Опыт учета требовании работодателей при разработке основной образовательной программы
Одним из направлений модернизации российской системы образования стал переход на двухуровневую подготовку – бакалавриат-магистратура, закрепленный в новой редакции Федерального закона об образовании № 273 ФЗ.
Под профессиональным обучением в этом законе понимается процесс обучения, направленный на освоение лицами знаний и умений, приобретение опыта деятельности, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда, который не сопровождается повышением уровня образования.
Процесс профессионального обучения рабочих кадров переориентируется на образовательные организации среднего профессионального образования, которые также ведут подготовку по двухуровневой системе: профессиональное обучения рабочих – среднее профессиональное образование (прикладной бакалавриат).
Можно говорить об уничтожении целой ветви профессионального образования – начального профессионального образования и перевод процессов подготовки рабочих кадров в сферу действия среднего профессионального образования, которая изначально была ориентирована на подготовку специалистов среднего звена - техников (ныне – прикладной бакалавриат) [3].
Для выявления потребностей в умениях выпускников Сергинского многопрофильного техникума было проведено маркетинговое исследование на предприятиях города, являющихся социальными партнерами выпускников Сергинского многопрофильного техникума.
Под маркетинговым исследованием мы понимали анализ, планирование, реализация и текущий контроль тщательно сформулированных программ, активизирующих обмен ценностями среди целевых групп для достижения системы целей [2]. Маркетинговое исследование, которое проводится с целью принятия управленческих решений, а также маркетинговую деятельность, направленную на выработку сопровождения реализации управленческих решений. Общая структура маркетингового исследования (см. рисунок 1).
В ходе анализа литературы по вопросам проектирования содержания подготовки станочников на основе ФГОс-3 было выявлено противоречие между востребованным работодателями профессиями и отсутствием их в ООП в Сергинского многопрофильного техникума.
Противоречие определило проблему, решаемую в рамках предлагаемого в настоящей работе маркетингового исследования: какие ключевые компетенции следует формировать у станочника и на каком уровне, чтобы выпускник был востребован на рынке труда Сергинского района.
В результате исследования предполагается выявить потребности в тех умениях которые лежат в основе ключевых компетенций, сформировать содержание образования или откорректировать профессиональные образовательные программы с учетом требований работодателей.
Предложить технологии обучения, ориентированные на развитие тех или иных компетенций, заявленных работодателями, и достижение заданного уровня их сформированности.
Цель исследования – проведения анализа потребности в умениях выпускников Сергинского многопрофильного техникума по профессии «Станочник (металлообработка)» на основе требований ФГОС НПО и выявить требования работодателей к результату образования для максимального соответствия обучения постоянно меняющемуся спросу рынка труда. Цель исследования находит отражение в следующих задачах:
Задача 1. Определить перечень работодателей / ассоциаций работодателей, ориентируясь на современные, передовые образцы производственной деятельности, где происходит техническое и технологическое перевооружение
Задача 2. Провести анализ тенденций рынка труда, собрать и проанализировать вторичную информацию
Задача 3. Выявить прогнозируемые ожидания работодателей относительно компетенций работников конкретной профессии
Определение проблемы
Постановка цели и задач
Подготовка
инструментария
Анализ собранной информации и представлениеполученных результатов
Отбор источников информации
Проведение
исследования
Рисунок 1 – Общая структура маркетингового исследования
Объект исследования: рынок труда
Предмет исследования: профессиональная деятельность станочника на предприятиях города и области, а также те ключевые компетенции, которые определяют успешность ее выполнения.
Методика: анализ потребности в умениях как разновидность анализа деятельности.
АПУ (анализ потребностей в умениях) – метод маркетингового исследования, разновидность анализа деятельности, инструмент планирования и совершенствования содержания профессиональных образовательных программ в части их соответствия требованиям рынка труда
Анализ - умение разбивать материал на составляющие для выявления структуры, метод научного исследования, состоящий в мысленном расчленении целого на составные элементы и их исследовании для установления существенных свойств
Потребности – это нужда в чем – то, это такое состояние человека, коллектива или общества в целом, при котором они начинают осознавать зависимость своего развития от каких либо объективных условий
Умение - способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности, направленной на решение определенного класса задач.
