Заочные электронные конференции
 
     
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА КЕМЕРОВО (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ – НАЧАЛО XXI ВВ.)
Рысаева С.Ф.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Рысаева С.Ф., соискатель кафедры истории

отечественного и зарубежного искусства

Алтайского государственного университета

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор Т.М.Степанская

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ

И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА КЕМЕРОВО

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ – НАЧАЛО XXI ВВ.)

Для современного общества является важным и ценным сохранение социально-исторического и культурного опыта. Мемориальные доски выступают наиболее массовой формой увековечивания исторической памяти общества художественными средствами наряду с памятниками архитектуры и скульптурными сооружениями. Становление и развитие мемориальной доски как вида искусства в мировой практике имеет длительный исторический срок, пройдя в своем развитии путь от надписей, сделанных на стенах, стелах, арках, колоннах, монет, до мемориальных досок в современном понимании. По сравнению с Европой, в России существовала своя многовековая традиция – отмечать важнейшие вехи истории народа сооружением церковных архитектурных памятников. Появление такого понятия мемориального увековечивания как мемориальная доска в русской культуре приходится на начало XIX века, и связано оно с патриотическим подъемом в обществе после победы над Наполеоном в 1812 году.

Основы правовой установки мемориальных досок в России в ХХ веке были заложены Декретом «О памятниках республики», подписанном В.И.Ленином 12 апреля 1918 года[1]. Одним из важных пунктов декрета была «пропаганда надписями», которыми, по мысли Ленина, надлежало украсить общественные здания. В результате реализации ленинского плана монументальной пропаганды сложился современный тип мемориальной доски, «произведения искусства, воздействующего на зрителя не только словом, информацией, но и художественным образом, пробуждающего эстетическое чувство» [2]. Наибольшее влияние на развитие и становление мемориальной доски как вида искусства оказало медальерное искусство, возникшее в глубокой древности и направленное на отображение значительных аспектов и событий общественной жизни художественными средствами. В настоящее время, согласно действующему законодательству [3], мемориальные доски являются лишь информационными надписями, установленными на объекте культурного наследия, однако художественные доски, выполненные профессиональными скульпторами, по праву можно считать монументальными скульптурными произведениями.

Мемориальные доски города Кемерово создавались в рамках политико- массового искусства последних 50 лет XX века, обладая, таким образом, характерными особенностями, присущими в целом искусству страны этого периода. Социалистический реализм – основной художественный метод, теоретический принцип и официальное художественное направление, господствовавшее в СССР с середины 1930-х – начала 1980-х гг., был официально одобрен на 1-м Всероссийском съезде советских писателей (1934) партийными органами в литературе и искусстве. «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии» (Из Устава СП СССР, принятом на первом съезде СП, 1934). [4] Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций реализма не только в литературе, но и живописи, скульптуре, вплоть до 1980-х годов. Как отмечает О.С.Комарова, для советского времени были характерны патриотичность, агитационность и идеологизированность искусства, что проявляется, в частности, в текстах мемориальных досок [5, 121].

В Кемеровской области одним из первых обращений к проблеме описания и систематизации памятников монументального и мемориального искусства явилось издание Ю.С. Котлярова «Памятники Кузбасса» (1980) [6]. Исследовательская работа по выявлению материальных памятников, относящихся к истории военной медицины в западносибирском регионе в ХХ веке, была проведена Ю.П. Гореловым [7]. В справочно-аналитическом издании «Памятники революции и гражданской войны в Кузбассе: материалы к Своду памятников истории и культуры СССР» (1991) [8] приводится перечень военно-революционных памятников Кузбасса и города Кемерово. В «Каталоге памятников истории и культуры Кемеровской области» (1996) даны упоминания о 10 мемориальных досках, установленных в городе Кемерово [9].

