Круглого стола «Ноосферная парадигма глобального развития общества» Московского экономического форума, 20 - 21 марта 2013 года
«Ноосферной парадигме устойчивого развития альтернативы нет!»
declarationRound table "Noosphere global paradigm of social development" of the Moscow Economic Forum, 20 - 21 March 2013"Noosphere sustainable development paradigm is no alternative!"
1. Необходимость нового взгляда на проблему устойчивого развития человечества
12 марта 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения величайшего гения ХХ века, мыслителя всемирно-исторического масштаба, ученого-энциклопедиста Владимира Ивановича Вернадского, завершающим итогом научного и культурно-философского творчества которого стало учение о ноосфере.
Эта дата, обращение к научному наследию В.И.Вернадского, к его учению о ноосфере, и проблема современного его развития в XXI веке, его пророческая мысль – «мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия» – определяют объективную необходимость и потребность нового взгляда на проблему устойчивого развития человечества.
Ноосфера по В.И.Вернадскому – это новое состояние Биосферы планеты Земля – планетарного Дома всего человечества, – в котором научная мысль человечества в ее планетарном выражении, вооруженная большой энергетикой хозяйствования (ее Вернадский называл «энергией культуры»), приобрела масштаб, по воздействию на Природу, разумной геологической силы эволюции.
Начиная с 50-х – 60-х годов ХХ века, человечество вступило в глубочайший экологический кризис, который, по ряду оценок, приобрел к концу ХХ века масштаб первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Человечество столкнулось не только с Пределами экономического роста, как квалифицировали глобальную ситуацию на основе своих моделей Д.Х. и Д.Л.Медоузы, Й.Рандерс, но и с экологическими пределами рыночно-капиталистической парадигмы развития вообще, с ее ценностями.
Б.Коммонер, известный ученый-эколог, в начале 70-х годов предупредил человечество, что технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества – экосистемы, и, следовательно, такую систему надо менять.
В 1991 году в докладе Мировому банку, подготовленному группой ученых и аналитиков под руководством известных ученых-экономистов-экологов Гудленда, Дейли и Эль-Серафи, был сделан вывод, что в экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок, как механизм развития, исчерпал себя. Близкие выводы-предупреждения имеются в трудах российских, белорусских и других ученых – В.А.Зубакова, В.П.Казначеева, В.А.Коптюга, Н.Н.Лукъянчикова, Н.Н.Моисеева, П.Г.Никитенко, В.Т.Пуляева, В.А.Соколова, А.И.Субетто, Л.К.Фионовой, А.П.Федотова, А.А.Яшина и других.
Звучали эти оценки и на Конференциях ООН по устойчивому развитию – в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на Саммите глав государств в Йоханнесбурге в 2002 году («РИО+10»), в Рио-де-Жанейро в 2012 году («РИО+20»), но они не вошли в официальные документы. Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун на Международной конференции по устойчивому развитию («РИО+20») в июне 2012 года заявил: «Планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса. Нам необходимо признать, что нынешняя модель глобального развития нерациональна. Необходимо найти новый путь продвижению вперед». К этому следует добавить мысль В.И.Вернадского, состоящую в том, что человек «есть неизбежное «проявление большого природного процесса», и что он, преобразуя собственную природу, преобразует и развивает дремлющие в себе физические, интеллектуальные и другие сущностные (ноосферные) силы.
2. Крах капиталократического мировоззрения хозяйствования. Ноосфера как новое качество Биосферы Земли
Что означает такой кризисный ход развития человечества за последние приблизительно 60-70 лет? Он означает, что глобальное воздействие плане-тарной научной мысли, воплощенной в современных интеллектоемких, информоемких и энергоемких технологиях, на глобальную экосистему в лице Биосферы Земли, приобрело катастрофический характер, который можно оценить как крах капиталоцентрического мировоззрения хозяйствования, ведущего к рыночно-капиталистическому экологическому самоуничтожению человечества. За первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы скрываются Глобальная Духовная, в целом – Антропологическая, Катастрофа.
Терпит экологический крах человек наживы, человек-потребитель, становление и развитие которого «питается» духовно-нравственными и финансовыми ценностями материального обогащения, алчности, индивидуализма, культа наслаждений и игрового поведения.
Следует признать правоту оценок Альбера Гора, сделанных им еще в начале 90-х годов ХХ века: «…все это свидетельство духовного кризиса современной цивилизации, порожденного ее внутренней пустотой и отсутствием великой духовной цели»; «Я пришел также к более глубокому пониманию самого устрашающего факта, из всех, с какими нам пришлось столкнуться в наш век: цивилизация способна уничтожить самое себя».
Неужели человечество «вдруг остановится и замрет на капиталистической организации мира, разрушающей Землю и человеческий дух» (А.П.Федотов), и канет в вечность вследствие своей экологической гибели в XXI веке?
