Заочные электронные конференции
 
     
КАТАЛОГ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Прохорова К.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Прохорова К.В.

КАТАЛОГ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Научный руководитель д. иск., проф. Т.М.Степанская

Сохранение культурного наследия – одна из актуальных проблем современности. Составление каталогов музейных коллекций позволяет документально зафиксировать произведения искусства, ввести их в научный оборот и таким образом способствует сохранению культурного наследия. Каталогизация является одним из важнейших этапов научной работы музея.

Каталог – систематизированный список, перечень однородных предметов, результат научной работы по изучению и систематизации художественного собрания; вид полиграфической продукции. Э.А.Шулепова под каталогом понимает «полный список объектов, временно или постоянно находящихся в одном месте (выставка, музейное собрание, территория и т.п.)». [3; с. 406] В данном определении автор устанавливает в качестве критерия для более точной классификации территориальную закрепленность каталогизируемых предметов. С точки зрения информационного подхода к художественной культуре, представляющего ее в качестве целостной информационной системы, которая включает не только, собственно текст произведения искусства, «культурную форму», но также все последующие его интерпретации и воспроизведения — артефакт культуры, каталог является самостоятельной документальной формой представления культурных форм и артефактов художественной культуры. В классификации информационных ресурсов художественной культуры, предложенной Т.Н.Суминовой, каталог отнесен к информационно-вспомогательным материалам. Он в свою очередь имеет важное значение, поскольку, как отмечает Т.Н.Суминова, «именно в процессе восприятия, со-творчества, то есть после опубликования и тиражирования текст художественного произведения становится открытой динамической информационной системой для «прочтения», понимания и постижения заложенного автором образа мира, идей, смыслов, знаний, информации». [4, c.367].

Существует большое разнообразие форм каталогов, как по содержанию, так и по способам подачи информации. Наиболее простая классификация, дана в терминологическом словаре А.М.Кантора, включает два вида каталогов: музейные и выставочные. Е.Г. Щурина указывает, что «в соответствии с типологией изданий музейные каталоги могут быть отнесены к научным, научно-справочным или научно-популярным типам изданий». [6] Каждый из указанных типов выполняет свою функцию: первые два выполняют исследовательскую научную функцию, третий в большей степени просветительскую.

Первые прообразы каталогов появились в Древней Греции. Они представляли собой описи вотивных даров, размещавшихся в храмах, святилищах и специально сооружавшихся сокровищницах. Описи, как отмечает Т.Ю.Юренева, «были очень подробными. В них указывались наименование предмета, материал, из которого он изготовлен, вес, особые признаки, степень сохранности, имя бога, которому он посвящен, повод и дата посвящения, имя и этническая принадлежность дарителя». [5; с. 18]

Дальнейший этап коллекционирования в Европе связан с эпохой Возрождения, когда стали появляться так называемые кунскамеры, объединявшие в своем собрании разнородные предметы: от природных объектов до художественных произведений. В середине XVI века получили распространение естественно-научные кабинеты, а к концу века, как отмечает Т.Ю.Юренева, появились первые каталоги этих собраний, включавшие не только перечень предметов, но также их описание и сведения о том, как тот или иной предмет попал в собрание. Первые музеи, соответствующие канонам музейного учреждения, по мнению автора, появились в XVII веке, к этому же времени относятся и каталоги музейных коллекций, в том числе и художественных собраний европейских монархов, например Венской императорской галереи. В XVIII веке разработкой ее новой экспозиции и составлением каталога занимался художник Христиан Мехель.

Первые каталоги отечественных музейных собраний представляли собой рукописные описи коллекций. Первый рукописный каталог эрмитажного художественного собрания, как отмечает Б.Б. Пиотровский, был составлен в 1773-1783 годах графом Эрнстом Минихом в двух томах. В 1774 г. был выпущен первый печатный каталог эрмитажной галереи на французском языке. Все из перечисленных каталогов хранятся в настоящее время в архиве Государственного Эрмитажа.

Начиная с XVIII века наряду с императорскими собраниями, развивалось и частное коллекционирование, которое к XIX веку приобрело значительный масштаб. Первый каталог частного собрания, как отмечает Д.Я. Северюхин, был издан в 1793 году на французиком языке - каталог коллекции живописи П.А.Строганова. Во второй половине XIX столетия крупные частные собрания приобрели статус музейных. Ярким примером подобного собрания является коллекция П.М.Третьякова, ставшая в конце века публичной картинной галереей и крупнейшим собранием отечественного искусства. Первые описи коллекции были составлены самим П. М. Третьяковым, в 1893 году в печати вышла «Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых». В начале 1890-х годов были изданы каталоги Эрмитажа, Картинной галереи Академии художеств, Московского Публичного и Румянцевского музея, частных коллекций Ф.И.Прянишникова, В.А.Кокорева, Д.П.Боткина.

В начале ХХ века изменилась структура каталогов музейных собраний, появились первые научные каталоги, что было связано с деятельностью И.Э.Грабаря, выдающегося художника и историка искусства. В 1913 году он занял пост попечителя Третьяковской галереи, с его именем связано реформирование галереи. В первую очередь И.Э.Грабарь занялся перестройкой экспозиции, которая отражала эволюцию отечественного искусства. Второй важнейшей реформой И.Э.Грабаря являлось начало научного изучения коллекции, итогом которой стала систематизация художественного собрания Третьяковской галереи, издание первого научного каталога коллекции. «Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» был издан в 1917 году. Как отмечает К.Ф.Антонова, задачей данного издания являлось создание каталога, отвечающего требованиям современного искусствознания. В нем впервые появились такие сведения, как материал и техника, размеры произведения, авторские подписи и надписи с указанием их расположения и сохранением авторской орфографии, алфавитный указатель художников и портретируемых лиц, кроме того «очерк об истории галереи и братьях П.М. и С.М.Третьяковых, а также текст пояснений к каталогу, раскрывавший принципы экспозиции, дававший представление о содержании работы, предпринятой в целях изучения собрания». [1; с.435] Указанный каталог являлся первым отечественным опытом научной публикации в данной сфере.

После Октябрьской революции все музейные собрания были национализированы советским государством. С этого момента начинается новый этап их развития, в том числе и в области каталогизации. Как отмечает К.Ф.Антонова, первые десятилетия после революции стали для отечественных музеев временем активного пополнения коллекций, в основном за счет национализации частных собраний, что в свою очередь вызывало необходимость осуществления работы в области каталогизации. Например, в Третьяковской галерее, начиная с конца 1920-х годов, велась работа над каталогами живописи, графики и древнерусского искусства, которой занимался большой коллектив научных сотрудников, в их числе ведущие специалисты А.В.Лебедев, Н.Г.Машковцев, Ю.Д.Соколов, А.А.Федоров-Давыдов.

В послевоенное время задачи учета памятников были поставлены в масштабах всей страны. В этот период каталоги перестают выполнять функции путеводителя, а концентрируют в себе весь объем коллекции отдельного вида искусства, определенного периода истории искусства, выполняют функцию справочного издания, способствующего работе исследователей в области истории искусства.

В 1970-е – 1980-е годы, как отмечает К.Ф.Антонова, усложнились задачи каталогизации, каталоги приобрели статус научного труда, включающего фундаментальные исследования. Об этом свидетельствуют утверждения, сформулированные на заседании Министерства культуры СССР и Академии художеств СССР 1975 года, согласно которым «современный каталог невозможен без широкого знания специальной литературы, работы в архивах, знания техники и технологии того или иного вида искусства, работы в области атрибуции, толкования сюжетов». [1; с.436]

1990-е годы связаны с разрушением сложившейся в советские годы художественной системы, появлением частных картинных галерей. Художественные музеи в большей степени переориентировали свою деятельность с издания научных каталогов на подготовку и выпуск красочных изданий научно-популярного характера: альбомов, путеводителей.

В настоящее время деятельность музеев по-прежнему сконцентрирована в этом направлении. Составлением каталогов также занимаются художественные галереи и выставочные залы.

Первые художественные собрания на территории Сибири появились в XIX веке. В начале столетия в Барнауле начальником Алтайского Горного округа П.К.Фроловым была собрана коллекция западноевропейского и отечественного искусства, был открыт «Барнаульский Музеум», собрание которого объединяло естественно-историческую и художественную коллекции. Но нет сведений о том, был ли составлен каталог этой коллекции. П.Д.Муратов также указывает на существование в Иркутске картинной галереи, созданной В.Сукачевым на основе собственного собрания.

После Октябрьской революции 1917 года художественная жизнь Сибири была достаточно динамичной, как отмечает П.Д.Муратов, в 1920-е годы в Барнауле в здании бывшей Демидовской церкви разместилась художественная коллекция. О наличии каталога данного собрания, получившего название Музей живописной культуры, автор сведений не приводит.

В конце 1950-х годов, благодаря профессору А.П.Уманскому и секретарю крайкома В.И.Трушину в Барнауле был создан художественный музей. В эти же годы началось формирование картинной галереи в Новосибирске, открытие которой состоялось в 1978 г.