Мемориальные доски, устанавливаемые в городе Кемерово, систематизировались, но не изучались ни с точки зрения художественной ценности, ни с точки зрения достоверности информации: текста, материала, вида доски, места и года изготовления, автора произведения. В отношении мемориальных досок города Кемерово отсутствуют искусствоведческие исследования, обобщающие факты, события и явления в данном художественном процессе. Большинство материалов на эту тему публикуется в местной печати или изданы малыми тиражами [10; 11]. На основе как опубликованного, так и выявленного материала и прямых источников нами предпринята попытка целостного осмысления мемориальных досок с современных позиций искусствоведения и истории культуры, определения значимости, использования, популяризации и сохранности мемориальных досок.

Тема исследования обширна и актуальна. Учитывая недостаточную изученность фактологического материала, отсутствие исследований проблемы мемориальных досок в городе Кемерово, утрату имен исполнителей досок и изобразительных подлинников, ее можно определить как сложную и важную для истории искусства тему. Благодаря изучению мемориальных досок расширятся представления об исторических процессах художественной культуры Сибири и России. Тему данного исследования актуализирует отсутствие аннотированного каталога мемориальных досок города Кемерово.

На настоящий момент в городе Кемерово установлено около 212 мемориальных досок. Каждая мемориальная доска обладает своей самодостаточностью, но именно в ансамбле они осуществляют главную содержательную идею – сохранение истории города для потомков, увековечение памяти о памятных событиях и выдающихся людях, внесших значительный вклад в становление и развитие города как крупного промышленного и культурного центра Западной Сибири. В мемориальных досках воплощены традиционные для России идеалы человека – воина и государственного деятеля. В основе создания мемориальных досок города Кемерово лежат мотивы торжественного содержания, символизирующие трудовые подвиги, героизм и боевые заслуги; мотивы скорби и смирения, сочувствия жертвам вооружённого конфликта, погибшим и тем, кто это пережил; мотивы бессмертия деяний и подвигов выдающихся людей государства и города в благодарной памяти потомков.

В результате исследования была предложена следующая тематическая классификация мемориальных досок города Кемерово, отражающая основные этапы становления и развития города как крупнейшего промышленного и культурного центра Западной Сибири:

  1. Мемориальные доски, посвященные основателям города, революционным событиям и событиям Гражданской войны в городе Кемерово.

  2. Мемориальные доски, посвященные памятникам истории и трудовой славы города Кемерово.

  3. Мемориальные доски, посвященные событиям Великой Отечественной войны (формирование воинских дивизий, Герои Советского Союза - кемеровчане, кавалеры орденов Славы, эвакогоспитали).

  4. Мемориальные доски, входящие в состав мемориальных комплексов, памятников, памятных камней.

  5. Мемориальные доски, посвященные героям локальных войн и вооруженных конфликтов.

  6. Мемориальные доски, увековечивающие события и удостоверяющие факты, связанные с жизнью и деятельностью крупных ученых, деятелей искусства и культуры, архитекторов, врачей, Почетных граждан Кемеровской области и города Кемерово, развитием промышленности в Кузбассе.

  7. Мемориальные доски, увековечивающие события и удостоверяющие факты, связанные с жизнью и деятельностью Героев Социалистического Труда, выдающихся организаторов производства.

  8. Мемориальные доски, напоминающие об исторических событиях или выдающихся деятелях страны, в связи с которыми названы улицы.

  9. Охранные доски.

  10. Посвятительные доски, отражающие научную и педагогическую видных кузбасских ученых и предствителей промышлености, установленные в кемеровских высших учебных заведениях.

  11. Мемориальные доски, установленные на соборах, церквях, часовнях.

  12. Утраченные мемориальные доски.

Данная тематическая классификация, условно разделенная на три большие группы: историко-патриотического, военно-патриотического, биографического содержания, легла в основу аннотированного каталога мемориальных досок города Кемерово. В каталоге зафиксированы тексты надписей мемориальных досок, что позволит восстановить их в случае утраты или повреждения; указан материал изготовления; наличие и характер изображения; особенности композиции; даты установления; имена авторов; адрес установки.

