Педагогическая роль музея истории техникума в структуре СПО Борисоглебского городского округа
Актуальность темы обусловлена тем, что ведущими инновационными направлениями развития профессионального образования в России в части содержательной стороны образования многие специалисты считают гуманитаризацию образования и удовлетворение образовательных потребностей личности, как главного действующего лица и действующей силы свободного движения общества, на протяжении всей жизни. Одной из приоритетных задач российской системы образования в целом является ориентация на общекультурное развитие обучающихся. Это утверждение подтверждено Законом РФ «Об образовании» (ред. 2012 г.), где записано: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (ст.68 ФЗ «Об образовании»).
Из этих приоритетов складывается направленность социокультурной деятельности учреждений среднего профессионального образования и культуры, в том числе музеев, которая может быть сформулирована следующим образом: в результате специфического музейного педагогического воздействия должна быть сформирована личность, обладающая общекультурными, социальными и профессиональными качествами и компетенциями.
Исследования социокультурной деятельности российских и зарубежных музеев позволяют говорить о том, что ведущим направлением и целью работы современных музеев становится образовательная деятельность и музейная педагогика. Это утверждение в полной мере относится и к муниципальному учреждению культуры Борисоглебского городского округа Борисоглебскому историко-художественному музею, который недавно отметил свой вековой юбилей, к музею истории техникума.
Коллектив техникума – преподаватели, студенты всегда бережно и с трепетом относились к традициям своего учебного заведения. По крупицам собирали материал о своем учебном заведении, его преподавателях и студентах.
Главная цель, которую мы преследовали при создании музея – формирование мировоззрения, культуры и духовности личности студента, воспитания гордости за историю своего учебного заведения, своего края, своей малой Родины.
Основным признаком музея техникума, как и любого музея вообще, является собрание подлинных музейных предметов. Основными направлениями деятельности музея истории техникума является поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская деятельность, а также переписка, как с музеями учебных заведений, так и историко-краеведческими музеями, с Федеральным музеем профессионального образования (г. Подольск).
Музей техникума возник в результате поисковой работы, что позволило собрать достаточно материала музейного значения.
Необходимо помнить, что только сбор подлинных вещевых, письменных, изобразительных памятников эпохи дает основание для создания музея. Это требование обязательно и для музея истории техникума. Подтверждением сказанному является тот факт, что однажды студент первого курса принес в музей газету «Голос пахаря» 1929 года.
В ней мы обнаружили небольшое объявление, в котором говорилось о том, что в Борисоглебске открывается тракторный техникум. Радости не было предела. У нас появился исторический документ, подлинник. Это было для нас находкой.
В настоящее время этот документ хранится на самом почетном месте в экспозиции музея, рядом с первым приказом, в котором перьевой ручкой прописаны первые 40 человек, принятых на обучение в 1930 году в январе месяце.
Вся история Борисоглебского сельскохозяйственного техникума по-своему уникальна: это настоящая кузница кадров для села, для тех, кто решил связать свою судьбу с агропромышленным комплексом.
Менялись эпохи, менялись руководители, как государства, так и техникума, но своих традиций техникум не менял. Он готовил и готовит кадры для сельского хозяйства. В стенах техникума учились не только представители Воронежской, Тамбовской, Волгоградской областей, но и Саратовского края.
Музей истории техникума ведет научно-исследовательскую работу, по результатам которой проводятся научно-теоретические конференции с приглашением ученых, краеведов, выпускников техникума.
Так в 2005 году прошла научно-теоретическая конференция на тему «Не рвется связь времен», в которой приняли участие кандидат педагогических наук, доцент, руководитель научно-методической фирмы «Полярная звезда» Голованов В.М., докторант Санкт-Петербургского университета Мельников П.И.. К конференции была приурочена презентация брошюры «Кузница кадров для села».
В 2006 году совместно с библиотекой техникума и отделением «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» проведена научно-практическая конференция «Техникум вчера, сегодня, завтра», совпало проведение конференции с 60-летием образования отделения.
В октябре 2007 г. на базе техникума была проведена XIV межрегиональная научная конференция «Россия: проблемы истории, методологии и историографии», приуроченная к 70-летию академика Виталия Борисовича Виноградова. Инициаторами проведения конференции были Президент Международной академии наук Кузеванов Леонид Иванович (г. Балашов) и доктор истории, профессор, член-кор. Международной академии наук Голованов Виктор Михайлович.
В сентябре 2008 года состоялась XV межрегиональная научная конференция «Россия: проблемы истории, методологии и историографии», посвященная 70-летию доктора истории, профессора, член-корреспондента Международной академии наук Голованова Виктора Михайловича. В этом же году совместно с библиотекой техникума прошла научно-практическая конференция «Открывая книгу – открываем мир». В мае 2010 года совместно с Воронежским отделением Международной академии наук была организована Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы истории и регионоведения», посвященная 10-летнему юбилею отделения и 20-летию возрождения Российского казачества. В ноябре 2010 года совместно с Советом по научной и инновационной деятельности техникума, кабинетом истории была проведена научно-теоретическая конференция «Выдающийся реформатор Российской империи – Петр Столыпин». В 2012 году музей истории техникума и Совет по научной и инновационной деятельности провели научно-теоретическую конференцию студентов «Отечественная война 1812 года и современное общество: 200 лет истории». По решению Совета по научной и инновационной деятельности совместно с музеем осуществлен Проект проведения года Германии в России и России в Германии 2012/2013 гг. Под девизом «Германия – Россия: вместе создавать будущее» прошли научно-практическая конференция по итогам практики студентов в Германии (декабрь 2012 г.) и научно-теоретическая конференция студентов (февраль 2013 г).