Последовательность исследования включает следующие этапы:
1. Сбор вторичной информации о рынке труда (по профессии);
2. Отбор и утверждение перечня работодателей/объединений, ассоциаций в качестве объектов исследования;
3. Установление контактов с руководителями предприятий – объектов исследования;
4. Определение инструментов и методов исследования;
5. Разработка анкет и подготовка интервьюеров для проведения опроса;
6. Проведение исследования;
7. Обработка полученной информации и ее анализ;
8. Подготовка отчета с выводами и рекомендациями по корректировке программ обучения;
Подготовка инструментария
Для данного исследования были выбраны следующие методы сбора информации:
Опрос – метод сбора первичной вербальной информации основанный на непосредственном (интервью) и опосредованном (анкетирование) взаимодействии исследователя и респондента.
Анализ документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в какой-либо форме.
Для проведения исследования был разработан опросник, который имел блочно-модульную структуру и позволял работать с разными респондентами (работодателями / ассоциациями работодателей) и по разным профессиям одного профиля. Опросный лист для анализа потребностей в умениях должен содержать информацию, имеющую значение для совершенствования подготовки специалистов по профессии «Станочник (металлообработка)». В разработке опросного листа принимали участие рабочие группы всех учебных заведений области соответствующего профиля совместно с профильным ресурсным центром, базирующимся в Сергинском многопрофильном техникуме. Был организован ряд «Круглых столов» и семинаров, где решались вопросы по структуре и содержанию опросного листа. В рабочую группу от нашего учебного заведения входил Спиркин Евгений Викторович (мастер производственного обучения 1 кв. категории).
При составлении опросных листов мы руководствовались следующими правилами:
В опросном листе основной и контрольный вопрос должны перемежаться другими вопросами, чтобы не улавливалась прямая связь между ними
Косвенный вопрос контролирует ответ на прямой, открытый и закрытый вопросы
Контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования
Соблюдение пропорции положительных и отрицательных суждений.
Понятный язык опросного листа
Опросный лист должен быть строго структурирован
Опросный лист разрабатывается по принципу «воронки», от простого к сложному
Ответ на последующий вопрос не должен содержаться в предыдущем
Установка на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы
Процесс подготовки и проведения опроса состоял из нескольких этапов.
На первом этапе производился анализ литературы по вопросам разработки опросных листов (опросников) для проведения интервьюирования. Анализ психологической и научно-исследовательской литературы показал, что для проведения опроса, направленного на выявление актуальных для предприятия компетенций следует выявить следующие данные:
1. Структуру производственного процесса предприятия и направленность его на развитие производства
2. Основные направления кадровой политики предприятия.
3. Компетенции, рабочего по профессии «Станочник» (металлообработка) актуальные для предприятия в настоящее время и в будущем и уровни их сформированности.
Блок 1 – Паспорт респондента. Цель этого блока - сбор необходимых данных для установления и поддержания контактов, оценка соответствия респондента 1-3 требованиям, предъявляемым исследованием
Блок включает следующие элементы содержания: общие сведения о предприятии: название предприятия (организации), руководитель (фамилия имя отчество), адрес юридический, адрес фактический, контактный телефон, факс, адрес электронной почты, форма собственности, год основания. Контактное лицо: фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, адрес электронной почты.
Блок 2 Перспективы и состояние предприятия. Цель блока оценка перспектив развития предприятия по следующим направлениям:
Блок 3 – кадровая политика предприятия. Цель данного блока выяснить основные направления развития кадрового потенциала предприятия.
Блок 4 – анализ профессиональной деятельности рабочих по исследуемой специальности. Цель данного блока – выявление наиболее актуальных компетенций из списка, предложенного в стандарте, и уровней их сформированности.
Блок 1 раскрывается следующими вопросами.
1. Название предприятия и его юридический адрес.
2. Фамилия, имя, отчество руководителя предприятия
3. Форма собственности
4. Год основания
5. Контактный телефон и электронный адрес
Блок 2 раскрывается следующими вопросами;
1. Отметьте, пожалуйста, какие из перечисленных специальностей (профессий) востребованы на Вашем предприятии сегодня и на перспективу. По последней позиции постарайтесь указать прогноз на 2-3 года.
2. Пожалуйста, напишите, входит ли Ваше предприятие в какую-либо ассоциацию (объединение) работодателей, если «Да», то в какую.
3. Отметьте, пожалуйста, взаимодействует ли Ваше предприятие (организация) с образовательными учреждениями? Если «Да», то с какими образовательными учреждениями начального профессионального образовании (НПО) и среднего профессионального образовании (СПО) Вы взаимодействуете и какие формы Вы считаете целесообразными для взаимодействия с образовательными учреждениями НПО и СПО (осуществляется сегодня и планируется к осуществлению в перспективе)
4. Готовы ли Вы к сотрудничеству с образовательными учреждениями ПО и СПО по определению потребности в умениях специалистов?
5. Оцените, пожалуйста, инновационность Вашего производства и укажите, пожалуйста, предполагается ли дальнейшая модернизация на Вашем предприятии.
Респондентом в блоке 2 выступает один из руководителей высшего звена обследуемого предприятия (в том числе, директор предприятия или заместитель)
Блок 3 раскрывается следующими вопросами
1. Укажите, пожалуйста, количество специалистов по профессиям, связанным со станочной обработкой (станочники) и их возрастной ценз.
2. Укажите, пожалуйста, количество работников по каждой из перечисленных профессий, имеющих начальное или средне профессиональное образование.
3. Отметьте, пожалуйста, какая динамика численности рабочих станочников по за 3-5 лет.
4. Перечислите, пожалуйста, какова квалификация станочников, востребованных на предприятиями.
5. Оцените объем выпускников поступивших на работу по профессии станочник после окончания учреждений НПО и СПО за последние 3-5 лет
6. Отметьте, пожалуйста, разработаны и/или используются на Вашем предприятии корпоративные стандарты для профессии станочник.
7. Отметьте, пожалуйста, какие личностные качества приветствуются на Вашем предприятии у рабочего станочника.
8. Отметьте, пожалуйста, предоставляются ли работнику Вашего предприятия возможность повышения квалификации и переподготовки.
9. Отметьте, пожалуйста, как осуществляется повышение квалификации на Вашем предприятии.
9. Запишите, пожалуйста, какие образовательные учреждения НПО и СПО участвуют в повышении квалификации и по каким профессиям/специальностям.
Респондентом в блоке 3 выступает начальник или заместитель начальника отдела кадров предприятия (кадровой службы)
.
Блок 4 раскрывается следующими вопросами, направленными на выявление актуальных для предприятия компетенций из перечисленных в региональном компоненте образовательного стандарта и уровней из сформированости:
1. Оцените, пожалуйста, значимость следующих компетенций для специалистов Вашего предприятия по шкале от 1 до 5 баллов
2. Заполните, пожалуйста, таблицу, указав требования к уровню сформированости перечисленных компетенций, которые предъявляются вашим предприятием.
Респондентом в данном блоке выступает руководитель структурного подразделения, в котором работают станочники.
На втором этапе производился отбор тех предприятий на базе которых проводилось интервьюирование.
Основными критериями отбора являлись:
Наличие профессий, связанных с металлообработкой
Направленность предприятий на развитие современного производства
Наличие на предприятии связей с учебными заведениями НПО и СПО.
Первоочередность включения предприятий из выше перечисленных
- по максимальному количеству признаков
- максимальное количество профессий.
Проверочные показатели: каждое предприятие должно соответствовать хотя бы одному из признаков:
- инновационность
- уникальность
- наличие работающих выпускников ОУ по данной профессии
– полный спектр выполняемых функций и видов деятельности по профессии.
Количество респондентов (единиц опроса)
Блок 1, 2, 3 – максимально по одному респонденту (возможно и один, если компетентен во всем вопросах)
Блок 4. на одном предприятии по одной профессии – не менее двух: 1-2 –непосредственный руководитель, 1- 5– работающий по данной профессии по рекомендации руководителя, хорошо знающего специфику работы на данном предприятии (в случае возможности желательна выборка по стажу работы (от 3 до 5 лет, более 5 лет), по квалификации ( по возможности наиболее высокая), по возрасту (разновозрастные категории).
Типы отражают не личностные различия, а характеризуют виды информации, которые они могут предоставить .
