Заочные электронные конференции
 
     
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЖЕНЩИН В СФЕРУ УПРАВЛЕНИЯ СССР В 1950-1980 е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ЮГА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Медведкина Евгения Ивановна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Медведкина Е.И.

Магистрант, Институт истории и права ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Россия

государственная политика привлечения женщин в сферу управления СССР в 1950-1980 е гг.

(на материалах Юга Красноярского края)

Аннотация: В процессе исследования были выявлены основные направления деятельности КПСС и Советов, нацеленной на максимальное вовлечение женщин в политическую жизнь СССР в 1950–1980 гг. Выделены факторы, препятствующие адекватному представительству женщин в сферах политики и управления.

Ключевые слова: Коммунистическая партия Советского Союза, государственная политика, общественное управление, политическая активность советских женщин, однопартийная система.

Под государственной политикой по вовлечению женщин в сферу управления понимается деятельность властных структур, направленная на равноправное представительство мужчин и женщин в органах законодательной и исполнительной власти, привлечение женщин к управлению производственными и трудовыми коллективами в экономической и социальной сферах жизни общества [13, с. 90].

В 1937 г. начала внедряться неофициальная партийная разнарядка на участие женщин в выборных органах власти всех уровней [6, с.17]. Среди депутатов Верховного Совета СССР того периода они составляли 30 %, местных советов - около 40% [12, с. 178]. В 1960 г. процент женщин в представительных органах власти колебался от 27 в Верховном Совете СССР до 41 в районных Советах депутатов трудящихся. Подобное процентное соотношение держалось вплоть до 1989 года [13, с. 98].

Среди членов КПСС женщины, с начала изучаемого периода были в меньшинстве (таблица 1), но благодаря деятельности женотделов и специальной политики их численность изменялась от 6% в 1917 г. до 13-14% в 1930-е гг. с тем, чтобы приблизиться к концу советского периода к уровню 1/3 (в 1985 - 29%).

Таблица 1.

Процент членства женщин в КПСС и ЦК КПСС[3, с. 15]

Годы

1939

1946

1952

1961

1971

1977

1981

1988

КПСС

14.5

18.7

19.0

19.5

22.2

24.7

26.0

29.3

ЦК КПСС

2.2

*

3.1

3.3

3.8

3.3

4.0

4.4

Численность женщин в Красноярской краевой парторганизации также увеличивалась - в 1941 г. составляла 2513 человека, в 1942 г. - уже 4998, в 1943 г. - 7631, 1944 г. - 7592, 1945 г. - 8690 [11, с. 67]. Таким образом, произошло количественное увеличение более чем в 3,7 раз. При этом возрос и удельный вес женщин в составе коммунистов края - с 13,1% в 1941 г. до 24,6% в 1945 г. [2, д. 3720, л. 20 – 22]. Обращает на себя внимание тот факт, что в Красноярском крае этот показатель был выше, чем в целом по стране, где в 1945 г. среди коммунистов женщин насчитывалось только 18,7% [2, д. 3720, л. 23].

За период 1946 – 1966 гг. в ВКП(б)(с 1952г. — КПСС) вступило 1515846 женщин, с 1967 по 1989 гг. еще 1725878 [9, д. 6900, л. 58 - 59]. Но их доля среди коммунистов Красноярского края за это время увеличилась незначительно - с 18,7% - 1946 г. до 20,6%. – 1985 г. [4, с.103 – 104]. И это при том, что они со­ставляли 55% населения страны, и 53 % населения края [4, с. 103]. Из таблицы 2 видно как колебался процент женского состава партии с 1946 по 1985 гг. рост числа женщин членов партии приходится на 1975 – 1980 гг. С 1975 г. после объявления ООН десятилетия женщин, государственные и партийные органы особое внимание уделяли привлечению женщин в партию. Практически были снижены цензы для вхождения женщин в КПСС [5, с. 89].

Таблица 2.

Численность женщин в составе Красноярской краевой партийной

организации в 1946 -1985 гг. [10, д. 498 – 499]

Год

Всего коммунистов

Из них женщин

%

1946

67188

10552

15,7

1950

88015

20042

22,8

1955

78852

18206

23,1

1960

113337

24455

21,6

1970

152229

34221

22,6

1975

209709

89694

42,7

1980

260859

90298

34,6

1985

299590

87094

29,0

Таким образом, численность женщин-коммунистов изучаемого региона в 1945 – 1980 гг. в составе краевой парторганизации увеличилась на 79746 человек. А их доля среди общего числа коммунистов уменьшилась к 1980 г. на 6,8 %. Этот процесс был связан с сокращением доли женщин среди принятых в члены партии с возрастанием численности муж­чин-коммунистов, занятых в народном хозяйстве, в связи с развитием Саянского ТПК. Однако влияние на рассматриваемые процес­сы, помимо указанного, оказали целый ряд факторов, в том числе решение партийных органов о более тщательном подходе к приему новых членов [7, с. 53]. Доля женщин в рядах ВКП(б) – КПСС на протяжении всего изучаемого периода была ниже, чем мужчин, и колебалась в пре­делах 15 – 32 %. Но в отличие от мужчин, представительницы слабого пола, как оказалось, были более стойкими и дисциплинированными коммуниста­ми: в 1952 г. за различные нарушения из партии было исключено в Красноярском крае 612 человек, из них 74 женщины (12%), в 1953 г. 755 человек – 54 женщины (7%), в 1967 – 378 человек – 12 женщин [2, д. 171, л. 194]. В дальнейшем число исключенных женщин из рядов партии колебалось, а после 1980 г. женщины самостоятельно покидали ряды партии по разным причинам.

Большую озабоченность у руководства краевой партийной организации вызывал процент женщин среди представителей номенклатуры. Руководители краевого исполкома, райкомов и горкомов практически не создавали необходимого резерва на выдвижение из представительниц слабого пола в органы государственной власти. Всего 11,3% составляла доля женщин из общего числа лиц, входящих в номенклату­ру, за весь изучаемый период. Изменить ситуацию в крае могла трансформация системы централизованного политического образования номенклатурных работников. Одним из источников подготовки руководящих кадров была Красноярская краевая партийная шко­ла (двухгодичная, а впоследствии, трехгодичная), открывшаяся в 1938 г. Ее выпускники распределялись на партийную, советскую или хозяйственную ра­боты, кроме того, действовали девятимесячные курсы подготовки и перепод­готовки кадров. Удельный вес женщин среди слушателей партшколы дос­тиг максимума в 1949 г. — 66% [4, с. 45 - 49], но в последующем пошел на снижение, до 32 % в 1970 г., 24 % - 1980 г. [4, с. 51].

За 1980 – 1985 гг. партийные, советские, профсоюзные и другие обществен­ные организации Красноярского края, РСФСР, существенно активизировали массово-политическую работу среди представительниц слабого пола. В 1980 г. в Красноярском крае было принято постановле­ние «О недостатках в выдвижении женщин на руководящую работу», кото­рое было обсуждено на заседаниях районных и городских комитетов партии. В нем были определены конкретные меры по политической работе среди женщин, по разъяснению им важнейших постановлений партии и правитель­ства, по более широкому вовлечению их в общественную работу и общест­венное производство, а также по улучшению работы по выдвижению и вос­питанию руководящих кадров среди женщин, большему вовлечению женщин в работу производственных совещаний и общественных комиссий.

Центральный Комитет КПСС в своем обращении к советским женщинам 8 марта 1983 г. призвал партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские органы смелее выдвигать женщин на руководящую работу, больше внимания уделять проблемам женщины-труженицы, женщины-матери, оберегать равноправие, честь и достоинство советской женщины [15, с. 1]. Однако по-прежнему выдвижение женщин на руководящую партийную рабо­ту встречало серьезные трудности. Недооценка женщин как руководителей являлась следствием недопонимания отдельными руководящими органами и работниками политики партии в отношении женщин.

В дальнейшее время складывалась еще более неприглядная ситуация, которая была признана даже ЦК КПСС. Так в 1985 – 1990 гг. в официальных документах отмечали факт не просто отстранения женщин от реального и широкого участия на верхних и средних уровнях управления обществом, но более того: процесс их «вытеснения» с ранее завоеванных позиций: не стало женщин - секретарей центральных комитетов компартий союзных республик. Эта ситуация была усугублена на местах, где женщины играли еще меньшую роль в партийных органах. Постепенно сокращалось не только количество женщин в партийной организации, но и возможность занимать ключевые и значительные посты. Так в 1986 году только 5 женщин занимали должность 2 секретаря ГК и РК КПСС в городах и районах юга Красноярского края, в 1989 г. – 3 женщины. Прошедшая в 1990 г. отчетно-выборная кампания в партии также свидетельствует об утрате позиций женщин в КПСС, о сокращении их числа на 1 - 3% среди секретарей, заместителей секретарей, членов парткомов и бюро первичных и цеховых организаций. Так, среди секретарей первичных партийных организаций юга Красноярского края число женщин сократилось с 38,3% (1980 г.) до 34,4%, в составе парткомов с 24,8% (1980 г.) до 22,1%, партбюро с 32,3% (1980 г.) до 30,4%; секретарей и заместителей секретарей первичных парторганизаций, где нет парткомов и партбюро с 39,4 до 26,4%.[5, д. 5093, л. 56 – 58] Уменьшилось число женщин-делегатов районных, городских и окружных партийных конференций с 32,4% (1980 - 1985 гг.) до 28,9%; женщин-делегатов областных, краевых, горкомов с правами обкомов с 31,6 до 28,9%. Снизилась их активность в прениях. Их меньше выступило в прениях по докладам: 24,5% против 30,6% (Избрано перед ХХVII съездом КПСС ноябрь 1985 - январь 1986 г.) [2, д. 5093, л. 59].

Другим важным направлением кадровой государственной политики во второй по­ловине 1940 – первой половине 1980-х гг. стало привлечение в них на работу женщин в Советах. Указанные выше недостатки в кадровом составе, наличие вакант­ных мест, тот факт, что женщины составляли большую часть населения страны, ставили вопрос о привлечении женщин на одно из первых мест.

Послевоенное десятилетие оказалось чрезвычайно сложным периодом в деятельности советских организаций. Это объясняется объективными причинами: гибелью части советских и партийных работников на фронтах войны (так, в составе местных Советов депутатов трудящихся страны к концу 1947 г. осталось всего 42,9 % депутатов, избранных в 1939 г.), недостатком квалифицированных специалистов, большой текучестью кадров (особенно в низовых советах, где на работу, как правило, назначались «не вполне трудоспособные» люди), и, наконец, проблемой организации подготовки и квали­фицированного отбора новых работников. Главным источником пополнения советских кадров были фронтовики, которых в 1946 г. прибыло в Красноярский край 62180, из которых было устроено 38418 человек в этом же году [2, д. 176, л.100].

Как показывают неполные данные разных лет, число женщин — советских работников в 1948 – 1955 гг. возросло: в Красноярском крае с 27,7 % до 37,6 %, в Восточной Сибири – с 27 % до 31 % [2, д. 177, л. 109]. Неофициальная партийная разнарядка на участие женщин в выборных органах власти всех уровней стала внедряться, начиная со второй половины 1950-х гг. Среди депутатов Верховного Совета СССР того периода они составляли 30%,[14, с. 35] местных советов юга Красноярского края - около 40% [2, д.176, л. 113].

В 1950 - 1960 гг. представительство женщин в органах власти колебалось от 27% в Вер­ховном Совете до 41% в районных Советах депутатов трудящихся. Подобное соотношение держалось вплоть до 1989 г. Следует отметить, что подбор канди­датур осуществлялся под жестким контролем партийных комитетов, а сами Со­веты практически не имели реальной власти [11, с. 84].

Следует акцентировать внимание на один стереотип, гласящий, что женщины в советское время «имели власть» и «эту власть им гарантировали квоты». Действительно, советская государственная политика, начиная с 1919 г., включала в себя квотную партийно-советскую систему продвижения женщин, связанную с необходимостью расширения армии труда при экстенсивном промышленном развитии. Однако к 1960 – 1970 гг. эта система уже утратила первоначальный характер «преимуществ для женщин», и была частью протекционистской и эгалитарной политик относительно разных категорий граждан (гражданства), и в том числе по признаку мужского пола - например, квоты при поступлении в вузы для мужчин, вернувшихся из рядов советской армии. Более того, в сфере политического продвижения, как показывал анализ С. Полениной еще в 1989 г., квотная система позднего советского времени фактически работала согласно принципу предпочтительного выдвижении мужчин кандидатов - квотная система обеспечила 77,5% мест мужчинам, и, следовательно, не может называться системой исключительного продвижения и поддержки женщин [8, с. 22].

Привлечение женщин к активной общественной работе носило однобокий характер. Несмотря на то, что они составляли в Советах от 1/3 до 1/4 общего состава, представительство женщин в высшей номенклатуре было не столь значительным. Нельзя не согласится с Л. Т. Шинелевой, утверждавшей, что женщины-руководители в большинстве своем работали в низовом звене управления [11, с. 85].

Рассматривая вопрос об избирательных кампаниях, необходимо подчеркнуть положительную тенденцию, проявившуюся еще в первые послевоенные годы: с каждыми выборами в местные советы по РСФСР доля женщин в депутатском корпусе края неуклонно повышалась: в 1957 г. — 39,4%, в 1959 г. - 38,3%, в 1961 г. -40,7%, в 1963 г. - 41,6%, в 1965 г. - 42,7%, в 1971г. – 45,8 %, 1975 г. – 46,7 %, 1980 г. – 49 % [2, д. 4837, л. 51 – 57].