Необходимо отметить, что необходимым условием развития монументального творчества в 1960-1980-е годы явилось появление социального заказа в рамках государственной политики поддержки и развития монументальных жанров изобразительного искусства, требующих определенных затрат на процесс создания. С начала 1960-х гг. ведущее значение в формировании городской среды города Кемерово уделяется монументальной пластике: памятники, монументы и мемориальные доски становятся такой же необходимой составляющей города, как архитектурные ансамбли, скверы, бульвары. В первую очередь, в роли социального заказчика на монументальные работы выступили крупные промышленные предприятия Кемерово: НПО «Химпром», п/о «Карболит», п/о «Северокузбассуголь», Главкузбассстрой, управление Кемеровской железной дорогой, НПО «Азот», шахты «Ягуновская» и им. Волкова, трест «Кузбассэнергострой», механический завод, п/о «Кузбассэлектромотор» и другие. В городе сложилась благоприятная ситуация, когда административно-хозяйственные структуры не отказывались вкладывать немалые средства в монументальное и в оформительское искусство.

В результате исследования при анализе архивных источников было определено, что проектирование и установка памятников и мемориальных досок в городе Кемерово жестко регламентировалось решениями Кемеровского областного управления культуры, Кемеровским городским Советом депутатов трудящихся, областным и городским комитетами КПСС. Установка досок в основном была приурочена к юбилейным датам – годовщинам Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Первые мемориальные доски на стенах зданий были установлены в 1965 году [12]. Анализ архивных документы показывает, что датировка времени установки целого ряда мемориальных досок затруднена, так как в решениях органов власти не указаны конкретные фамилии лиц, подлежащих увековечиванию. Примеры таких решений: установить мемориальные доски «на улицах, названных именами героев Гражданской и Отечественных войн, и именами видных деятелей партии и Советского государства» [13], принятом в 1966 году; установить мемориальные доски в целях «увековечивания памяти Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней», принятом в 1985 году [14].

Инициатива и предложения по списку увековечиваемых личностей и событий, лежащие в рамках идеологии и пропаганды Советского государства, до конца 1980-х годов принадлежала только партийным и государственным органам власти. С изменением социально-политической обстановки в обществе в конце 1980-х - начале 1990-х годов установка мемориальных доски воинам-интернационалистам, участникам Чеченской войны, бойцам спецподразделений, жертвам политических репрессий проводится и по инициативе простых граждан, трудовых коллективов. Положение "О порядке установки мемориальных досок в городе Кемерово" принятое Кемеровским городским Советом народных депутатов в 2005 году, законодательно устанавливает единый порядок установки мемориальных досок и других памятных знаков, определяет критерии, являющиеся основанием для увековечения памяти выдающихся граждан и знаменательных событий.

К формированию единого художественного образа города, непременным условием которого являлись высокая идейность, профессиональная культура, связь с традициями жизни города, архитектурой широко привлекались художники – члены Кемеровского отделения Союза художников РСФСР. Заказы на подобного рода работы поступали, главным образом, в Союз художников или в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. Эскизы обязательно утверждались Худсоветом областного управления культуры и Кемеровского городского Художественного совета, что служило определенной гарантией качества выполняемых работ. Показательно обращение заказчика к профессиональным художникам, обладающим чувством цвета, ритма, материала, художественным вкусом. В 1972 году было принято «Положение о главном художнике города и городском художественном совете», согласованию с которым подлежали «все виды художественного оформления города: интерьеры общественных зданий, декоративные установки, стелы, мемориальные надписи, памятники…» [15]. Председателем городского художественного совета и главным художником города был назначен В.А. Селиванов, член СХ РСФСР. Кемеровское отделение СХ РСФСР принимало непосредственное участие в проектировании и создании мемориальных досок города в рамках формирования историко-культурного наследия.

Для города характерно не только увеличение количества памятников и мемориальных досок, но и применение различных композиционно-пластических решений при их создании. На смену тиражным скульптурам приходят авторские произведения. Особое место среди монументальных памятников сибирского города Кемерово занимает мемориальная скульптура. Следует отметить творческий вклад в создание наиболее значимых художественных мемориальных досок скульпторов - членов Союза Художников России: А.П. Хмелевского, В.В. Трески, Н. Н. Михайловского, Р. И. Корягина, В. Ф. Нестерова, В.И. Блинова. В настоящее время, по словам А.Н.Дрозда, председателя Кемеровского отделения ВТО «Союз художников России», перестали заказывать и устанавливать художественные мемориальные доски.