Ключевые информаторы - которые предоставляют информацию, касающуюся стратегических проблем исследования
Специальные респонденты – это люди, которые предоставляют информацию, непосредственно касающуюся проблемы исследования
Типичные представители – это представители социально-профессиональных групп
С учетом выбранных критериев, нами были выделены следующие предприятия, на которых и проводилось интервьюирование.
ОАО «Михайловский механический завод» (г. Михайловск),
ОАО «Уралбурмаш» (г. Верхние Серги),
ООО «НСТООИ» (г. Нижние Серги),
Опрошенные предприятия входят в «Министерскую выборку» и являются крупными, развивающимися и инновационными, поэтому опрос на данных заводах по другим профессиям/специальностям будет целесообразен.
Профессия «Станочник (металлообработка) и специальность «Технология машиностроения» имеются на всех исследуемых предприятиях. Инновационные технологии и оборудование есть на всех предприятиях.
Предприятия, на которых проводился опрос, являются крупными (т. е имеют работающих более 1000 человек), имеют несколько территорий в городе и пригороде. Отсюда, проанализировав данные предприятий, мы сделали вывод, что они используют как устаревшие технологии, оборудование, приспособления, инструменты, материалы, так и стандартные, новые, современные. Это же относится и к инновационности производства: работодатели говорят как о локальной , так и о модульной, системной инновации производства.
В целом по предприятиям металлообрабатывающего профиля потребность в кадрах по реализуемым профессиям/специальностям: на сегодня – 220 человек, в перспективе – так же 220 человек, т.е. динамики не прослеживается.
На третьем этапе проводилось интервьюирование
Подготовка и проведение интервьюирования производилась в следующей последовательности:
1. Подготовка письма и встреча с руководителем предприятия (организации) – директор ОУ
2. Согласование с руководителем предприятия действий по проведению опроса (назначение контактного лица, определение дат проведения и ответственных за каждый блок)
3. Ознакомление ответственных за 1-3 блоки с содержанием блоков. Предварительная беседа. Самостоятельная работа респондента по уточнению информации (по мере необходимости). Уточняющая беседа с респондентом.
4. Встреча с непосредственным руководителем по данной профессии. Проведение опроса. Определение респондентов, непосредственно работающих по данной профессии
5. Встреча с непосредственно работающим по данной профессии. Проведение опроса.
6. По возможности наблюдение за работой на рабочем месте (по согласованию с руководителем). Уточнение блока 4.
Проводилась нумерация опросных листов для определения полноты выборки и для того, чтобы не обработать дважды. Выписывались ответы на открытые вопросы. Если необходимо, то соответствующие позиции открытых вопросов кодировались.
Анкеты проверялись на полноту и точность заполнения: все блоки, все вопросы, ответы.
Проверялась точность выполнения с формальной точки зрения: если на альтернативные вопросы даны два варианта ответов, опросный лист не выбраковывается, а уточняется.
Дополнительно проверялись анкеты с многочисленными исправлениями анкеты, а так же анкеты, заполненные разными ручками или разным подчерком, «слишком аккуратные».
Из массива исключались анкеты заполненные менее чем на 23 (по количеству ответов на закрытые вопросы) и проводился логический анализ анкет.
В результате интервьюирования были получены следующие данные.
1. Все предприятия выбрали приоритетным такое направление развития, как расширение новой продукции. Кроме того, все предприятия предполагают в дальнейшем модернизацию своего предприятия по всем направлениям: новое оборудование, технологии и выпуск новой продукции (см. рисунок 2).
В связи с этим три предприятия отмечают увеличение численности работников по профессиям: токарь-универсал, станочник (металлообработка), слесарь. Предприятие ОАО «Уралбурмаш» планирует увеличить численность рабочих по профессии: «Электрогазосварщик» и «электросварщик ручной сварки». Кроме того, им необходимы такие специалисты как: регулировщик аппаратуры и приборов, монтажник радиоаппаратуры, слесарь-сборщик, сварщик-аргонщик, сварщик серебром, сварщик углекислотой.
Предприятию ООО «НСТООИ» требуются токари и фрезеровщики. Предприятию ОАО «Михайловский механический завод» требуются слесарь-сборщик, токарь, фрезеровщик и техник по ремонту ПК, наладчик станков с ЧПУ.