В 1970 – 1985 годы КПСС последовательно проводила линию на повышение роли Советов, с тем чтобы каждый из них, начиная от Верховного Совета СССР и кончая сельскими, поселковыми Советами, действительно был частицей верховной власти. «...Советы, - говорил Л. И. Брежнев,- это живая, подвижная, постоянно обновляющаяся организация народа. Так же как в свое время они сумели объединить в общее русло революционное движение масс, их усилия в строительстве социализма, так и теперь, в условиях зрелого социализма, работа Советов еще полнее должна вобрать в себя борьбу за повышение эффективности производства, за выполнение намеченной партией широкой социальной программы, за развитие всех сторон нашей социалистической демократии, то есть за решение задач строительства коммунизма» [1, С. 436].

Советы, продолжали быть массовыми, органами государственного управления, лишь номинально, от высоких лозунгов руководства страны, до реальной силы Советов не было никакой связи. Тот факт, что на протяжении 1970 – 1980 гг. снижалась количество женщин руководящих постов в КПСС, но увеличивалось в Советах, при недостатках их работы, говорило только о номинальной их деятельности. По прежнему затрачивались огромные денежные и человеческие ресурсы на проведения избирательных копаний в Советы. На выборах в Верховный Совет СССР в 1979 г., например, работало 174547 избирательных комиссий, в состав которых входило 1661406 представителей трудовых коллективов и общественных организаций, всех слоев и социальных групп. Среди членов комиссий почти половину (48%) составили женщины.

Схожая динамика роста доли женщин в краевом, городских, районных и сельских советов, была в 1970 – 1980 гг. в Красноярском крае. Общее число женщин в краевых совета увеличилось с 38 % в 1962 г. до 57 % - 1980 г.

Итак, несмотря на значительное увеличение числа женщин среди депутатов местных советов в с 1945 – 1980 гг., их доля среди управленческих кадров неуклонно снижалась. Большинство женщин неактивно выдвигались партийными органами на вышестоящие посты в исполкомы областных, городских и районных Советов.

В целом среди факторов, препятствующих адекватному представительству женщин в сферах политики и управления, целесообразно выделить: социокультурные стереотипы, ориентирующие женщину на семью, воспитание детей и в значительно меньшей степени на участие в политике; низкую степень самооценки, отсутствие в жизненной стратегии большинства женщин притязаний на карьеру политика или руководителя; кризисную ситуацию в экономике страны, падение жизненного уровня большинства семей, разрушение социальной инфраструктуры; жесткую конкуренцию со стороны мужчин в борьбе за значимые посты во властных структурах, отсутствие у большинства женщин необходимых навыков, деловых контактов и финансовых средств для полноправного участия в этой борьбе.

Список литературы

  1. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 6. - М.: Политиздат 1978, - 541 с.

  2. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 1386. Оп. 1.

  3. Женщины в СССР. 1985 г. Статистические материалы. ЦСУ СССР. – М.: Статиздат, 1985 . - 609 с.

  4. Красноярская краевая организация КПСС в цифрах и документах. 1917-1981. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. - 389 с.

  5. Новикова Э.Е. Женщины в развитом социалистическом обществе. - М., Прогресс, 1985. - 231с.

  6. Правда. 1963. 8 марта.

  7. О дальнейшем улучшении идеологической, политической воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26.04.1979 г. – М.: Политиздат, 1979. – 321 с.

  8. Поленина С.В. Участие женщин в государственной и общественной жизни. //Труд, семья и быт советской женщины. М.: Юридическая литература, 1990. – с. 22 – 29.

  9. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 89. Оп. 22.

  10. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.17. Оп. 89.

  11. Шинелева Л. Т. Участие женщин в принятии решений //Женщины России в XX столетии. Уроки прошлого, реалии и перспективы. – Иваново, «Адам и Ева», 1993. – 184 с.

  12. Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР. - М.: Политиздат, 1978. – 204 с.

  13. Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в области женщин (1900 - 2000). – М.: Адам и Ева, 2002. – 168 с.

  14. Хасбулатова О. А. Этапы российской государственной политики по вовлечению женщин в сферу государственного управления (1990-1999) // Женщина в российском об­ществе. 1999. - № 3. – С. 33 – 42.

Библиографическая ссылка

Медведкина Евгения Ивановна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЖЕНЩИН В СФЕРУ УПРАВЛЕНИЯ СССР В 1950-1980 е ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ЮГА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7848 (дата обращения: 20.11.2024).



Сертификат Получить сертификат