Все это свидетельствует о том, что музей истории техникума поддерживает связи с научной общественностью, приобщает молодежь к науке.
Музей также осуществляет издательскую деятельность. Так в 2007 году нами была выпущена брошюра «Не зная прошлого, нет будущего. Сельское хозяйство в прошлые века» (краткая библиография специальной литературы XIX-XX веков из фондов музея истории техникума). В 2010 году увидело свет научно-популярное издание «Сельское хозяйство Борисоглебского уезда в дореволюционный период». В 2013 году в преддверии празднования 70-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года вышло в свет 2-е, дополненное издание «Человек в отечественной истории» (о выпускниках, преподавателях, участниках Великой Отечественной войны). По инициативе директора техникума Курбанова А.С. создан антикварный отдел, где собраны раритетные издания по сельскохозяйственной тематике. Создание данного фонда не сиюминутная прихоть. Это необходимо для того, чтобы студенты, преподаватели видели преемственность поколений, могли заниматься проблемами исследований в области сельского хозяйства, истории. Так на основе имеющегося репринтного издания 1888 года «Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени» С-Петербург. Автором данной статьи был опубликован материал «Из истории правительственных мероприятий пореформенной России в области сельскохозяйственного образования» в сборнике трудов I Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: история, филология, философия, искусствоведение, культурология» при Международном исследовательском центре «Научное сотрудничество» (г. Ростов-на Дону, 2012 г.).
Музей ведет переписку с бывшими выпускниками техникума, другими учебными заведениями. Так в сентябре 2007 года состоялась встреча с выпускником техникума 1963 года, кандидатом технических наук Волкодаевым Борисом Васильевичем (г. Мытищи-6).
В мае 2008 года состоялась встреча с выпускником техникума 1967 года, Главным редактором, Генеральным директором ООО «Редакция газеты «Коммуна» г. Воронеж, Жихаревым Виталием Ивановичем. В октябре 2008 г. Жихаревым В.И. была любезно представлена фотовыставка собственных работ под названием «Мир в объективе».
В июне 2008 года совет музея истории техникума организовал выставку из фондов музея истории техникума под названием: «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум. Люди и судьбы», рассказывающей о выпускниках техникума разных лет, преподавателях, студентах.
В 2010 г. прошла фото выставка «Прихоперье – любовь моя…» руководителя школьного музея села Третьяки Мерзликина Ивана Павловича. Теперь, когда Иван Павлович покинул нас навечно, в музее техникума осталась на память одна из его фотографических работ, подаренная им в момент встречи.
В настоящее время, когда все вокруг нас меняется, как в калейдоскопе, приходится менять и формы работы музея. Нами проводятся музейные уроки, уроки экскурсии для студентов техникума, учащихся школ, слушателей курсов Центра занятости населения. Таким образом, мы стараемся привлечь студенческую молодежь к пропаганде истории своего техникума, его выпускников. Привить им любовь к родному краю, учебному заведению.
Совет музея, а в него входят не только преподаватели, но и студенты, совместно с преподавателями-программистами, и не без идейной подачи директора техникума Курбанова А.С. подготовил проект интерактивного музея. В 2010 году студентка Бужурак Мария приняла участие в IV Открытом региональном творческом конкурсе «Гордость моего родного края» в номинации «Мой школьный музей» и стала призером, получив Диплом. Сейчас ведется работа по систематизации фондов. Это связано с тем, что, имея небольшое помещение, мы не можем все показать, выставить в экспозиции. Создав интерактивный музей, мы тем самым расширим рамки возможного. Интерактивный музей даст возможность расширить целевые аудитории (родителей, детей, молодежи, студентов).
Процесс формирования личности обучающихся средствами социокультурной деятельности музея будет эффективным при выполнении ряда социально-педагогических условий:
- интеграции социокультурной деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс учреждения среднего профессионального образования;
- продуктивного информационно-педагогического взаимодействия музейных педагогов и студентов;
- учебно-методического и педагогического сопровождения социокультурной деятельности музеев учреждений среднего профессионального образования;
-активного включения студентов в социокультурную музейную деятельность;
- приоритетности установки на самореализацию личности студента среднего профессионального образования.
Таким образом, необходимо доказать, что внедрение социокультурной деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс учреждения среднего профессионального образования способствует гармоничному развитию и становлению личности студента.
Таков меняющийся музей в меняющемся мире. Уверены, что связи Борисоглебского сельскохозяйственного техникума, его музея через трансляцию делового, творческого, краеведческого партнерства будут расширяться.
Библиографическая ссылка
Костенко А.Ф. Педагогическая роль музея истории техникума в структуре среднего профессионального образования Борисоглебского городского округа // «Актуальные вопросы культуры и искусства: история и тенденции развития». Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры приглашает Вас принять участие в работе Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы культуры .
URL: http://econf.rae.ru/article/7566 (дата обращения: 30.12.2024).