Тема памяти, воплощенная скульпторами города в мемориальной доске, «…отличающейся в некотором отношении гораздо большей сложностью, чем обычная скульптура. Так соединяются психологичность, декоративность, объем и цвет, небольшой размер и необходимость дать достаточное обобщение, зачастую монументального характера» [16]. Отметим особенности средств художественной выразительности мемориальных досок города:

1. Применение традиционных техник исполнения скульптур (чеканка, ковка, литье и др.) с учетом художественных и пластических особенностей различных материалов.

2. Материал, применяемый при изготовлении мемориальных досок – мрамор, металл, гранит, гипс. Большая часть художественных мемориальных досок выполнена из алюминия и меди методом чеканки. Доски, выполненные из чугуна или смолы – материала, похожего на мрамор, долговечного и гармонирующего с пигментами, представлены единичными экземплярами.

3. Форма мемориальной доски, ее размещение на фасаде здания. Самая распространенная форма досок – прямоугольная, расположенная по горизонтали, реже – по вертикали. Доска, по форме максимально приближенная к квадрату, установлена В.П. Чкалову по ул. Чкалова, 8. Досок овальной и круглой форм среди мемориальных досок Кемерово нет. Достаточно широкое распространение получили сложные формы, как на мемориальной доске, посвященной военному госпиталю № 1230 по ул. Черняховского, 2.

4. Композиция шрифта мемориальной доски является специфичной, отличающейся от большинства видов декоративного и изобразительного искусства. Тематика и содержание текста определяют архитектурно-художественный образ изготовленной памятной мемориальной доски, ее декоративно-композиционное решение.

5. Изображения символического характера, как плоские, так и барельефные. Так, например, на досках, установленных на зданиях, где размещались эвакогоспитали, находятся изображения красного креста и полумесяца. На доске по ул. Гравийной, 40, посвященной первой комсомольской ячейке, присутствует барельефное изображение комсомольского значка. На досках, посвященных Героям Советского Союза, как правило, изображается медаль «Золотая Звезда», лавровые ветви и звезда. Доски, посвященные кавалерам трех орденов Славы, содержат изображения данных орденов. Доска по ул. Чкалова, 8, посвященная летчику Чкалову В.П., содержит символическое изображение самолета, устремленного вверх, ледяных торосов и медали «Золотая Звезда». Символичные изображения и текст могут составлять единое целое: на прямоугольной мемориальной доске по ул. Островского, 22 название госпиталя № 2495 и годы его работы в данном здании городской больницы во время Великой Отечественной войны скомпонованы с символичным изображением медицинской чаши со змеей.

6. Сочетание в композиции мемориальной доски различных материалов, контрастных цветов – белый мрамор, черный гранит, бронза, медь, алюминий.

7. Барельефные портретные изображения, композиционно и сюжетно дополняющие текст мемориальной доски и представляющие уникальную галерею портретов выдающихся людей города. В большинстве своем барельефы выполнены в металле или изваяны в камне, примеров использования круглой скульптуры в мемориальных досках города не зафиксировано.

8. Единство мемориальной доски с обликом здания, на стенах которого она находится. Примерами такого единства можно считать расположение мемориальных досок в исторической части города, спроектированного и построенного лучшими архитекторами города в 1950-1960 годы в стиле сталинского ампира.