На этом катастрофическом фоне, когда История, ее Закон Времени (П.Г.Никитенко), поставили под сомнение разумность и духовность человечества и его Будущее, ноосфера обретает новые смыслы.
Ноосфера – это новое качество Биосферы, в котором коллективный человеческий разум – общественный интеллект, встраиваясь в гомеостатические механизмы Биосферы, начинает выполнять функцию гармонизатора социобиосферных отношений и функцию управления социоприродной эволюцией, при соблюдении требований законов функционирования и развития Биосферы, – и в целом планеты Земля.
3. Устойчивое развитие человечества на рыночно-капиталистическом базисе невозможно
Устойчивое развитие человечества на рыночно-капиталистическом базисе хозяйственного природопотребления как в настоящее время, так и в перспективе невозможно.
Вот почему все решения мирового сообщества по переходу на механизмы устойчивого развития остаются «решениями на бумаге», а процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы продолжаются и грозят перерасти в социобиосферный коллапс, по ряду модельно-прогностических оценок, уже в третьем десятилетии XXI века.
При этом, в «головах» мировой финансовой капиталократии «зреют» планы перейти, в качестве стратегии экологического спасения, к Новому Мировому Порядку, в котором бы лица, владеющие самой большой концентрацией капитала в мире, господствовали бы над мировыми ресурсами, информационными сетями и «умами» людей, устанавливая своеобразный «новый рабовладельческий строй, где рабовладельцами будут бывшие ростовщики…, а рабами – остальные» (оценки ученого-экономиста В.Ю.Катасонова в его аналитической работе «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»). Такая стратегия утопична и есть отражение безумия своекорыстия на вершине финансового капиталовластия.
Современная наука развенчивает иллюзию устойчивого развития в рыночно-капиталистическом формате, за которую хватается мировая капиталократия. Капитализм подвергается критике, через экологические процессы, со стороны Природы.
Выход человечества из пропасти первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы требует гуманизма нового типа – ноосферного гуманизма, очеловечивания человека, возвышения качества его духа и его разума на уровень Ответственности за сохранение всего богатства жизни на Земле, которая в свою очередь требует нового – ноосферного – качества образования, науки, культуры, в целом духовно-нравственной системы, и соответственно – ноосферного качества форм хозяйствования человека на Земле и его социального развития.
4. Вопрос экологического спасения человека – это вопрос очеловечивания человека
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы означает, что наступившие пределы в развитии современного общества есть экологические Пределы рыночно-капиталистического человека, мотивируемого деньгами и прибылью. «Своекорыстие таит в себе безумие» – сказал великий русский философ Николай Александрович Бердяев 95 лет назад, в 1918 году. Мир капитализма в начале XXI века превращается в «безумный мир», обреченный на экологическую гибель.
Вопрос, поставленный всей Эволюцией Человечества на Земле, – это вопрос очеловечивания человека, поднятия его на высоту космопланетарной ответственности и разумности, ноосферной духовности и нравственности.
Человек есть причина погружения человечества в XXI веке в «пучину» возможной экологической гибели, в человеке кроется и исток его экологического спасения.
5. Устойчивое развитие человечества в XXI веке возможно только в системе оснований ноосферной парадигмы
Это означает, что устойчивое развитие человечества в XXI веке возможно только в системе оснований ноосферной парадигмы развития.
Речь идет о переходе к ноосферной парадигме развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке. В России и Беларуси созрели все необходимые предпосылки для такого перехода:
Первое: наличие Ноосферной научной школы в России и Беларуси и их трудов;
Второе: развернувшееся ноосферное научно-образовательное дви-жение, результатом которого стали: формирующееся ноосферное образова-ние и происходящий ноосферно-парадигмальный синтез научного знания;
Третье: происходящая вернадскианская революция в системе научного мировоззрения в России, Беларуси и в мире, как ответ на вызовы и императивы Эпохи Великого Эволюционного Перелома, которую переживает человечество.
6. XXI век – эпоха Ноосферного Прорыва
Фактически наступившие пределы означают Конец Стихийной Эволюции Человечества, исторического движения методом проб и ошибок. Мощный скачок в энергетике хозяйствования человечества на Земле в ХХ веке требует качественного скачка в управлении развитием человечества на гуманно-ноосферных основаниях, т.е. требует управления социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.
Мир человечества переживает эпоху смены парадигм Истории.
Марксовское определение подлинной истории получает ноосферное развитие. Будущая история становится подлинной, т.е. адекватной природе человека и Природе Земли, тогда, когда она обретает контуры управляемой социоприродной эволюции.
Императив выживаемости в XXI веке, таким образом, может быть реализован только как императив управляемости социоприродной эволюцией.
Это означает, что постановка самого устойчивого развития на спонтанно-стихийных основах человеческой истории утопична. Само устойчивое развитие требует нового качества Истории – ноосферного, а это и есть управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.
