Руководитель по научной и инновационной деятельности
ГОБУ СПО ВО «БСХТ»
г. Борисоглебск, РФ
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЮ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы обусловлена тем, что качественное, современное образование – это залог устойчивого развития нашей страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать.
Стратегия развития профессионального образования России отражена в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ», концепции регионального развития профессионального образования, целях и задачах «Стратегии 2020», государственной программе развития образования на 2013-2020 годы, что должно способствовать построению современной модели подготовки кадров нового поколения.
Однако, в настоящее время существует ряд современных вызовов развитию профобразования. Во-первых, недостаток квалифицированных кадров. Как показывают исследования, 25% компаний считают ключевым ограничением для инновационного развития отсутствие необходимых кадров. Почти 70% компаний считают, что столкнутся с нехваткой кадров в течение ближайших 2-3 лет. Наконец, нехватка кадров нужной квалификации ограничивает текущее развитие 60% компаний [1].
Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики, и, не в последнюю очередь, это касается агропромышленного комплекса. Развитие экономики Воронежской области, интенсивно изменяется в инвестиционной и инновационных сферах, процессы материально-технического перевооружения производств и сферы услуг заметно изменяют требования работодателей к квалификациям работников, к уровню выпускников, что ведет к необходимости кардинальной перестройки деятельности региональной системы образования [3]. Для этого планируется в Воронежской области средствами программно-целевого метода создать адаптивную к внешним требованиям областную сеть учреждений профессионального образования для обеспечения социально-экономического развития области востребованными кадрами.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 № 65-03, кластерная политика региона направлена на реализацию проектов в тех секторах экономики, которые ориентированы на наличие значительного потенциала роста рынков сбыта.
На первоначальном этапе реализации стратегии значительное внимание уделяется проектам в кластерах, связанных с машиностроением, продуктами питания, агропромышленным комплексом, оборонно-промышленным комплексом, обеспечением сырьевых отраслей, строительством и жильем, индустрией знаний и информационными технологиями. Для повышения качества достижения цели и задач программы осуществляется объединение усилий региональной системы образования и работодателей приоритетных отраслей.
Во-вторых, демографическая ситуация, которая отражает общее снижение численности, «демографический крест», наконец международная конкуренция.
В-третьих, внутренняя конкуренция, на рынке труда, миграция, конкуренция между уровнями профессионального образования.
В этих условиях необходимо появление нового лица профессионального образования, Это должно выразиться, прежде всего, в разработке новых региональных программ развития ПО, создании современной сети организаций ПО, как-то, региональные центры, образовательные кластеры, государственно-частное партнерство, целевая подготовка кадров, независимая оценка качества профессионального образования, сертификация квалификаций, инвестиции в развитие ресурсного обеспечения ПО, многоканальное финансирование.
Подготовка квалифицированного кадрового состава должна развиваться, используя такие векторы развития системы ПО, как компетенции, научно-исследовательская деятельность, предполагающая государственное признание научной деятельности в СПО; национальный проект «Образование», то есть, возобновление Приоритетного национального проекта «Образование»; социальное партнерство – интеграция бизнеса и образования. Формирование государственного задания; развитие ресурсных и отраслевых центров подготовки – ФЦПРО. Создание центров прикладных квалификаций.
Определив векторное развитие системы профессионального образования необходимо указать на системные проблемы профессионального образования, прежде всего в среднем профессиональном образовании. Это несоответствие профессионального образования потребителям экономики. Слабая мотивация преподавателей и мастеров производственного обучения. Не случайно сейчас со стороны Рособрнадзора уделяется внимание подбору кадров в системе СПО.
Недостаточный уровень учебно-методической и материально-технической базы профессионального обучения. Несовершенство механизмов социального партнерства, слабая мотивация молодежи, социальные проблемы.
В результате решения всех обозначенных проблем на первый план выдвигаются стратегические направления развития ПО:
* оптимизация объемов и направлений подготовки кадров;
* актуализация перечня специальностей и профессий;
* формирование современной сети организаций ПО, РЦ, ЦПК;
* создание новых механизмов социального партнерства;
* разработка национальной системы квалификаций;
Национальная система квалификаций (НСК) представляет собой систему взаимодействия сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на рынке труда. НСК фактически является средством классификации квалификаций на основании совокупности критериев по установленным уровням достигнутых результатов обучения, которое призвано интегрировать и обеспечивать координацию национальных подсистем квалификаций и оптимизировать прозрачность, доступность, смену и качество квалификаций на благо рынка труда и гражданского общества [2, c.11].
* разработка профессиональных стандартов и развитие ФГОС.
Впервые в проекте федерального закона «Об образовании в РФ» появилось понятие профессионального стандарта, положения которого должны учитываться при разработке образовательных стандартов, над чем сейчас работают образовательные учреждения СПО и начинают внедрять в образовательный процесс [4, ст.11];
* реализация концепции обучения в течение всей жизни;
Концепция обучения в течение всей жизни, которая формировалась как отражение растущего осознания важности знаний и постепенного повышения роли и образованности населения для успешного развития общества и его граждан, является общей концептуальной рамкой для развития системы образования и обучения в настоящее время в большинстве стран мира. В Европейском Союзе задача формирования национальной стратегии обучения в течение всей жизни является одной из главных задач Лиссабонской стратегии и политического документа «Образование и обучение 2010», а также Стратегической рамки европейского сотрудничества в области образования и обучения до 2020 г. [5].
* повышение престижа рабочих профессий, профориентация;
* формирование системы независимой оценки качества;
* повышение социального статуса преподавателя;
* развитие международного сотрудничества.
Таким образом, осуществив поиск эффективных механизмов взаимодействия рынка труда и профессионального образования, обеспечив качество формируемых компетенций, модернизировав профессиональное образование для устойчивого развития экономики можно решить проблемы профессионального образования в условиях глобальных вызовов.
Литература:
Демин В.М. Профессиональное образование России: доступность, качество, эффективность [Электронный ресурс]: сайт – www.krstc.ru (дата обращения 22.05.2013 г.)
European Commission 2008. c.11
Программа «Модернизация системы профессионального образования Воронежской области» //Федеральный информационный центр конвергентных технологий [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://fickt.mgup.ru/2012/05/11 . - Дата доступа 23.05.2013.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – 2012. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - Дата доступа: 23.05.2013.
Сообщение европейской комиссии для европейского парламента, совета, европейского экономического и социального комитета регионов / Европейская комиссия. – Брюссель, 9.06.2010.
Библиографическая ссылка
Костенко А.Ф. Современные вызовы развитию профобразования // Актуальные вопросы современного российского образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/7928 (дата обращения: 21.12.2024).