Процесс научной каталогизации художественных собраний в Алтайском крае начинается в 1970-е - 1980-е годы, когда в Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств началась работа по составлению и изданию научных каталогов художественной коллекции музея. В 1983 году в ленинградском издательстве «Художник РСФСР» вышел каталог коллекции музея «Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств: живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство». Составители каталога Л.И.Снитко, Л.Н.Шамина, И.К.Галкина, Н.П.Гончарик, автор вступительной статьи Л.И.Снитко. Каталог структурирован на основе выделенных во вступительной статье отделов коллекции, включает три больших раздела: русское искусство XIX – начала ХХ века, советское искусство, античное искусство (копии). Каждый из указанных разделов в свою очередь имеет подразделы, выделенные в соответствии с видами искусства: живопись, графика, скульптура, ДПИ; раздел античного искусства включает соответственно подразделы скульптура и ДПИ. Внутри подразделов материал каталога располагается по алфавитному принципу. Региональный компонент коллекции отдельно не выделен, а включен в общий перечень. Текст каталога содержит репродукции произведений, а также снабжен именным указателем художников и списком иллюстраций. В эти же годы были изданы каталоги «Советская живопись. 1917 – 1958 гг.» (1982 г.), «Скульптура из собрания музея» (1985 г). Во вступительной статье к каталогу «Скульптура из собрания музея» автор статьи и составитель каталога Л.С.Рейнгверц указывает на то, что настоящее издание является первой попыткой систематизации собрания скульптуры Алтайского краевого музея изобразительных и прикладных искусств, а в составлении каталога оказывали помощь научные сотрудники Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея.

В 1980 году был издан аннотированный каталог выставки «Русское искусство XIX века», составителем и автором вступительной статьи является Т.М.Степанская. Указанная выставка представляла произведения из собрания Алтайского музея, во вступительной статье к каталогу Тамара Михайловна отмечает, что «для выставки «Русское искусство XIX века» были отобраны наиболее значительные в историко-художественном отношении экспонаты». [2; с.3] Каталог произведений структурирован в соответствии с разделами экспозиции, материал внутри разделов расположен в алфавите фамилий авторов. Каждого из представленных художников сопровождает биографическая справка, далее перечисляются произведения, с каталожным описанием.

В 1990-е годы из-за проблем с финансированием сокращается издательская деятельность художественного музея Алтайского края. Конец 1990-х и 2000-е годы связаны с появлением частных коллекций и художественных галерей. Примером частной коллекции и созданной на ее основе художественной галереи является собрание С.Г.Хачатуряна. Галерея «Кармин» открылась в 2005 году выставкой «Пейзаж – национальный жанр России в коллекции Сергея Хачатуряна». Автором экспозиции и составителем каталога выступила Т.М.Степанская. Во вступительной статье автор отмечает, что открытие данной выставки является завершением первого этапа создания картинной галереи. Дальнейшим шагом после открытия галереи стала систематизация собрания и издание 2007 году каталога коллекции. Составитель каталога и автор вступительной статьи Л.Н.Шамина, которая указывает, что при разработке каталога в качестве образцов выступали аналогичные издания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа и составленный каталог соответствует критериям научного издания.

В настоящее время издательская деятельность Государственного художественного музея сконцентрирована в основном на подготовке изданий к выставочным проектам. В этом же направлении развивается деятельность Новосибирского государственного музея. Среди выставочных каталогов, подготовленных музеем можно указать каталог «Жак Калло. Великие мастера гравюры» (2008г.).

Каталог, как справочное издание является источником базовой информации об авторе и произведении, поскольку кроме указанных сведений, относительно материальной основы произведения, научные каталоги содержат библиографию, сведения об участии произведения в выставках и другую информацию. Таким образом, можно говорить о том, что включение произведения в каталог вводит его в научный оборот. Научные каталоги художественных собраний также решают сложные задачи атрибуции, входящих в их состав памятников. С другой стороны, если обраться к анализу вступительных статей каталогов, можно утверждать, что в них содержаться основные сведения по материалу каталога, обозначается круг проблем, связанных с исследованием той или иной области, которую представляет каталог.

Следовательно, на основании выше изложенного представляется возможным говорить о научной ценности каталогов научного и научно-популярного типов, которые выступают в качестве ценных косвенных источников для изучения произведений искусства, а также позволяют составить представление о составе коллекции музея, а сопоставление каталогов, изданных в разное время, дает представление о динамике развития коллекции музея.

Библиографический список

  1. Государственная Третьяковская галерея: История и коллекции: изд. 4-е стереотип. / ред. И.И.Никонова. – М.: «Искусство», 1986. – 446с.

  2. Русское искусство XIX века: живопись, графика, скульптура: каталог выставки к 20 – летию Алтайского краевогомузея изобразительных и прикладных искусств (1959 – 1979) / сост. и авт. вст. ст. Т.М.Степанская. –Барнаул, 1980. – 28с.

  3. Основы музееведения: учебное пособие/ Отв. ред. Э.А.Шулепова. Изд. 2-е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 432с.

  4. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). – М.: Академический Проект, 2006. – 480с.

  5. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

  6. Щурина Е.Г. Каталогизация музейного собрания. Система музейных каталогов. Подготовка к изданию каталогов музейных собраний // Вестник Кирилло-Белозерского музея. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kirmuseum.ru

Библиографическая ссылка

Прохорова К.В. КАТАЛОГ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7468 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат