Мы живем и работаем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя, сегодня он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю в наше время необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.
Применение компьютерных технологий в системе обучения имеет положительные стороны, а именно:
- позволяет видоизменить весь процесс преподавания, реализовав модель личностно-ориентированного обучения;
-интенсифицировать занятия;
- способствует совершенствованию системы самоподготовки обучающегося;
- расширяет возможность углубленного образования;
- предоставляет большие возможности в развитии творческого потенциала как учащегося, так и учителя.
На сегодняшний день в нашей стране развитие практического применения в образовательной деятельности как компьютерных и сетевых технологий вообще, так и поисковых возможностей Интернета находится в зачаточном состоянии. Это связано, в основном, с общей компьютерной безграмотностью педагогов, особенно старшего поколения. Основной причиной этого, на мой взгляд, является то, что на начальных этапах усвоения основ компьютерной грамотности необходимо длительное «общение с компьютером», т.е. необходимо время – именно то, чего у современного педагога и нет в связи с большой загруженностью (а именно: не только ведением учебного процесса, но и заполнением большого количества документации).
Многие педагоги на сегодняшний день не могут осознать того, что при активном использовании компьютерных программ они значительно сократят время, потраченное на:
составление отчётов (благодаря таким программам как Microsoft Excel, а также электронному дневнику, которые позволяют автоматически составлять данные отчёты);
проверку уровня знаний обучающихся (благодаря тестам в режиме онлайн и интерактивным диктантам и тестовым заданиям);
подготовку материалов к урокам, к различным внеурочным мероприятиям, конкурсам, олимпиадам, проектам (благодаря большому количеству готовых презентаций на различные темы).
Хочется вспомнить фразу «учитель – это тот человек, который учится всю жизнь». Важным критерием успешности работы учителя в настоящее время становится его самообразование, целью которого является овладение педагогами новыми различными методами и формами преподавания. Благодаря современным компьютерным технологиям учитель имеет возможность более доступно, ярко, красочно, интересно преподнести изучаемый на уроке материал. Используя Интернет-ресурсы, учитель имеет возможность разнообразить уроки.
На такие уроки ребёнок идёт с большим удовольствием, материал усваивается обучающимися наиболее продуктивно. Использование технических средств таких как мультимедийный проектор, интерактивная доска позволяет выполнить больший объём заданий, а значит, и дать обучающимся возможность эффективно и разнообразно закрепить полученный материал на практике при помощи интерактивных диктантов, тестов, игр и т.п. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, проводить различные игры, создавать презентации и т.д.
Разработанные программы, дающие ребёнку возможность увидеть результат своих знаний сразу после выполнения заданий, заинтересовывают детей. Обучающиеся, приходя домой, помимо обязательного домашнего задания, в большинстве случаев пытаются выйти на рекомендованные учителем сайты и проверить уровень своих знаний самостоятельно как по определённой теме, так и в целом по какому-либо предмету. Современные обучающие программы-тренажёры, которые могут быть легко найдены в открытом доступе Интернета или созданы самим учителем, помогают привлечь обучающихся к самообразованию.
Следует также отметить, что применение учителем в образовательном процессе домашних заданий в виде определённых компьютерных проектов, для создания которых необходимо использование ресурсов сети Интернет, позволяет заинтересовать обучающихся в поиске, обработке и анализе необходимой информации.
Благодаря электронному взаимодействию «учитель-ученик» (электронная почта), которое относится к средствам дистанционного доступа, возможно осуществление индивидуального похода к обучающимся, а именно позволяет пользователям (учителю, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Электронная почта даёт возможность учителю избавиться от большого количества бумажных носителей информации (рефератов, докладов, сообщений). Целесообразно также использование электронной почты для дистанционного проведения лекций, консультаций и т.п. Обмен электронными письмами позволяет обучающимся проверить свою письменную речь, умение выразить себя, запросить дополнительную информацию у учителя. Посредством электронной почты учитель может также контролировать письменные домашние задания. Современной молодёжи намного интереснее написать сочинение в электронном варианте и отправить его по E-mail учителю, чем писать это сочинение в тетради.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день уже недостаточно лишь применять на уроках только презентации и работу с интерактивной доской. В современном образовательном процессе учитель должен также систематически применять в своей работе Интернет-технологии.
Анализ современных информационных источников и практический личный опыт показал, что на данном этапе развития образовательного процесса и государство, и общественность в лице педагогов и родителей проявляет заинтересованность в решении данной проблемы. Выход в свет новых нормативно-правовых актов по школьному образованию, разработка требований, предъявляемых к подготовке будущих учителей, внедрение программ профессиональной переподготовки педагогов позволит нам улучшить процесс обучения и облегчить тяжелый период модернизации школьного образования.
Анализируя опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках, можно с уверенностью сказать, что их применение позволяет:
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучающихся;
Подводя итог, можно отметить, что применение Интернет-технологий открывает большие перспективы в образовании, но необходимо также понимать: использование только Интернет-технологий на уроке не решит всех проблем. Следует не забывать, что роль живого слова учителя очень велика, и соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объёме». Преувеличивать значение Интернет-технологий в учебном процессе не стоит, так как перекос системы в одном направлении уменьшает её стабильность, ухудшает эффективность. Мера и сбалансированность во всём - вот залог успешной учебно-воспитательной работы.
5
Библиографическая ссылка
Рожкова М.Ю. Роль компьютерных технологий в образовательном процессе // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7576 (дата обращения: 23.11.2024).