Заочные электронные конференции
 
     
Бисероплетение как средство развития творческих способностей школьников
Петухова А.В., Муромцева О.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Петухова А.В

Муромцева О.В.

Бисероплетение как средство развития творческих способностей школьников

В основу методики развития творческих способностей положен принцип, основанный на взаимодействии педагога и учащихся. В процессе совместной деятельности на занятиях одной из главных задач педагога является создание комфортных условий, которые позволят стимулировать творческую активность ребёнка, приведут к формированию эстетического восприятия действительности и разовьют интерес к творческой деятельности.

Под обучением творчеству понимают реализацию потребности школьников в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, самоутверждении. Поэтому педагог должен учитывать такие факторы как индивидуальные особенности детей, их интересы, уровень подготовленности, творческие способности и задатки и т.д. Развитие способностей средствами декоративно-прикладного искусства позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное.

В целом декоративно-прикладное искусство как нельзя лучше способствует формированию творческого начала у школьников. В их работах встречаются те же закономерности, что и в произведениях народного искусства: чёткость форм, локальность цветов, яркость и насыщенность красок, цельность изображения. Ещё одной особенностью декоративно-прикладного искусства, которая делает занятия интересными и притягательными для школьников, является разнообразие техник, видов и жанров.

Чтобы достичь поставленной цели, то есть развить творческие способности школьников, необходимо совершить ряд упорядоченных действий, называемых в педагогике методами.

Методы обучения – это один из важнейших компонентов учебного процесса. С их помощью педагоги решают образовательные и воспитательные задачи, помогают школьникам усвоить и закрепить учебный материал, сформировать базовую культуру личности школьника. В педагогической науке существует множество разнообразных методов, которые, сочетаясь в акте учебной деятельности, способствуют развитию творческих способностей школьников. Методы тесно связаны между собой и переплетаются друг с другом в учебно-воспитательном процессе.

Можно выделить методы, которые в большей степени способствуют развитию у школьников творческих способностей:

  • метод убеждения. С его помощью педагог формирует у детей творческие качества посредством разностороннего воздействия на их чувства и мысли;

  • упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения задач творческого характера. В его ходе у детей вырабатываются привычки в труде, происходит закрепление полученных умений и навыков, вырабатываются навыки культуры поведения;

  • метод проблемных ситуаций, основывается на побуждении детей к творческим и практическим действиям;

  • метод побуждения к сопереживанию используется в педагогическом процессе для формирования эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире;

  • методы стимулирования применяются с целью усиления эффективности деятельности и получения качественных результатов работы. Они направлены на то, чтобы вызвать заинтересованность к предмету деятельности, ведь наличие сильной мотивации ведёт к желанию действовать энергично, достигать поставленной цели;

  • методы эмоционального стимулирования;

  • методы развития познавательного интереса;

  • методы формирования ответственности и обязательности;

  • методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Многими учёными-педагогами было замечено, что монотонный труд препятствует креативной деятельности и сковывает познавательную свободу, поэтому творческая активность ребят находится в прямо пропорциональной зависимости от методов, средств и форм, которые предлагает учитель. Для этого необходимо внести коррективы в многообразие средств подачи материала и включать в практику обучения наиболее действенные методы.

Бисер – это очень интересный материал для рукоделия, поскольку в нём кроется множество идей для творчества. У детей, с удовольствием выполняющих задания, формируются творческие навыки и креативное мышление. Но занятия бисером – это тонкая, кропотливая работа, которая требует терпения и аккуратности. При освоении этого вида декоративно-прикладного искусства, школьники воспитывают в себе самостоятельность, эстетический вкус, художественное восприятие действительности, тонкое восприятие красоты, развивают фантазию и чувство ритма.

Бисероплетение - это удивительное занятие, которое несёт в себе много пользы, и поэтому в структуру кружковых занятий необходимо включать наиболее эффективные приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства, которые могут стать полезными не только в творчестве. На наш взгляд, деятельность подобного рода благотворно сказывается ещё и на общем развитии ребёнка.

Работа по декоративно–прикладному искусству, которая проводится на кружковых занятиях, позволяет успешно справляться с задачами по развитию творческого начала, свободы детей, потому что в процессе изготовления различных изделий из бисера ребята постоянно сталкиваются с технологическими трудностями, требующие творческого подхода и нестандартных решений.

Начиная с самых азов знакомства с бисером, мы проследили, какое влияние он оказывает на развитие детей. Например, работая в технике параллельного низания, разбираясь с бусинками, нанизывая на леску, считая их количество, школьники развивают внимание, мелкую моторику рук, которая взаимодействует с воображением, координацией, двигательной памятью и речью.

При разглядывании мелких деталей и сопоставлении цветов в изделии ребёнок тренирует остроту зрения и учится тонко различать оттенки, у него развивается зрительная память.

Опираясь на уже имеющийся опыт работы с бисером, знания, полученные от учителя, школьник при выполнении задания старается привнести что-то новое в своё изделие. Это способствует развитию у ребёнка творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

Овладение различными приемами бисероплетения: низание петельками, дугами, параллельное низание, стимулирует у школьников самостоятельную деятельность и, как следствие, раскрытие творческого потенциала личности.

В процессе работы, когда ребенок уже продумал схему изделия, цветовую гамму, в которой оно будет выполнено, он имеет представление о конечном виде этой вещи. Посредством этого комплекса действий у ребенка развивается пространственное и логическое мышление.

Формирование художественного воображения происходит тогда, когда учащийся знакомится с произведениями декоративно-прикладного искусства: различными изделиями, выполненными в технике бисероплетения, учится их анализировать, выявлять положительные и отрицательные стороны. Также в процессе обучения этому виду декоративно-прикладного искусства закладываются основы эстетического вкуса и восприятия, поскольку эта работа непосредственно связана с цветовосприятием, гармонией и композицией.

По мере развития творческих способностей школьников с помощью средств бисероплетения дети переоценивают уровень имеющихся знаний, у них повышается самооценка и уверенность в своих возможностях, что влечет за собой повышение творческой активности.

Работа с бисером – занятие, которое даёт возможность получить вещи невероятной красоты, но оно требует внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает умение сосредоточенно работать и на протяжении длительного времени повторять одинаковые движения.

Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.

Библиографическая ссылка

Петухова А.В., Муромцева О.В. Бисероплетение как средство развития творческих способностей школьников // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7740 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат