Информационные компьютерные технологии являются неотъемлемой часть процесса обучения. Электронные дидактические средства обучения, такие как электронные учебники, обучающие программы и тренажеры, электронные тестирующие задания успешно применяются на всех этапах современного урока литературы. Одним из эффективных средств обучения является и электронная презентация.
Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.
Разработка, создание и использование презентаций в образовательном процессе имеет много оснований, связанных, в первую очередь, с эффективностью обучения и стимулированием учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Электронные презентации сейчас создаются на базе программного продукта Microsoft PowerPoint, входящего в пакет офисных программ.
Обязательным условием создания электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Очень оживляют урок аудио- и видеофрагменты.
В разработку презентации входит:
определение концепции (идеологии, цели);
разработка структуры презентации;
разработка дизайна презентации;
обработка исходных материалов (сканирование, набор текстов, подбор графических материалов, оцифровка видео и т.п.);
программирование интерфейса, поисковой системы.
Использование электронных презентаций на уроках литературы различных типов (лекциях, практических, зачетных занятиях) имеет следующие цели:
актуализация знаний;
сопровождение лекции, объяснение нового материала;
закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Так, этап актуализации знаний может проходить в форме беседы со студентами. Электронная презентация позволяет визуализировать вопросы беседы в слайды, но вопросы лучше представлять не в виде простого текста (что, собственно, не является целесообразным), а в виде видеоряда, рисунков и схем, требующих комментария и т.п.
Например, на этапе актуализации знаний при изучении темы «Серебряный век русской поэзии» я подготовила электронную презентацию (Рис. 1), позволяющую вспомнить изученный теоретический материал и осуществить подготовку к практическому занятию.
Рис. 1. Слайды из презентации «Серебряный век русской поэзии»
В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы.
Электронную презентацию также можно использовать в качестве средства для создания контролирующих тестовых заданий.
На лекционных занятиях использование презентации наиболее целесообразно. Она служит иллюстрацией к рассказу преподавателя. При изучении нового материала презентация является зрительной опорой и включает в себя наиболее краткую и важную информацию, необходимую для запоминания. В качестве информационного наполнения презентации могут быть использованы различные виды информации (текстовая, графическая, анимация, аудио и видео).
Так, для лекции по теме «А.Н. Островский. Сведения из биографии» мною была создана презентация в виде заочной экскурсии в усадьбу писателя Щелыково Костромской области (Рис.2), которая имела целью заинтересовать студентов материалом лекции, активизировать зрительное запоминание, повысить эффективность урока.
Рис. 2. Слайды из презентации «Усадьба Щелыково.
Дом-музей А.Н. Островского»
В качестве рекомендаций по применению презентаций на лекциях можно выделить следующие положения:
слайды презентации должны содержать только основные моменты лекции;
общее количество слайдов не должно превышать 20-25;
не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, так как внимание студентов будет сосредоточено именно на них а не на содержании слайда;
слайды должны быть продуманы с точки зрения цветового оформления, иметь правильную расцветку и хорошо читаться с экрана;
необходимо четко рассчитать время на показ того или иного слайда, чтобы презентация была дополнением к лекции, а не наоборот.
Укреплению мотивации обучения, повышению интереса к получаемой профессии способствует создание электронных презентаций самими студентами. При этом работа может быть индивидуальной, групповой и в парах. Данный вид работы способствует проявлению инициативности, заинтересованности в результатах работы, стимулирует творческую активность личности.
Основными этапами в создании презентации студентами являются:
самостоятельный поиск и подготовка материала;
создание слайдов презентации и их оформление;
демонстрация презентации.
В качестве материала для презентации студентам целесообразно использовать лекции предмета и помещать на слайды тезисы и основные вопросы лекции.
Работая в парах или в группе, студенты совместно осуществляют подготовку материала и создают свою презентацию. В процессе демонстрации созданной презентации один из студентов выступает в роли докладчика, другой выполняет операции на ноутбуке и мультимедийном видеопроекторе, третий может выступить в роли исполнителя стихотворений наизусть и т.п.
Таким образом, создание презентаций студентами - это действенный стимул для их самостоятельной работы и творческой самореализации.
Электронные презентации, созданные преподавателем к проведению своего урока, и презентации, созданные студентами по заданию преподавателя, способствуют более качественному проведению урока, повышают мотивацию к учебе, делают процесс обучения интересным и, самое главное, эффективным.
4
Библиографическая ссылка
Аверина С.А. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Информационные технологии в профессиональном образовании.
URL: http://econf.rae.ru/article/7545 (дата обращения: 30.12.2024).