Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола, что требует учета возрастных особенностей полоролевой социализации. Многие авторитетные отечественные учёные (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган [2], Д.В. Колесов [3], И.С. Кон [4] и др.) склоняются к мнению, что первичная полоролевая идентичность (понимание принадлежности к определённому полу и представление о половых ролях) устанавливается к концу дошкольного детства. В дальнейшем возможности организованных воздействий на систему полоролевой идентичности ребёнка снижаются, поэтому старший дошкольный возраст можно считать наиболее сензитивным периодом для формирования условий, способствующих принятию ребёнком своей социальной принадлежности по признаку пола, адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и женственность в национальной культуре.
Между тем, освоение детьми культуросообразных форм маскулинности и фемининности сегодня, по мнению В.В. Абраменковой [1] весьма затруднено по многим причинам. Это и отход от духовных ценностей, цементировавших национальное самосознание и единство народа, и кризис семьи, института законного брака, и либерализация половой морали, и сексологизация детской субкультуры, и недостаточная компетентность педагогического персонала образовательных учреждений по вопросам полоролевого воспитания, и агрессивное внедрение инородных культурных знаков, обслуживающих полоролевую идентификацию подрастающего поколения.
Основные внешние источники формирования полоролевой идентичности ребёнка (семья, дошкольные учреждения, школа, сверстники, средства массовой информации, народная культура) предлагают различные, плохо стыкующиеся между собой тендерные ценности и установки, что значительно осложняет психосексуальное и социальное развитие ребёнка, ослабляет его психосексуальное здоровье, затрудняет выбор конструктивных, культурорелевантных паттернов маскулинности/фемининности. В настоящее время при воспитании ребенка не учитывается его половая социализация как одна из важнейших характеристик развития личности. А ведь многое в формировании личности зависит от того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации в дошкольном возрасте. Полоролевая социализация, в свою очередь, включает в себя формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремление повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола. Это обусловливает актуальность проблемы полоролевой социализации.
В нашем исследовании изучались особенности полоролевых представлений и полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста. С этой целью использовались следующие диагностические методики: наблюдение за поведением ребенка (автор - Н.Е. Татаринцева); тест "Нарисуй человека" (автор - А.М. Прихожан); методика половозрастной идентификации (автор: Белопольская Н.Л.).
Наблюдение за поведением детей в подготовительной группе ДОУ показало, что дошкольники предпочитают играть со сверстниками своего пола (100%). Среди девочек 100% играют в куклы, 33% играют в конструктор, 17% играют в животных. Среди мальчиков 100% играют в машинки, 25% играют в конструктор, 25% играют в электронные игры, и 25% в роботов. 64% детей предпочитают брать на себя подчиненные роли, остальные 36% берут на себя роль вожака. 21% детей проявляют агрессивный характер игровых действий с разными предметами и игрушками. У всех детей наблюдается адекватность полоролевого поведения.
При анализе рисунков было выявлено, что 71% детей относится положительно к себе как к представителю своего пола. Это подтверждается тем, что эти дети изобразили себя больше похожими на рисунок хорошего мальчика/девочки. 29% детей относятся к своему полу негативно. Девочки все относятся позитивно к своему полу. Из мальчиков же половина (50%) относится к своему полу положительно, вторая половина – негативно. У 7 (50%) детей половая принадлежность не выявлена. Человек рисовался ими в виде головоногого существа или контура фигуры человека. Образ мужчины не выражен никаким образом (такие рисунки принадлежат только мальчикам). Человек нарисован из палочек, кругов и прямоугольников. У остальных 7 (50%) детей – ярко выраженная половая идентификация. На рисунках этих детей представлены разнообразные признаки пола, которые проявляются достаточно четко. В образе мужчины и женщины прорисованы как основные признаки пола, так и дополнительные признаки мужественности и женственности. Дополнительные признаки пола: у мужчин – короткие волосы, брюки, ботинки, шляпа; у женщин – длинные распущенные волосы, косички, длинные реснички, платье, юбка, туфли, украшения, корона, бантики.
В результате диагностики половозрастной идентификации выявлено, что 4 ребенка (29%) идентифицировали себя с дошкольниками своего пола. 57% идентифицировали себя как школьников, 7% - как мужчину, 7% - как девушку. 12 детей (86%) смогли идентифицировать свой прошлый образ с младенцем на картинке. В качестве образа «будущего» дети выбирали разные картинки: картинки с изображением школьника – 5 детей (36%), с изображением юноши (девушки) – 8 детей (57%), с изображением старика – 1 ребенок (7%). Практически все дети правильно устанавливали последовательность идентификации от младенца до старика – 11 детей (79%), но некоторые – 3 ребенка (21%) – испытывали затруднения в идентификации себя с образом старость и образом взрослого человека. Самым привлекательным образом для детей оказался образ юноши (девушки) – 9 детей (64%), а не привлекательным образ старика – 11 детей (79%). Из всех девочек только 50% правильно идентифицировали себя как дошкольниц. 25% идентифицировали себя как школьниц и 13% как девушку. Из мальчиков только 13% смогли себя правильно идентифицировать как дошкольников. 75% идентифицировали себя как школьников и 13% как мужчину.
Исходя из выявленных особенностей полоролевых представлений и полоролевого поведения старших дошкольников мы сделали вывод о том, что закономерности полоролевой социализации в данном возрастном периоде определяют необходимость решения следующих задач полоролевого воспитания: развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности, способствующее новообразованию: осознанию собственного образа "Я" мальчика/девочки, первичному осознанию своих переживаний, развитие способности противостоять негативным явлениям полоролевой социализации дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ, 2000. - 416 с.
Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика,1996.-160с.
Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания , 2010. № 1(2). - C. 54 - 58.
Библиографическая ссылка
Гонина О.О. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7920 (дата обращения: 23.12.2024).