При реализации названных предложений следует учитывать возрастающее действие Закона Времени, определяющего объективную смену существующей формы поведения ноосферной логикой социально-экономического поведения людей на каждой региональной территории планеты «Земля» во имя сохранения ее и самого человека.
Таким образом, переживаемая человечеством эпоха есть эпоха Ноосферного Прорыва, смены Парадигм Истории, переход к Истории нового типа – управляемой, на ноосферной основе устойчивого развития, Истории.
Переход к новой парадигме Истории – это роды настоящего, действительного разума, освобождающегося от иллюзорных форм взаимоотношения с миром своего Бытия – Землей, Солнечной системой, Галактикой, Вселенной, в целом – Универсумом.
7. Весть, обращенная ко всему Миру человечества, – устойчивое развитие может быть только ноосферным
Итак, в России и Беларуси рождается Весть, обращенная ко всему Миру человечества:
«Ноосферной парадигме устойчивого развития альтернативы нет!».
Сможет экологически выжить на Земле только человек духовно богатый, чья духовность освящена миссией спасения жизни Биосферы на Земле.
И спасая Природу от себя самого – человека, агрессивного по отношению к Природе, бездумного потребителя, алчущего денег и наслаждений, – человек спасет и себя от экологической гибели.
Мысль русского писателя Максима Горького, высказанная им в начале ХХ века в пьесе «На дне», «Человек – это звучит гордо!», и слова классика белорусской литературы Янки Купалы «людьми называться» должны быть доказаны самим ходом Истории и человечества, и России, и Беларуси.
Ноосферная парадигма устойчивого развития, таким образом, требует общества социальной справедливости, Великого Отказа от тех ценностей – частной капиталистической собственности, рынка, индивидуализма, – которые ведут человека к экологической гибели!
Вопрошание Эриха Фромма «Быть или иметь?» XXI век переводит для человечества в вопрошание «Быть человеку на Земле на основе ноосферного развития, или погибнуть от своей экологической несостоятельности».
Россия и Беларусь, опытом всей своей Истории, духовно-культурными свершениями и научно-космическими открытиями, со своими ценностями Правды, Любви, коллективизма, общинности, соборности, культа справедливости и мудрости («софийности») бытия и хозяйствования на Земле, могут стать Лидером Ноосферного Прорыва человечества в XXI веке. И это время наступило.
150-летний Юбилей В.И.Вернадского, 2013-й год как «Год Вернадского» должны стать энергетическим импульсом к мобилизации духовно-интеллектуальных сил в этом направлении.
«Декларация обсуждена и поддержана на Заключительном Пленарном заседании Международной научной конференции «В.И.Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке» (Санкт-Петербург, 12 – 14 марта 2013 года).
Международная научная Конференция, состоявшаяся 12 – 14 марта 2013 года в Санкт-Петербурге, по проблеме «В.И.Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке» и заседание Круглого стола «Ноосферная парадигма глобального развития общества», состоявшегося 22 марта на Московском экономическом Форуме, поддерживают эту Декларацию и заявляют:
«Ноосферной парадигме устойчивого развития человечества, России и Беларуси, альтернативе рыночно – капиталистической системе в ХХI веке – ДА!».
От имени более 40 участников Круглого стола:
главный научный сотрудник «Российского научно-исследовательского противочумного института «Микроб» Адамов А.К. (г. Саратов), доцент Московского государственного технического университета им. БауманаБичев Г.Н. (г. Москва), генеральный директор Всероссийского Центра уровня жизни, профессор Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова, академик Ноосферной Общественной Академии Наук (НОАН) Бобков В.Н. (г. Москва), заведующий кафедрой устойчивого развития университета «Дубна», академик РАЕН Большаков Б.Е. (г. Дубна, Московская о.), главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, академик НОАНГолубев В.С. (г. Москва), Президент Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира, академик НОАН Гордина Л.С. (г. Москва), ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, академик НОАН Оноприенко В.И. (г. Москва), проректор Смольного университета РАО, Президент НОАН Субетто А.И. (г. Санкт – Петербург), директор Центра глобальных исследований факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Президент международной академии ноосферы, академик НОАН Урсул А.Д. (г. Москва), Президент Международного института Питирима Сорокина - Николая Кондратьева, академик НОАН Яковец Ю.В. (г. Москва).
21 марта 2013 года
Руководитель круглого стола Президент Ноосферной общественной академии наук А.И.Субетто;
Ученый секретарь круглого стола, руководитель Московского отделения Ноосферной общественной академии наук В.Н.Бобков
Head Roundtable President Noosphere Public Academy A.I.Subetto;Scientific Secretary of the round table, the head of the Moscow branch of the Noosphere Public Academy V.N.Bobkov
Оноприенко В.И. - публикатор Необходимость нового взгляда на проблему устойчивого развития человечества // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7531 (дата обращения: 22.11.2024).