Заочные электронные конференции
 
     
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Аверина С.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВА

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аверина С.А., преподаватель

Технический колледж ТГТУ, г.Тамбов

Информационные компьютерные технологии являются неотъемлемой часть процесса обучения. Электронные дидактические средства обучения, такие как электронные учебники, обучающие программы и тренажеры, электронные тестирующие задания успешно применяются на всех этапах современного урока литературы. Одним из эффективных средств обучения является и электронная презентация.

Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Разработка, создание и использование презентаций в образовательном процессе имеет много оснований, связанных, в первую очередь, с эффективностью обучения и стимулированием учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Электронные презентации сейчас создаются на базе программного продукта Microsoft PowerPoint, входящего в пакет офисных программ.

Обязательным условием создания электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Очень оживляют урок аудио- и видеофрагменты.

В разработку презентации входит:

  • определение концепции (идеологии, цели);

  • разработка структуры презентации;

  • разработка дизайна презентации;

  • обработка исходных материалов (сканирование, набор текстов, подбор графических материалов, оцифровка видео и т.п.);

  • программирование интерфейса, поисковой системы.

Использование электронных презентаций на уроках литературы различных типов (лекциях, практических, зачетных занятиях) имеет следующие цели:

  • актуализация знаний;

  • сопровождение лекции, объяснение нового материала;

  • закрепление знаний;

  • обобщение и систематизация знаний.

Так, этап актуализации знаний может проходить в форме беседы со студентами. Электронная презентация позволяет визуализировать вопросы беседы в слайды, но вопросы лучше представлять не в виде простого текста (что, собственно, не является целесообразным), а в виде видеоряда, рисунков и схем, требующих комментария и т.п.

Например, на этапе актуализации знаний при изучении темы «Серебряный век русской поэзии» я подготовила электронную презентацию (Рис. 1), позволяющую вспомнить изученный теоретический материал и осуществить подготовку к практическому занятию.

Рис. 1. Слайды из презентации «Серебряный век русской поэзии»

В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы.

Электронную презентацию также можно использовать в качестве средства для создания контролирующих тестовых заданий.

На лекционных занятиях использование презентации наиболее целесообразно. Она служит иллюстрацией к рассказу преподавателя. При изучении нового материала презентация является зрительной опорой и включает в себя наиболее краткую и важную информацию, необходимую для запоминания. В качестве информационного наполнения презентации могут быть использованы различные виды информации (текстовая, графическая, анимация, аудио и видео).

Так, для лекции по теме «А.Н. Островский. Сведения из биографии» мною была создана презентация в виде заочной экскурсии в усадьбу писателя Щелыково Костромской области (Рис.2), которая имела целью заинтересовать студентов материалом лекции, активизировать зрительное запоминание, повысить эффективность урока.

Рис. 2. Слайды из презентации «Усадьба Щелыково.

Дом-музей А.Н. Островского»

В качестве рекомендаций по применению презентаций на лекциях можно выделить следующие положения:

  • слайды презентации должны содержать только основные моменты лекции;

  • общее количество слайдов не должно превышать 20-25;

  • не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, так как внимание студентов будет сосредоточено именно на них а не на содержании слайда;

  • слайды должны быть продуманы с точки зрения цветового оформления, иметь правильную расцветку и хорошо читаться с экрана;

  • необходимо четко рассчитать время на показ того или иного слайда, чтобы презентация была дополнением к лекции, а не наоборот.

Укреплению мотивации обучения, повышению интереса к получаемой профессии способствует создание электронных презентаций самими студентами. При этом работа может быть индивидуальной, групповой и в парах. Данный вид работы способствует проявлению инициативности, заинтересованности в результатах работы, стимулирует творческую активность личности.

Основными этапами в создании презентации студентами являются:

  • самостоятельный поиск и подготовка материала;

  • создание слайдов презентации и их оформление;

  • демонстрация презентации.

В качестве материала для презентации студентам целесообразно использовать лекции предмета и помещать на слайды тезисы и основные вопросы лекции.

Работая в парах или в группе, студенты совместно осуществляют подготовку материала и создают свою презентацию. В процессе демонстрации созданной презентации один из студентов выступает в роли докладчика, другой выполняет операции на ноутбуке и мультимедийном видеопроекторе, третий может выступить в роли исполнителя стихотворений наизусть и т.п.

Таким образом, создание презентаций студентами - это действенный стимул для их самостоятельной работы и творческой самореализации.

Электронные презентации, созданные преподавателем к проведению своего урока, и презентации, созданные студентами по заданию преподавателя, способствуют более качественному проведению урока, повышают мотивацию к учебе, делают процесс обучения интересным и, самое главное, эффективным.

4

Библиографическая ссылка

Аверина С.А. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Информационные технологии в профессиональном образовании.
URL: http://econf.rae.ru/article/7545 (дата обращения: 22.01.2022).



Сертификат Получить сертификат