Работодатели из предложенных способов поиска работников выделили как приоритетные – через формы взаимодействия с ОУ НПО и СПО и через объявления в СМИ. Дополнительно ОАО «Михайловский механический завод» ищет работников на «Ярмарке вакансий» и через бегущую строку в транспорте и на остановочных комплексах.
Рисунок 2 – Направления развития предприятий
Распределение потенциальной кадровой насыщенности предприятий см. рисунок 3, а взаимодействие с образовательными учреждениями см. рисунок 4.
Рисунок 3 – Кадровая насыщенность предприятий
(количество занятых работников)
Рисунок 4 – Взаимодействие предприятий с образовательными учреждениями
На всех предприятиях используется Единый тарифный квалификационной справочник, а для ИТР разработаны должностные инструкции.
При приеме на работу на предприятиях предъявляются следующие требования по профессиям:
ОАО «Уралбурмаш» набирает рабочих в возрасте до 50 лет, по стажу не менее 1 года и уровню квалификации не менее 2-3 разряда. В основном, на предприятие по профессиям НПО принимают мужчин (на операторов станков с ПУ и женщин), операторы и бухгалтера – женщины, на остальные профессии/специальности требований по полу не предъявляется.
На ООО «НСТООИ» принимают станочников и пенсионного возраста. На других предприятиях жестких требований при приеме на работу нет. Все предприятия ориентированы на взаимодействия с образовательными учреждениями. На каждом предприятии существуют свои традиции и элементы корпоративной культуры. Трудовая дисциплина обязательна на всех предприятиях.
ОАО «Михайловский механический завод» периодически организует выезды на базу, выставки рисунков, конкурсы; чествование ветеранов, участников ВОВ, ведется работа с молодёжью. Поддержка существующих трудовых династий, система поощрения имеют место на ОАО «Михайловский механический завод» (см. рисунок 5)
Рисунок 5 - Наличие стандартов предприятия
Общие и профессиональные компетенции специалистов на предприятиях оцениваются по баллам. Основные оценки приведены в таблице 1, а диаграмма их соотношения приведена на рисунке 6.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
5
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
8
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
8
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
9
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
4
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
4
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
5
ПК 1.1. Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.
9
ПК 1.2. Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.
10
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).
4
ПК 1.4. Проверять качество обработки поверхности деталей.
10
ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.
Рисунок 6 – Компетентностный профиль Станочника (металлообработка» на основе анализа требований работодателей
Анализ исследуемых технологий, оборудования, инструментов и приспособлений показал, что на этих крупных предприятиях ведется модернизация производства. Так как данные предприятия работают в основном по специальным государственным заказам, поэтому изготовление типовых деталей ограничено. Контроль за изготовлением детали производят сами станочники, готовые детали сдаются в ОТК.
В результате анализа опросных листов с позиций соотнесения номенклатуры и уровней сформированности общих и профессиональных комптенций заявленных предприятиями и состава и структуры производственного процесса мы пришли к выводу, что по профессии станочник необходимы следующие дополнительные умения и знания:
Уметь сделать сложную оправку, приспособление (сделать эскиз и самостоятельно изготовить)
При работе на многоцелевых станках, станках с ЧПУ нужно уметь выполнять следующее операции - фрезерные, расточные, сверлильные.
Знать систему обозначения марок легированных сталей и уметь их расшифровывать
Знать виды легированных и высоколегированных сталей
Знать различные структуры из станков с ЧПУ, ЦПУ, многооперационных, агрегатных и специальных накопителей инструментов
Умения, которые были выделены нами на основании анализа результатов проведенного маркетингового исследования, а также на основании результатов анализа материальной базы предприятий – респондентов, легли в основу тех ключевых компетенций, которые представлены в вариативном компоненте федерального государственного образовательного стандарта.
Библиографический список
1. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. – М.: Высш. шк., 1987. – 340 с.
2. Базаров Т. Ю. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации. – http: // noulic. ru.
4. Сборник типовых программ для подготовки токарей на производстве (механическая обработка металлов) / Отв. ред. Т.А. Епифанова. – М.: Высш. шк.,1982. – 18 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка)
6. Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 29.12.2012.
7. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. – 288 с.
Библиографическая ссылка
Д.Г. Мирошин, Е.В. Спиркин ОПЫТ УЧЕТА ТРЕБОВАНИИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/8010 (дата обращения: 19.11.2024).