Мемориальные доски, установленные в начале XXI века, выполнены в современной технике – фотокерамике, применение которой при изготовлении мемориальной доски весьма проблематично, так как она в большей степени рассчитана для могильных памятников. Распространение получили доски из оргстекла и пластика, это вызвано, в первую очередь, удешевлением проекта на установку доски в ущерб художественной составляющей мемориального объекта.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что мемориальные доски города Кемерово второй половины ХХ - начала XXI веков – это важная часть монументального искусства, памятники скульптуры советского искусства, созданные в рамках искусства социалистического реализма. Характерной особенностью мемориальных досок города Кемерово является лаконичность художественных средств, проявляющихся в выборе композиционных приемов; ясные формулировки текста; предпочтение атрибутов и символических изображений, как плоских, так и барельефные, которые ассоциируются в сознании человека с конкретным историческим событием или выдающейся личностью, в честь которого установлена доска. Художественная составляющая мемориальных досок своим стилем и содержанием воплощает традиционные для России идеалы человека – воина и государственного деятеля. Несмотря на все изменения, произошедшие в стране и обществе в конце ХХ века, мемориальные доски прошлых лет сохраняют дух времени, в которое были созданы, сохраняют память о событиях и отношения современников к этим событиям. Мемориальные доски являются своеобразным явлением в искусстве XX века и представляют собой интересный материал для исследователей исторических, культурологических и искусствоведческих специальностей.

Библиографический список:

  1. Декрет о памятниках Республики / Декрет СНК от 12 апреля 1918 года. – Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. – М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959. – С. 95-96.

  2. Песков, О.В. Мемориальные доски Москвы. – М.:АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2009. – 336 с.: ил.

  3. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" / Российская газета. - № 116-117. – 29.06.2002.

  4. Социалистический реализм / БСЭ. – 3-е издание. – Т. 24. – М., 1976. – С. 235.

  5. Комарова, О.С. Мемориальные доски города Барнаула // Культурное наследие Сибири: Сб. науч. ст. Вып. 2 / Под ред. Т.М. Степанской. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. – С. 117-130.

  6. Котляров, Ю.С. Памятники Кузбасса [Текст] / Ю.С. Котляров, А.И. Мартынов, А.М. Титова, Ю.В. Барабанов. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980.- 168 с.

  7. Горелов, Ю.П. Госпитали Западной Сибири и деятельность их персонала по спасению раненых в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): дис... канд. истор. наук. /Ю.П. Горелов - Кемерово, 1991

  8. Горелов, Ю.П. и др. Памятники революции и гражданской войны в Кузбассе [Текст]: Материалы к Своду памятников истории и культуры СССР: Выпуск 2 / Ю.П. Горелов, Ю.В. Барабанов, В.М. Кимеев. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1991. - C. 81.

  9. Каталог памятников истории и культуры Кемеровской области / Отв. ред. Кулемзин А.М. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.– С. 6-15.

  10. Монументальный образ Кузбасса на страницах печати [Э/р] / Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова; Отделение краеведческих информационных ресурсов; ред.сост. А.А. Макобок.- Кемерово, 2008.

  11. Хранители истории [Э/р]: сборник / МУК «Централизованная библиотечная система» г. Кемерово, Центральная городская библиотека им. Н.В.Гоголя; [сост. Макарова О.А. Алехина С.А., Карманова Е.Н.]. – Кемерово, 2009.

  12. ГАКО Ф. р-18, оп. 6, д. 176, л. 48. Решение № 152 от 14 апреля 1965 г. исполкома Кемеровского горсовета депутатов трудящихся.

  13. ГАКО. Ф. р-18, оп. 6, д. 205, л. 145-146. О социалистических обязательствах и мероприятиях по достойной встрече 50-летия Советской власти трудящимися города. Постановление Бюро Кемеровского горкома КПСС и исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 14 апреля 1966 г.

  14. МУ «Городской архив г. Кемерово». Ф.1, оп. 1, д. 803, л. 170. Об увековечивании памяти умерших Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней. Решение № 26 исполнительного комитета Кемеровского городского Совета народных депутатов от 7 февраля 1985 г.

  15. МУ «Городской архив». Ф.1, оп. 1, д. 365, л. 57-61. О мерах по улучшению художественного оформления города. Решение № 87 исполнительного комитета Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1972 г.

  16. Салтыков, А.Б. Избранные труды / предисловие М. Некрасовой. - М.: Советский художник, 1962. - 727 с.

12

Библиографическая ссылка

Рысаева С.Ф. МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРОДА КЕМЕРОВО (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ – НАЧАЛО XXI ВВ.) // Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества.
URL: http://econf.rae.ru/article/7471 (дата обращения: 24.10.2021).



Сертификат Получить сертификат