки со специализацией по направлению ИТСО и систем антитеррористической защиты, вне зависимости от ведомственной принадлежности учебного центра, обязательно должны быть лицензированы в системе Министерства образования РФ.
В настоящее время существует ряд таких отраслевых учебных центров, например, учебный центр ФГУП «Управление вневедомственной охраны» Министерства транспорта России, учебный центр ДОАО «Газпроектинжиниринг» и другие.
Учебные программы таких центров обычно рассчитаны на повышение квалификации специалистов двух профилей:
проектировщики систем ИТСО;
технические специалисты, осуществляющие техническую эксплуатацию систем ИТСО.
Анализ существующей системы повышения квалификации специалистов по направлению ИТСО и систем антитеррористической защиты позволяет выявить определенные недостатки:
как правило, отсутствуют квалификационные требования к специалистам, проходящим обучение по программам повышения квалификации;
отсутствие, как правило, учебных программ повышения квалификации, ориентированных на руководителей подразделений ИТСО;
отсутствие в содержании учебных программ вопросов связанных с созданием и эксплуатацией систем антитеррористической защиты объектов;
учебные программы обычно слабо затрагивают вопросы технического обслуживания и ремонта ИТСО и средств антитеррористической защиты объектов;
необходимость отрыва специалистов на длительный срок от исполнения должностных обязанностей.
В последние годы в системе российского образования вызывают повышенный интерес технологии дистанционного образования. Успешно развивается ряд проектов, в частности связанных с получением высшего образования российскими студентами в зарубежных университетах без длительных выездов за границу.
Одним из главных преимуществ использования возможностей дистанционного обучения с точки зрения руководства компаний – отсутствие необходимости освобождать сотрудников от выполнения своих должностных обязанностей на длительный срок.
В настоящее время в России в разных вариантах используются три группы технологий дистанционного обучения: кейс-технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология.
Каждой из них присущи определенные достоинства и недостатки. Кейс-технология предусматривает предоставление обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов), предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации. Применяются технические средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых преподавателем. К основным недостаткам технологии можно отнести, во-первых, необходимость применения организационных мер контроля, обеспечивающих выполнение заданий персонально и в определенные сроки. Во-вторых, сложность объективной оценки эффективности обучения с использование кейс технологий.
Интернет – технология основана на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучаемых к информационным образовательным ресурсам, размещённым на сайте учебного центра. Основным недостатком интернет – технологии является то, что после окончания обучения, слушатель не имеет возможности повторно использовать учебный материал. Соответственно, после ухода специалиста, прошедшего курс обучения, из компании возникает необходимость обучения вновь пришедшего, что приводит к дополнительным финансовым расходам предприятия.
Телекоммуникационная технология подразумевает использование в учебном процессе современных технических и информационных средств телекоммуникации, таких как телеконференцсвязь и видеотелефон. Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и студентом. При применении телекоммуникационных технологий в обучении существует ряд проблем. К основным из них относятся организационная и техническая сложность внедрения такой технологии дистанционного обучения. Например, при дистанционном обучении может создаваться значительная нагрузка на корпоративную сеть. Соединение с Интернет может оказаться слишком медленным, а сквозное качество обслуживания — достаточно низким. Применение технологии требует значительных инвестиций в аппаратные средства для проведения обучения (например, звуковые платы, динамики, видеокамеры и др.).
Наиболее приемлемой для повышения квалификации специалистов по направлению ИТСО и систем антитеррористической защиты, представляется кейс-технология, дополненная средствами технического контроля знаний на основе профессионально ориентированного программного обеспечения.
Обладая такими общими достоинствами как возможность пройти обучение без отрыва от производства и без выезда в образовательное учреждение, разумные сроки обучения, относительно низкая стоимость обучения, возможность разработки использования учебных программ с отраслевой специализацией, такая система дистанционного обучения имеет определенные преимущества перед другими системами.
Она может использоваться в качестве средства очного обучения в компьютерном классе учебного центра по некоторым дисциплинам учебных курсов.
Кроме того, система контроля и проверки знаний может использоваться на предприятии в качестве инструмента для внутренней аттестации сотрудников ИТСО и систем антитеррористической защиты.
В настоящее время ряд образовательных учреждений, реализует такие формы дистанционного обучения. Например, Негосударственное образовательное учреждение «Центр предпринимательских рисков», г. Санкт-Петербург и другие.
Применение специальной автоматизированной системы контроля знаний позволяет проводить итоговое тестирование без выезда в образовательное учреждение. Однако необходимо признать более целесообразным до выдачи свидетельства о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке проводить очное тестирование или собеседование с преподавателем по изученному учебному курсу.
Практический опыт позволяет сделать вывод о существующей тенденции расширения области применения технологии дистанционного обучения и ее элементов, в частности технических систем контроля и проверки знаний.
Реалии сегодняшнего дня наглядно показывают, что в силу объективных причин отрасль систем безопасности неуклонно расширяется. Это естественным образом повышает спрос на квалифицированных специалистов на рынке труда.
Процесс перехода от профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников отрасли, имеющих базовое образование по смежной специальности, к подготовке специалистов в учебных заведениях высшего профессионального образования неизбежен. Очень хочется надеяться, что это дело самого ближайшего будущего.
В настоящее время, в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142, Министерство образования и науки Российской Федерации начинает прием проектов федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных в инициативном порядке образовательными и научными организациями.
Однако даже в списке специальностей высшего профессионального образования для представления проектов федеральных государственных образовательных стандартов отсутствует специальность «Инженерно-технические средства охраны и антитеррористической защиты» или аналогичная ей по содержанию.
А стандарты отсутствуют по простой причине. Не предусмотрено получение образования по таким специальностям ни действующим Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, ни Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003.
Открываем Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 в последней редакции и можем констатировать – нет такой профессии! Достаточно много специальностей в области защиты информации, однако ни техники, ни инженеры по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ИТСО и средств антитеррористической защиты классификатором не предусмотрены.
Поэтому первым шагом к подготовке квалифицированных специалистов по ИТСО и средствам антитеррористической защиты в учебных заведениях высшего профессионального образования должно стать признание того факта, что такая профессия существует и, как следствие, внесение соответствующих изменений в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 и Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003.
Следующим шагом должна стать инициативная разработка проекта федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специальности и включение его в список специальностей высшего профессионального образования для представления проектов федеральных государственных образовательных стандартов.
6
Библиографическая ссылка
Мальцев А.Д. Проблемы подготовки специалистов отрасли // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7444 (дата обращения: 25.11.2024).